Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Одной из основополагающих функций исторической науки является практически-политическая, сущность которой в том, что история, как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс. Преобразования, связанные с изменениями в отечественной государственной политике и формированием законодательной базы, привлекают внимание исследователей не только политических и юридических дисциплин, но и ученых в области политической истории России. Вопросы, связанные с кодификацией законодательства, в этом аспекте не являются исключением.
Николай I пришел к власти в ходе восстания декабристов и фактически сразу пустил в ход по всей стране государственный террор и расправы. Далее пришло время навести порядок в государственном управлении. В 1826 г. было создано II отделение «Собственного Его Императорского Величества канцелярии» (с.е.и.в.к.). Оно вело кодификацию российских законов. Это мероприятие должно было регламентировать жизнь общества, а главное утвердить в управление страной принцип «верховенства закона», то есть продемонстрировать, что все чиновники, начиная с императора, руководствуются законом, а не своей волей и интересами.
Под руководством реабилитированного по инициативе А. Аракчеева М. Сперанского были систематизированы и изданы все законы, принятые после 1649 г. («Полное собрание законов Российской империи»), а также составлен «Свод законов Российской империи», который включал систематизированные по отраслям права действующие законы.
Были сформированы новые министерства и ведомства. Однако при этом император использовал свою канцелярию, создавал различные тайные и специальные комитеты. Он сосредоточил в своих руках решение многих вопросов.
Николай I не ограничивался подавлением свободомыслия. Он стремился укрепить самодержавно-крепостнический строй, «отремонтировать его фасад».
В отличие от своего предшественника на троне, Николай не лавировал между дворянством и зарождавшейся буржуазией, а делал все возможное, чтобы защитить интересы наиболее реакционной части господствовавшего сословия. С этой целью он был готов пойти на частичные реформы.
Объектом исследования является процесс кодификации отечественного законодательства в Российской империи первой половины XIX в.
Предметом нашего исследования стал анализ механизма кодификации законодательства.
Цель квалификационного исследования - изучение деятельности Второго Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии
Цель исследования переделила постановку и реализации задач:
1. Исторический обзор процесса создания, функций и деятельности Второго Отделения.
2. Характеристика работы Второго Отделения в период после смерти М.Сперанского.
3. Анализ деятельности Второго Отделения по составлению кодифицированных законопроектов в 1840-х годах
Основную часть исследования составил анализ исторического опыта по кодификации законов в Российской империи в первой половине XIX века.
Глава 1. Организационные основы деятельности Второго Отделения
1.1.Объективная необходимость систематизации и кодификации законов Российской империи в XIX в.
С вступлением на престол императора Николая I началась новая эпоха в государственной деятельности всего кодификационного процесса в России. К одной из первоочередных задач Николай I относил систематизацию законов. При этом, главную цель усовершенствования законодательства он видел в том, чтобы привести его в систему, не вводя ничего нового, обеспечив тем самым укрепление нормативно-правовой основы самодержавного государства. Впервые с 1649 года Россия обрела кодифицированные законы - Полное собрание законов Российской империи и Свода законов. Кроме того, указанные акты впервые стали доступны и чиновничьему аппарату, и населению.
При Николае I правительством было сделано много полезного: систематизировано законодательство, реформирована финансовая система, произведена транспортная революция. Кроме того, в России при поддержке правительства развивалась промышленность.
Поскольку до 1825 года Николая Павловича не допускали до управления государством, он взошел на престол без собственной политической команды и без достаточной подготовки, чтобы выработать собственную программу действий. Как это ни парадоксально, многое - по крайней мере в первое время - он заимствовал у декабристов. Дело в том, что они на следствии очень много и откровенно говорили о российских бедах и предлагали собственные решения насущных проблем. По приказу Николая Александр Боровков, секретарь следственной комиссии, составил из их показаний свод рекомендаций. Это был интереснейший документ, в котором все проблемы государства были расписаны по пунктам: «Законы», «Торговля», «Система управления» и так далее. До 1830–1831 годов этим документом постоянно пользовался и сам Николай I, и председатель Государственного совета В.П.Кочубей.
Одной из сформулированных декабристами задач, которую Николай I попытался решить уже в самом начале царствования, была систематизация законодательства. Дело в том, что к 1825 году единственным сводом российских законов оставалось Соборное уложение 1649 года. Все законы, принятые позднее (и в том числе огромный корпус законов времен Петра I и Екатерины II), публиковались в разрозненных многотомных изданиях Сената и хранились в архивах разных ведомств. Более того, многие законы вообще пропали - сохранилось около 70 %, а остальные исчезли в силу разных обстоятельств, таких как пожары или небрежное хранение. Пользоваться всем этим в реальном судопроизводстве было совершенно невозможно; законы нужно было собрать и упорядочить. Это было поручено Второму отделению Императорской канцелярии, которым формально руководил правовед Михаил Балугьянский, а фактически - Михаил Михайлович Сперанский, помощник Александра I, идеолог и вдохновитель его реформ. В результате огромная работа была проведена всего за три года, и в 1830 году Сперанский отчитался перед монархом, что готовы 45 томов Полного собрания законов Российской империи. Еще через два года были подготовлены 15 томов Свода законов Российской империи: из Полного собрания были удалены законы, отмененные впоследствии, и устранены противоречия и повторы. Этого тоже было недостаточно: Сперанский предлагал создать новые кодексы законов, но император сказал, что это он оставит своему наследнику.
В 1839–1841 годах министр финансов Егор Канкрин провел очень важную финансовую реформу. Дело в том, что между разными деньгами, имевшими обращение в России, не существовало твердо установленных отношений: серебряные рубли, бумажные ассигнации, а также золотые и медные монеты плюс чеканившиеся в Европе монеты под названием «ефимки» менялись друг на друга по достаточно произвольным курсам, число которых доходило до шести. Кроме того, к 1830-м годам сильно упала стоимость ассигнаций. Канкрин основной денежной единицей признал серебряный рубль и жестко привязал к нему ассигнации: теперь 1 серебряный рубль можно было получить ровно за 3 рубля 50 копеек ассигнациями. Население бросилось покупать серебро, и в конце концов ассигнационные билеты были полностью заменены на новые кредитные билеты, частично обеспеченные серебром. Таким образом, в России установилось достаточно устойчивое денежное обращение.
При Николае в разы увеличилось количество промышленных предприятий. Конечно, это было связано не столько с действиями правительства, сколько с начавшимся промышленным переворотом, но без разрешения правительства в России в любом случае было невозможно открыть ни фабрику, ни завод, ни мастерскую. При Николае 18 % предприятий были оборудованы паровыми машинами - и именно они производили почти половину всей промышленной продукции. Кроме того, в этот период появились первые (хотя и очень невнятные) законы, регулирующие отношения рабочих и предпринимателей. Россия также стала первой страной в мире, где был принят указ об образовании акционерных обществ.
Наконец, Николай I фактически произвел в России транспортную революцию. Поскольку он старался проконтролировать все происходящее, то вынужден был постоянно ездить по стране, и благодаря этому шоссе (которые начали прокладывать еще при Александре I) начали складываться в дорожную сеть. Кроме того, именно усилиями Николая были построены первые в России железные дороги. Для этого императору пришлось преодолеть серьезное сопротивление: против нового для России вида транспорта были и великий князь Михаил Павлович, и Канкрин, и многие другие. Они опасались, что в топках паровозов сгорят все леса, что зимой рельсы будут покрываться льдом и поезда не смогут брать даже небольшие подъемы, что железная дорога приведет к росту бродяжничества - и, наконец
Фрагмент для ознакомления
3
1. Белозеров Б. П. Роль и место М. М. Сперанского в становлении российской государственности в начале XIX в. / Белозеров Б. П. // Социология и право. - 2013. - № 1. - С. 75-86.
2. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Иллюстрированный энциклопедический словарь. - М.: Эксмо, 2007. - 704 с.
3. Вигель, Ф.Ф. Записки о моей жизни / Ф.Ф. Вигель. - М.: Захаров, 2000. - 463 с.
4. Ермолинский Л.Л. Михаил Сперанский. - М.: Молодая гвардия, 2006. - 451 с.
5. История политических и правовых учений XIX века. Учебник для вузов / Под ред. Нерсесянц В.С. - М.: Норма, 2004. - 934 с.
6. Калягин В. А. М.М. Сперанский и его реформы (1808-1812) / Калягин В. А. // Сов. гос. и право, 1982. - № 9. - С. 111-120.
7. Ключевский В.О. Курс русской истории. - М.: Альфа книга, 2009. - 1197 с.
8. Кодан С. В. Божьей милостью Чиновник. М. М. Сперанский и Российское государство. - Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2001. - 183 с.
9. Кодан С. В. Проекты преобразований политико-правовой системы России М. М. Сперанского. - Екатеринбург: Издательство УрАГС: Защита-Урал, 2003. - 156 с.
10. Корф, М.А. Дневник. Год 1843-й / М.А. Корф. - М.: «Academia», 2004. - 426 с.
11. Морозов В.И. Государственно-политические взгляды М.М. Сперанского. - СПб.: Нестор, 2000. - 61 с.
12. Нольде А. Э. М. М. Сперанский. Биография. - М.: Моск. шк. полит. исслед., 2004. - 301 с.
13. Омельченко О.А. «Законная монархия» Екатерины Второй: Просвещенный абсолютизм в России. - М.: Юрист, 1993. - 428 с.
14. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. Учебник для вузов. Т. 2. - М.: ТОН-Остожье, 2000. - 496с.
15. Осипов И. Д. Философия политики М. М. Сперанского: к 230-летию со дня рождения. - СПб.: [б. и.], 2002. - 54 с.
16. Перевезенцев С.В. Россия. Великая судьба. - М.: Белый город, 2006. - 704 с.
17. Половцев, А.А. Дневник государственного секретаря / А.А. Половцев. - Т. 1. - М.: Центрполиграф, 2005. - 605 с.
18. Ружицкая, И.В. «Просвещенная бюрократия». 1800-1860-е гг. / И.В. Ружицкая. - М.: Институт российской истории РАН, 2009. - 341 с.
19. Салогубова Е.В. Элементы римского права в российском судопроизводстве X-XVIII вв. / Салогубова Е.В. // Древнее право. - 1999. - №1. - С. 173-179.
20. Сравнительное правоведение. Общая часть. Учебник для вузов. / Под ред. Марченко М.Н. - М.: Зерцало, 2001. - 560 с.
21. Шершеневич Г.Ф. История кодификации гражданского права в России. - М.: Статут, 2005. - 508 с.