Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования подчеркивается следующим. Приори-тет государства в сфере финансовой политики состоит в макроэкономической стабилизации национальной экономики. Осуществлению стабилизации эко-номики способствует фискальная и денежная политика, а также применение инструментов налогообложения или политики регулирования государствен-ных расходов. Уровень воздействия перечисленных мер на экономический рост и стабильность экономики в общем является предметом анализа много лет.
Государственный бюджет представляет собой финансовый план, отра-жающий структуру расходов и доходов государства, утвержденных в зако-нодательном порядке. В бюджетах различных уровней всегда действует принцип сбалансированности, который означает, что объем предусмотрен-ных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему дохо-дов бюджета. В современных условиях в качестве одной из важнейших задач бюджетного процесса в РФ выступает балансирование доходов и расходов государства.
Цель работы – рассмотреть государственный бюджет и его структуру.
Задачи работы:
- рассмотреть понятие и функции бюджета государства;
- исследовать структуру доходной, расходной части государственного бюджета РФ;
- рассмотреть бюджетную политику в РФ.
Объект исследования – бюджет РФ.
Предмет исследования – формирование, управление бюджетом РФ.
В качестве теоретической основы исследования выступают нормативно-законодательные акты РФ в сфере бюджетной политики, материалы стати-стики и Минфина РФ, труды таких авторов, как: Болтинова О.В., Грищенко П.М., Дементьев Д.В., Сабитова Н.М., Цинделиани И.А. и др.
Глава 1 Теоретические аспекты формирования бюджета государ-ства
1.1 Понятие и функции бюджета государства
Основным звеном финансовой системы государства выступает его бюджет. Бюджет необходим для сосредоточения денежных средств и их ис-пользования для обеспечения финансирования важнейших функций государ-ства. Следовательно, бюджет представляет собой инструмент экономической и социальной политики, необходим для перераспределения части ВВП госу-дарства с учетом интересов общества.
Другое определение понятия бюджета содержится в Бюджетном кодек-се РФ. Здесь бюджет понимается как «форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления» .
Бюджетной системой Российской Федерации считается основанная на экономических отношениях и государственном устройстве страны совокуп-ность бюджетов (федерального, региональных и местных) и внебюджетных фондов . Она состоит из государственного кредита и государственного фон-да страхования.
Бюджетная система РФ представляет собой основанную на экономиче-ских отношениях и государственном устройстве страны, регулируемую нор-мами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов .
Под бюджетным устройством понимают принципы организации и по-строения бюджетной системы государства, а вместе с тем и взаимосвязь меж-ду отдельными ее составляющими.
Бюджетная система Российской Федерации, согласно Бюджетному Ко-дексу РФ, состоит из трех уровней:
- федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
- бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государ-ственных внебюджетных фондов;
- местные бюджеты .
Основными бюджетами бюджетной системы России являются :
- федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
- бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты террито-риальных государственных внебюджетных фондов;
- местные бюджеты, в том числе:
- бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты городских округов с внутригородским делением, бюджеты внутри-городских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
- бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты внутриго-родских районов.
Бюджетная система Российской Федерации включает в себя республи-канские бюджеты, областные и краевые бюджеты, городские бюджеты Моск-вы, Санкт-Петербурга и Севастополя, окружные бюджеты автономных окру-гов, 1 бюджет Еврейской автономной области, а также более 29 тысяч бюд-жетов органов местного самоуправления (городских, районных, поселковых, сельских).
В целом, принципы построения и функционирования бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ являются идентичными:
- принцип единства характеризует необходимость согласования бюджетов с единой политикой государства правовой и документарной, еди-ным бюджетным процессом;
- принцип гласности говорит о необходимости обязательного опубликования утвержденных бюджетов в средствах массовой информации, а также открытого обсуждения бюджетов;
- принцип реальности свидетельствует о необходимости правдиво-сти всех показателей бюджета;
- принцип самостоятельности говорит о наличии у бюджетов всех уровней бюджетной системы страны своих источников доходов и права са-мовольного их использования (согласно действующему законодательству) .
Нужно отметить, что понятие бюджет является разноплановым:
- в качестве экономической категории – это совокупность экономи-ческих отношений;
- также это централизованный денежный фонд страны и различных государственных структур;
- это также финансовый план, который составляется и принимается ежегодно в виде закона .
Понятие «государственный бюджет» имеет много различных определе-ний и трактовок. Так, например, Е.Н. Лобачева рассматривает данное поня-тие с двух сторон: как экономическую категорию и как финансовый план. Она считает, что государственный бюджет с экономической точки зрения – это денежные отношения, возникающие у государства по вопросу перерас-пределения национального дохода с целью образования и использования бюджетного фонда с юридическими и физическими лицами .
Г. А. Маховикова, В. В. Амосова, Г. М. Гукасьян считают государ-ственный бюджет ведущим звеном государственных финансов, благодаря ко-торому происходит распределение и перераспределение ВНП между регио-нами и отраслями .
Д.О. Белов определяет государственный бюджет как роспись доходной и расходной частей государства, предприятия, учреждения, семьи и отдель-ного лица на конкретный срок. По мнению автора, доходами бюджета явля-ются денежные средства, поступающие в распоряжение государственных ор-ганов и органов местного самоуправления на безвозмездной и безвозвратной основе. Они состоят из налоговых и неналоговых доходов, в том числе дохо-дов от продажи принадлежащего государству имущества и доходы от внеш-неэкономической деятельности .
Сущность государственного бюджета любой страны определяют сле-дующие факторы: социально-экономический строй, природа, задачи и функ-ции государства. Государственный бюджет – это основной финансовый план образования и использования общегосударственного фонда денежных средств .
Основным предназначением федерального бюджета и бюджетов госу-дарственных внебюджетных фондов РФ является исполнение расходных обя-зательств России . Применение у федеральных органов государственной власти прочих форм образования и расходования финансовых ресурсов, ко-торые необходимы для того, чтобы исполнять расходные обязательства Рос-сийской Федерации, считается недопустимым. Федеральным бюджетом и сводом консолидированных бюджетов субъектов РФ (не учитывая межбюд-жетные трансферты меж этих бюджетов) образуется консолидированный бюджет РФ. У каждого субъекта Российской Федерации имеется ряд соб-ственных бюджетов и бюджетов территориального государственного вне-бюджетного фонда.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 17.07.1998 г.
2. Ахунова Е.А. Основные элементы бюджетной политики государ-ства // Научные исследования и современное образование: Сборник материа-лов III Междун. науч.-практ. конференции. – Чебоксары: Интерактив плюс, 2018. – С.166-167.
3. Белов Д.О. Государственный федеральный бюджет // Экономика и социум. – 2017. - №5-1. – С.161-163.
4. Бехер В.В. Проблемы эффективности бюджетной политики в Рос-сийской Федерации и пути их преодоления // Актуальные проблемы права и экономики: Сборник научных трудов. – Саратов: ССЭИ (филиал) ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2018. – С.10-14.
5. Болтинова О.В., Арзуманов Л.Л., Быля А.Б. Бюджетная система и система налогов и сборов Российской Федерации: учебник для магистрату-ры. – М.: Норма, 2017. – 272с.
6. Бюджетно-налоговые и денежно-кредитные инструменты дости-жения финансовой стабильности и обеспечения экономического роста: Моно-графия / под ред. М.А. Абрамовой. – М.: КноРус, 2018. – 202с.
7. Дементьев Д.В. Бюджетная политика: тенденции и риски // Вопро-сы региональной экономики. – 2018. - №2. – С.87-94.
8. Исполнение Федерального бюджета и бюджетов бюджетной си-стемы Российской Федерации за 2017 год // Министерство финансов Россий-ской Федерации. URL: https://www.minfin.ru/common/upload/library/2018/03/main/Ipolnenie_federalnogo_budzheta.pdf.
9. Ковалева Т.М. Бюджетная политика и бюджетное планирование в Российской Федерации: Учебное пособие. – М.: КноРус, 2016. – 128с.
10. Корчинский В.Е., Воробец Т.И. Государственные и муниципаль-ные финансы: Учебник. – Симферополь: Ариал, 2018. – 398с.
11. Маховикова Г.А., Гукасьян Г.М., Амосова В.В. Экономическая теория: Учебник и практикум. – 4-е изд. – М.: Юрайт, 2015. – 443с.
12. Рыбко А.Ю. Экономическая сущность и функции бюджета // Эко-номика и социум. – 2017. - №11. – С.732-738.
13. Сафронов Д.С. Государственный бюджет как регулятор рыноч-ной экономики // Вопросы совершенствования системы государственного управления в современной России: Сборник научный статей. - М.: Научная мысль, 2016. - С.304-308.
14. Седых М.С., Ловянникова В.В. Государственный бюджет: про-блемы сбалансированности и финансирования // Проблемы и перспективы экономических отношений на пространстве ЕАЭС: Сборник статей Между-народной научно-практической конференции. – Уфа: Аэтерна, 2017. – С.123-127.
15. Сивченко А.И. Современная бюджетная политика РФ // Экономи-ка и бизнес: теория и практика. – 2018. - №4. – С.209-212.
16. Тищенко Т.Г. Государственный бюджет // Экономическое разви-тие России. 2016. - №3. – С.13-18.
17. Финансово-правовое регулирование обязательных платежей, уплачиваемых в Федеральный бюджет Российской Федерации / под ред. И.А. Цинделиани. – М.: Проспект, 2018. – 288с.
18. Черкасова Ю.И., Суглобов А.Е., Манышин Д.М. Межбюджетные отношения: Монография. – М.: Риор, 2017. – 138с.
19. Чернова И.Л., Галстян А.Р., Езангина И.А. Современная бюджет-ная политика России: проблемы // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2017. - № 2-1. - С.91-94.
20. Шкробот А.Е. Современные реалии бюджетной политики // Аллея науки. – 2018. – т. 7. - №5. – С.386-389.
21. www.minfin.ru - официальный сайт Министерства финансов Рос-сийской Федерации.