Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Изменения в области образования в нашей стране отражают достижения государства, ставшего на путь демократических, социально-экономических преобразований, и приоритеты нового времени, признающие право каждого ребенка на получение образования, адекватного его потенциальным возможностям. Смена приоритетов общества отражается в образовательной парадигме, предполагающей субъектность обучающихся в процессе обучения и обеспечение их личностного развития и успешной социализации.
Анализ контингента современных школьников демонстрирует тенденцию ухудшения их физического и психологического здоровья, увеличение числа детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ).
Педагогические работники отмечают затруднения, связанные с организацией процесса обучения, воспитания и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ, а именно:
- недостаточное понимание психолого-физиологических особенностей обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов;
- сложности в выборе оптимальных методов, приемов, технологий, обеспечивающих удовлетворение потребностей и реальных возможностей ребенка;
- отсутствие знаний в области специальной психологии и коррекционной педагогики;
- сложности в выстраивании отношений с родителями, воспитывающими детей с особыми образовательными потребностями и т.д.
Вопросы психолого-педагогического сопровождения школьников с особыми образовательными потребностями в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ являются актуальными, как в теоретическом, так и в практическом плане.
Объект исследования – ФГОС НОО.
Предмет исследований- ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и способы ознакомления с ним родителей.
Целью методических рекомендаций является развитие профессиональных компетенций руководителей и педагогов общеобразовательных организаций в области обучения, развития и психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и взаимодействия с их родителями (законными представителями).
Задачи:
1. Проанализировать ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, выделить его особенности.
2. Описать способы ознакомления с ФГОС НОО родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.
В процессе написания работы нами был проведен анализ нормативно-правовых актов РФ, в частности, Федеральный государственный образовательный стандарт, приказы об утверждении Федерального государственного стандарта, а также научная литература, монографии, методические разработки, пособия и материалы периодических изданий.
1. Требования к специальным условиям реализации ООП НОО ФГОС
1.1. Основные положения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
Ребенок с ОВЗ имеет такое же право на обучение и жизнь в социуме, как и другие люди, при этом в процессе обучения таких детей необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, чтобы процесс обучения был наиболее эффективным.
Таким образом, целью педагога является подготовка учащихся с ОВЗ к жизни в обществе, выполнению производительной работы, самостоятельной жизни [9, c.106].
На данном этапе развития инклюзивного образования используется Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования обучающихся с ОВЗ.
Действие стандарта стартовало 01.09.2016г.
Основой вышеназванных стандартов является ФГОС ОО, включенные в него нормативно-правовые документы.
Помимо вышеописанной нормативно-правовой базы ФГОС НОО учащихся с ОВЗ содержит следующие документы:
Всеобщая декларация прав человека (дата принятия: 10.12.1948 г. Организацией объединенных наций);
Декларация о правах умственно отсталых лиц (дата принятия: 1971 г.);
Декларация о правах инвалидов (документ утвержден 09.12.1975 Резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи Организации объединенных наций);
Всемирная программа действий, действующая в отношении инвалидов (документ утвержден Генеральной ассамблей Организации объединенных наций 03.12.1982 г.);
Конвенция о правах инвалидов (документ утвержден 13.12.2006 резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН).
Концепция ФГОС включает в себя различные варианты организации процесса обучения для самых различных категорий обучающихся с ОВЗ, таким образом возможно обеспечить единое образовательное пространство[5].
Возможности развития и обучения школьников с ОВЗ имеют очень широкий размах: некоторые из школьников способны через определенный промежуток времени обучаться с нормально развивающимися учащимися, для некоторых необходимо создать индивидуальную программу обучения.
Каждая категория детей с ОВЗ имеет свои отличительные особенности развития, которые должны быть отражены в вариативности учебных программ, представленных в федеральном государственном стандарте [12, c.106].
Ниже опишем четыре существующих варианта данного стандарта, включающие комплекс системных характеристик требований к тому уровню, который должен быть достигнут в процессе обучения школьниками с ОВЗ.
Первый вариант СФГОС (цензовый уровень)
Уровень получения ребенком образования не отличается от уровня образовательного процесса нормально развивающихся школьников, при этом не меняются календарные сроки обучения, изменению подвергается только среда и рабочее место ребенка в зависимости от его индивидуальных особенностей, связанных с ограничениями здоровья. Второй вариант СФГОС (цензовый уровень) [5]
Ребенок с ОВЗ обучается в среде школьников, имеющих аналогичные особенности развития. Сроки обучения продлеваются до полного освоения ребенком учебной программы. Допускается введение 1–2 учащихся с иными проблемами здоровья, но сходными возможностями в получении цензового образования. Среда и рабочее место организуются в соответствии с составом учащихся класса.
Фрагмент для ознакомления
3
Используемая литература
1. Алехина С. В., Фальковская Л. П. Педагог инклюзивной школы: новый тип профессионализма. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2014. – 28 c.
2. Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013
3. Инклюзивное образование: инновационные проекты, методика проведения, новые идеи. Сборник научно-методических материалов / Под науч.ред. А.Ю. Белогурова, О.Е. Булановой, Н.В.Поликашевой – М.: Издательство «Спутник+», 2015. – 254с.
4. Коростелев Б.А., Котова Г.Л., Тер-Григорьянц Р.Г. Формирование механизма внедрения современной модели школы инклюзивного образования // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции / под ред. С.В. Алехиной. – М.: МГППУ, 2015. – C. 49-53.
5. Материалы сайта Министерства образования и науки РФ http://mon.gov.ru/
6. Нестерова А.А., Максименко Ж.А. Российский подход к инклюзии: междисциплинарность, комплексность, партнерство // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно- практической конференции / под ред. С.В. Алехиной. – М.: МГППУ, 2015. – C. 69-74.
7. Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие/отв.ред. С.В.Алехина, Е.Н.Кутепова. - М.: МГППУ, 2013.
8. Педагогика и психология инклюзивного образования: учебное пособие / Д.З. Ахметова, З.Г. Нигматов, Т.А. Челнокова, Г.В. Юсупова и др. – Казань: Изд-во«Познание» Института экономики, управления и права, 2013. – 255 с.
9. Селиванова, Ю. В. Профессиональная подготовка педагогов к работе в системе школьного инклюзивного образования // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции / под ред. С.В. Алехиной. – М.: МГППУ, 2015. – C. 456-462.
10. Семаго, Н.Я. Инклюзивное образование: от методологической модели к практике // URL: http://psyjournals.ru/psyedu/2011/n1/39850_full.shtml.
11. Старовойт, Н. В. Инклюзивная культура образовательной организации: подходы к пониманию и формированию // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 8. – С. 31–35. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56117.htm.
12. Формирование безбарьерной образовательной среды для учащихся с ограниченными возможностями здоровья: методическое пособие. – Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2014. – 66 с.
13. Чернышов, М. Ю. Об инклюзивном образовании как форме интеграции образования в интересах инвалидов // Интеграция образования. 2013. – №4. – С. 84-91.