Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Основная цель развития отрасли здравоохранения – повышение качества и доступности оказания медицинской помощи населению. Главным результатом усилий и действий государственных органов исполнительной власти на всех уровнях является реальное влияние на состояние здоровья россиян и исполнение целевых показателей в сфере охраны здоровья граждан.
Цель исследования – рассмотреть и проанализировать реализацию государственной политики субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан (на материалах Министерства здравоохранения Свердловской области).
Задачи исследования:
1) изучить государственную политику Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан: цели, задачи, разделение полномочий;
2) рассмотреть нормативно – правовые основы реализации государственной политики Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан;
3) проанализировать современное состояние реализации государственной политики в сфере охраны здоровья граждан в Свердловской области.
Предмет исследования - государственная политика Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, объект – Свердловская область.
По структуре работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения и спсика использованной литературы.
Глава 1. Теоретико–правовые основы реализации государственной политики Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан.
1.1. Государственная политика Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан: цели, задачи, разделение полномочий
Институциональные преобразования, связанные с реализацией административной и бюджетных реформ, ориентированы на повышение эффективности использования бюджетных средств и обеспечение качества государственных (муниципальных) услуг, в частности медицинского обслуживания населения. Основной целью государственной политики в сфере здравоохранения на период до 2020 г. является формирование системы, обеспечивающей доступность медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки. Под государственной политикой в сфере здравоохранения будем понимать систему ценностей и целей, совокупность управленческих мер, решений и действий, направленных на обеспечение государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в надлежащем объеме и соответствующего качества для снижения смертности, повышения рождаемости, увеличения продолжительности жизни населения страны.
Ответственное за разработку и реализацию государственной политики в сфере здравоохранения Министерство здравоохранения и социального развития РФ, будучи органом исполнительной власти, через подведомственные ему организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями осуществляет также нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей.
Проблемно-управленческое дерево государственной политики в сфере здравоохранения – на федеральном уровне:
- Министерство здравоохранения и социального развития, включая Федеральное агентство по здравоохранению и социальному 3 развитию России, Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральное медико-биологическое агентство, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
– на региональном уровне: департаменты здравоохранения регионов, территориальные фонды обязательного медицинского страхования;
– на муниципальном уровне: филиалы территориальных фондов обязательного медицинского страхования, управления здравоохранения администраций муниципальных образований.
Субъектами управления являются медицинские учреждения (организации) государственного и негосударственного секторов здравоохранения.
Государственный сектор здравоохранения объединяет:
– государственные учреждения здравоохранения (лечебно-профилактические учреждения; научно-исследовательские учреждения (организации); образовательные медицинские учреждения; фармацевтические предприятия (учреждения); учреждения судебно-медицинской экспертизы; санитарно-профилактические учреждения; аптечные учреждения; предприятия (учреждения) по производству медицинских препаратов и медицинской техники; службы материально-технического обеспечения; иные предприятия (учреждения, организации));
– региональные учреждения здравоохранения (республиканские, краевые, областные медицинские учреждения (организации); республиканские, краевые, областные аптечные учреждения (предприятия); республиканские, краевые, областные фармацевтические предприятия (учреждения));
– муниципальные учреждения здравоохранения (медицинские учреждения (организации); аптечные учреждения (предприятия); фармацевтические предприятия (учреждения)).
Негосударственный сектор здравоохранения – это:
– частные медицинские организации;
– частнопрактикующие врачи, осуществляющие деятельность в качестве предпринимателей без образования юридического лица;
– организации по производству и реализации медицинского оборудования;
– фармацевтические организации;
– аптечные организации;
– торговые объекты, реализующие протезно-ортопедическую продукцию.
Объектом управления служат отношения между субъектами системы здравоохранения в условиях институциональных преобразований и перехода на принципы управления по результатам. В качестве рычагов, стимулов и инструментов государственной политики в сфере здравоохранения используются:
– нормы амортизации;
– налоговые льготы;
– национальные проекты;
– гарантированная помощь;
– штрафы и пени;
– арендные ставки;
– вознаграждения.
Функции и методы публичного и корпоративного управления в сфере здравоохранения:
– прогнозирование и планирование;
– субсидирование на основе софинансирования;
– государственное и муниципальное финансирование, в том числе программ ОМС;
– распределение бюджетных трансфертов;
– бюджетирование, ориентированное на результат;
– тарифная политика в системе ОМС;
– налогообложение;
– кредитование;
– амортизационная политика;
– финансовый контроль и др.
Финансовые ресурсы медицинских учреждений (организаций) складываются из денежных поступлений, полученных в результате перераспределения, и доходов от приносящей доход деятельности по оказанию платных медицинских услуг, которые находятся в распоряжении учреждения (организации) здравоохранения и предназначены для выполнения государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в рамках программ ОМС. Принципы государственной политики в сфере здравоохранения можно подразделить на общие и частные.
Общие принципы:
– формирование эффективной институциональной структуры (в том числе ее нормативно-правового обеспечения), поддерживающей переход от управления затратами к управлению результатами;
– обеспечение равенства прав граждан на получение безопасной, эффективной и качественной медицинской помощи;
– обеспечение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи;
– доступность медицинской помощи и повышение социальной ответственности субъектов системы здравоохранения;
– постоянное повышение качества медицинской помощи;
– приоритетность профилактической направленности в деятельности системы здравоохранения;
– обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
– преемственность деятельности организаций здравоохранения при оказании медицинской помощи;
– социальная ориентированность здравоохранения (удовлетворение потребностей, нужд населения и улучшение качества жизни);
– отнесение здоровья населения, безопасности, эффективности и качества лекарственных средств к факторам обеспечения национальной безопасности.
Частные принципы:
– разработка административных регламентов для реализации государственных (муниципальных) функций и предоставления государственных (муниципальных) услуг в сфере здравоохранения;
– учет текущих и перспективных потребностей сферы здравоохранения на основе анализа социальных, демографических и экономических процессов;
– введение универсального подхода к уплате страховых взносов на ОМС по единому тарифу для всех работодателей и индивидуальных предпринимателей;
– установление единых требований к определению размера взносов субъектов РФ на медицинское страхование неработающего населения;
– создание эффективной системы выравнивания финансового обеспечения территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на основе минимального подушевого норматива территориальной программы государственных гарантий;
– повышение ответственности субъектов, участвующих в системе ОМС;
– создание системы управления качеством медицинской помощи;
– формирование конкурентной модели ОМС с созданием условий для выбора застрахованным страховщика и медицинской организации, обеспечение доступности для населения информации о деятельности страховщиков и медицинских организаций, создание условий для участия медицинских организаций различных организационно-правовых форм в системе ОМС.
Исходя из заявленных целей необходимо:
– оценить реальное исходное состояние системы здравоохранения;
– определить желаемое конечное целевое состояние системы здравоохранения;
– разработать программу действий для достижения целевых значений. Проанализируем состояние отечественной системы здравоохранения, рассмотрев основные показатели ее деятельности.
Государственная политика в области здравоохранения направлена на создание таких условий для системы здравоохранения, которые позволяют осуществлять санитарное просвещение населения, профилактику заболеваний, обеспечивать оказание медицинской помощи гражданам, проводить научные исследования в области здравоохранения и подготовку медицинских и фармацевтических работников, поддерживать и развивать материально - техническую базу системы здравоохранения.
1.2. Нормативно – правовые основы реализации государственной политики Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан
Формирование здорового образа жизни – важнейшая задача государственной политики, поскольку именно от поведения самого человека в наибольшей степени зависит состояние его здоровья.
В 2015 году Министерством продолжалась работа по формированию здорового образа жизни граждан Российской Федерации, включающая подготовку нормативных правовых актов и реализацию мер по профилактике алкоголизма и наркомании, противодействию потребления табака, популяризации культуры здорового питания, спортивно-оздоровительных программ.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено обеспечить дальнейшую работу, направленную на реализацию мероприятий по формированию здорового образа жизни граждан Российской Федерации, включая популяризацию культуры здорового питания, спортивно-оздоровительных программ, профилактику алкоголизма и наркомании, противодействие потреблению табака.
В 2015 году завершилась реализация Плана мероприятий по реализации концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010–2015 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. № 1563-р.
Меры, введенные законодательством в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, показали свою эффективность. Так, согласно опросам Фонда «Общественное мнение», распространенность табакокурения среди взрослого населения благодаря введению антитабачного законодательства снизилась с 39 % в 2009 году до 33 % в 2014 году. Таким образом, 17 % граждан Российской Федерации или каждый шестой курильщик отказались от табака.
По информации Фонда «Общественное Мнение», 77 % опрошенных россиян к «антитабачным» ограничениям относятся положительно.
В результате проведенных Министерством мероприятий:
- были усилены меры противодействия незаконному обороту и контрабанде табачных изделий и установлен запрет на розничную и оптовую торговлю табака сосательного (снюс);
- разработаны и утверждены новые «устрашающие картинки» на табачную продукцию, единую для всех стран Евразийского экономического союза. На пачки впервые был нанесен номер горячей линии по отказу от курения 8-800-200-0-200.
В настоящее время ведется разработка проекта концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2016–2020 годы.
Минздравом России разработан проект приказа об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при заболевании синдромом зависимости от табака и синдромом отмены табака.
В 2015 году продолжилось осуществление Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 2128-р).
По данным Федеральной службы государственной статистики, продажа водки и ликеро-водочных изделий в расчете на душу населения в Российской Федерации снизилась с 7,7 литров в 2014 году до 7,1 литра в 2015 году.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2015 г. № 2413-р утвержден новый план мероприятий («дорожная карта») по стабилизации ситуации и развитию конкуренции на алкогольном рынке, предусматривающий эффективные меры, направленные на снижение масштабов злоупотребления алкоголем (информирование населения о вреде злоупотребления алкоголем, установление требований к объему тары выпускаемых спиртосодержащих лекарственных средств, установление ответственности за незаконную реализацию алкогольной продукции дистанционным способом, запрет продажи «сухого алкоголя»).
В соответствии с пунктом 6 Плана мероприятий по реализации Концепции развития внутренней продовольственной помощи в Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2014 г. № 2028-р, пунктом 16 Плана мероприятий («дорожная карта») по содействию импортозамещению в сельском хозяйстве на 2014–2015 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1948-р, Минздравом России подготовлен проект актуализированных рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания.
Указанные рекомендации по рациональным нормам потребления пищевых продуктов разработаны в целях укрепления здоровья детского и взрослого населения, профилактики неинфекционных заболеваний, состояний, обусловленных недостатком микронутриентов.
Отдельное внимание в 2015 году уделялось совершенствованию проведения информационно-коммуникационных кампаний, направленных на популяризацию здорового образа жизни и здорового питания, отказ от потребления табака и алкоголя.
Единая федеральная телефонная справочная служба Минздрава России по формированию здорового образа жизни у населения Российской Федерации (8-800-200-0-200) приняла около 25 тыс. вызовов.
В рамках проведения объявленного Президентом Российской Федерации Года борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями были разработаны информационные плакаты, стимулирующие граждан к профилактике сердечно-сосудистых заболеваний. Совместно с аэропортами «Внуково», «Шереметьево» и «Домодедово» были размещены информационные материалы на территориях аэровокзалов, в бортовых журналах авиакомпании «Ютейр». В Московском метрополитене была проведена кампания по информированию пассажиров о рисках сердечно-сосудистых заболеваний. Аналогичная кампания была проведена совместно с операторами сотовой связи «МТС» и «Билайн».
Специально созданные телепрограммы и сюжеты о важнейших направлениях современного здравоохранения были показаны на 14 федеральных телеканалах общим хронометражем более 2 300 минут, с участием более 100 специалистов сферы здравоохранения. На региональных телевизионных каналах показано около 5 тыс. роликов, более 1 тыс. телевизионных и более 1,5 тыс. радиопередач с ведущими специалистами по данной теме. В регионах проведено более 4 тыс. массовых мероприятий и более 60 тыс. информационно-образовательных мероприятий.
В 2015 году стартовал федеральный проект «Фабрика здоровья» для привлечения к здоровому образу жизни людей активного трудоспособного возраста. В проекте уже приняли участие более 6 тыс. человек, предложив более 1 тыс. решений по ведению здорового образа жизни. Более 10 млн человек посетили сайт проекта за время его реализации.
Обеспечена работа федерального портала о здоровом образе жизни takzdorovo.ru. В 2015 году портал посещали около 30 тыс. человек ежедневно.
Анализ результатов проведенных мероприятий выявил проблемы, которые снижают эффект их реализации:
- изменение позиции уполномоченных органов в отношении использования ценовых мер в отношении табачной и алкогольной продукции. Акцизные ставки на табачную продукцию и алкогольную продукцию в 2015 году остались на уровне 2014 года, несмотря на рост инфляции;
- преобладание рыночных интересов производителей алкогольной и табачной продукции при рассмотрении вопросов формирования единого рынка указанных товаров на площадке Евразийского экономического союза.
Минздравом России в 2015 году реализовывались мероприятия по развитию единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (далее – ЕГИСЗ).
Целью создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения является обеспечение эффективной информационной поддержки процесса управления системой медицинской помощи, а также процесса оказания медицинской помощи.
В качестве основного стратегического документа по внедрению современных информационных систем в здравоохранении приказом Минздравсоцразвития России от 28 апреля 2011 г. № 364 утверждена Концепция создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, реализация которой предусмотрена до 2020 года.
В 2015 году Минздравом России осуществлялось комплексное развитие функциональных возможностей ранее созданных ключевых систем ЕГИСЗ, по результатам которого была предоставлена возможность их интеграции с медицинскими информационными системами в субъектах Российской Федерации, при этом была обеспечена преемственность технологических и организационных моделей взаимодействия.
В 2015 году в рамках развития информатизации здравоохранения Минздравом России осуществлялось создание нормативно-правовых и методологических документов в целях развития ЕГИСЗ и информационных систем, используемых субъектами Российской Федерации, создание единой регламентной службы для ведения и развития нормативно-справочной информации, доработка функционала компонентов ЕГИСЗ.
Для обеспечения эффективного контроля качества лекарственных препаратов, находящихся в обращении, и борьбы с их фальсификацией Минздравом России была разработана Концепция создания автоматизированной системы мониторинга движения лекарственных препаратов от производителя до конечного потребителя.
В начале 2015 года Минздрав России разработал План мероприятий по развитию ЕГИСЗ в 2015–2018 года в субъектах Российской Федерации («дорожная карта»), одобренный в апреле 2015 года Подкомиссией по развитию электронного здравоохранения при Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности.
Во II квартале 2015 года между Минздравом России и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации были подписаны соглашения о реализации «дорожной карты» по развитию ЕГИСЗ в 2015–2018 годы, определяющие приоритетные мероприятия с индивидуальными показателями, согласованными для каждого субъекта Российской Федерации, реализация которых должна обеспечить к 2018 году достижение субъектами Российской Федерации единого уровня развития информационных систем в здравоохранении регионов.
По результатам мониторинга исполнения «дорожных карт» субъектами Российской Федерации в 2015 году достигнуты следующие показатели:
- более половины медицинских организаций в 81 субъекте Российской Федерации используют медицинские информационные системы;
- граждане 83 субъектов Российской Федерации могут записаться на прием к врачу в электронном виде, при этом наиболее развитыми и востребованными являются такие способы записи, как региональный портал здравоохранения, единый региональный контакт-центр, мобильные приложения и инфоматы;
- более 62 % станций скорой медицинской помощи подключены к системе управления приема и обработки вызовов с использованием системы ГЛОНАСС, 94 % всех машин скорой медицинской помощи оснащены системами навигации ГЛОНАСС. В 2015 году Министерство здравоохранения Российской Федерации модернизировало типовую информационную систему диспетчеризации санитарного автотранспорта, которая включает в себя интеграцию с «Системой 112»;
- 79 % медицинских организаций автоматизировали процесс выдачи рецептов на льготные лекарственные средства. В 2015 году с использованием медицинских информационных систем было выписано более 30 млн рецептов льготного лекарственного обеспечения;
- 75 субъектов Российской Федерации реализовали дистанционное взаимодействие медицинских работников с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.
В целях повышения доступности медицинской помощи Минздрав России приступил к созданию телемедицинской системы на базе ведущих федеральных государственных бюджетных учреждений Минздрава России для возможности дистанционного взаимодействия при оказании медицинской помощи между специалистами федеральных и региональных медицинских организаций.