Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Творческая деятельность детей дошкольного возраста изучается разными учеными довольно продолжительно. Интерес людей к проблеме развития творческих способностей детей проявлялся всегда. Сейчас мировой педагогикой накоплен достаточный опыт включения изобразительной творческой деятельности в воспитательный процесс дошкольников. Еще философы Древней Греции обосновывали необходимость предоставлять детям возможность творить. Такие знаменитые педагоги, как Каменский Я.А., Песталоцци И.Г., Фребель Ф. также предавали творческой активности детей значительную роль. [4]
Естественно, в своей ежедневной активности педагогам необходимо учитывать всю историю позитивного опыта мировой педагогики. Выделяют два противоположных подхода к развитию творческих способностей детей. Первый подход подразумевает под источниками творчества внутренние импульсы и стремление детей к выражению своих мыслей и настроению. Это все вызывает требования невмешательства в этот процесс, не стоит мешать самовыражению ребенка, не учить готовым способам изобразительной деятельности, так как ребенок должен найти их сам.
Представители второго направления исходят из потребностей ребенка в изобразительной деятельности, как методе отражения своих впечатлений, которые он получает в реальной жизни, и таким способом выражает свое к ним отношение. Необходимо оказать ребенку в помощь в обучении его способам изображения, а адекватное изображение предмета он сможет создать самостоятельно.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что навыки, приобретаемые детьми в процессе обучения изобразительной деятельности, дают им возможность изобразить отношение и видение окружающей жизни, являются значимым способом для развития детского творчества и наглядно-образного мышления.
Объект исследования: процесс развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие творческих способностей детей посредством изобразительной деятельности детей в дошкольном возрасте.
Цель: разработать комплекс занятий по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности.
Гипотеза: процесс развития творческих способностей детей дошкольного возраста будет более эффективным, если развивать у детей воображение, стимулировать исследовательские действия.
В ходе работы мы ставим следующие задачи:
1. Выявить основные компоненты творческих навыков на основе анализа методической литературы.
2. Определить условия благоприятные для развития творческих навыков посредством изобразительной деятельности.
3. Выявить формы, методы и приемы развития творческих навыков средствами изобразительной деятельности.
Методологической основой является изучение трудов выдающихся педагогов – новаторов Я.А Каменского, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, А. Лилов, Н.П. Сакулина, В.Н. Шацкая.
Практическая значимость: изучив, проблему в дальнейшем планируется, разработать практические рекомендации по данной теме. Наша работа должна оказать методическую помощь воспитателям при проведении занятий по изобразительной деятельности.
Методы исследования: занятия по изобразительной деятельности, выставки, конкурсы. Тесты, наблюдения, диагностики, анкетирования, беседы с родителями.
ГЛАВА 1. Теоретические основы изобразительного творчества детей дошкольного возраста
1.1. Изобразительное творчество детей
В современной педагогике и дидактике одной из значимых задач является формирование творческой личности. Изобразительная деятельность детей в дошкольных учреждениях является наиболее эффективным средством для этого. Процесс рисования открывает в ребенке различные чувства. Ребенок может радоваться красивому изображению, которое он создал, или огорчиться из-за неудачи, будет развивать в себе стремление к преодолению трудностей или же будет отступать назад при затруднениях. Ребенок получает информацию об окружающих явлениях и предметах, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства. [10]
Большое число специалистов при анализе детского творчества, объединяя его с творческой активностью взрослых художников, отмечают своеобразие и большую значимость детского рисунка. Сакулина Н.П., одна из известных исследовательниц детского творчества, считала, что дети не становятся художниками после того, как в детском саду им удалось сформировать несколько полноценных художественных образов. Но на развитие их личности этот процесс влияет достаточно сильно, так как дети получают творческий опыт, который в дальнейшем можно адаптировать для любой трудовой отрасли. [11]
Изобразительная деятельность детей является прообразом действий взрослого художника и в ней заключен общественно-исторический опыт поколений в этой сфере. Ребенку невозможно усвоить данный опыт самостоятельно. Только взрослый человек обладает требуемыми знаниями и умениями в этой сфере. Непосредственно изобразительная деятельность, включающая рисование, лепку, аппликацию оказывает положительное влияние на разностороннее развитие личности ребенка.
Шацкая В.Н. говорила, что детская изобразительная деятельность, рассматриваемая в рамках общего эстетического воспитания, является методом наиболее совершенного овладения какой-либо разновидностью искусства и формирования личности, развитой эстетически, по сравнению с созданием объективных художественных ценностей. [15]
Флерина Е.А., говорила о том, что изобразительное творчество ребенка понимается взрослым в качестве сознательного отражения окружающего мира в детском рисунке, лепке или конструировании, это отражение выстраивается на функционировании отражения, на выражении собственных наблюдений, впечатлений, которые он получает с помощью слов, картин и других типов искусства. Ребенком копируется окружающая действительность и перерабатывается соответственно накопленному опыту, отношения к нарисованному. [14]
Творчеству необходимо обучать. Но этот процесс имеет коренные отличия от привычного процесса обучения. Формирование черт творческой личности необходимо начинать еще в дошкольном возрасте на занятиях рисованием, лепкой и аппликацией.
Овладевая способами изображения одного предмета какой-либо конкретной формы (круг, прямоугольник и пр.) в одном виде деятельности (рисунок, лепка, аппликация) и получив информацию о взаимосвязи метода изображения предмета с его формой, ребенок может без затруднений перенести этот способ рисования на все остальные предметы, сходные по форме. Овладевая умением рисовать линии разного типа (сплошные, слитные, волнистые, пунктирные, тонкие, толстые и пр.) ребенок получает возможность их использования для создания образа предмета и явления на свой взгляд. То есть, приобретя знания и навыки в изобразительной деятельности, дети приобретают возможность свободно их применять в своей творческой деятельности.
Второй чертой детского творчества является видение новых функций предмета или объекта, как будто она выделена самой природой ребенка. Она закладывается в использовании в игровой деятельности детей предметов-заместителей. Конечно, не все творческие черты можно развить у ребенка-дошкольника посредством изобразительной деятельности. Но при этом, можно сформировать у ребенка способности к поиску альтернативных решений. Исследования демонстрируют необходимость планирования занятий по изобразительной деятельности, с целью обогащения и усложнения создаваемого детьми художественного образа, и приобретали вариативность изображения. [1]
Например, природа часто изображается детьми, как предмет окружающего их мира, дите наблюдают разнообразие явлений и предметов в природе в разные времена года и периоды суток. По собственному выбору или по предложению воспитателя, дети могут рисовать деревья, цветы, животных, приобретая при этом художественные умения и навыки. Усложнять изображения необходимо за счет передачи все большего количества деталей, посредством усложняющейся структуры объекта, передачи деталей.
Работа по изображению природных объектов и явлений находит свое продолжение во всех возрастных группах и в самых разнообразных типах изобразительной деятельности. Эта деятельность дает возможность детям развить представления о разных способах изображения предметов, закрепление навыков и умений вариативного изображения. Все эти действия способствуют развитию творческого мышления у детей. [19]
1.2. Изобразительная деятельность в развитии психических процессов
Необходимо с самого начала обучения детей изобразительной деятельности, связывать ее с жизнью. В первую очередь, ребенок должен представлять что он хотел бы изобразить, а для этого необходимо сформировать у него разнообразные впечатления об окружающем мире. Формирование представлений об окружающем мире происходит на основании их восприятия. Поэтому развитие восприятия и приобретение сенсорного опыта, является основным условием для развития творчества ребенка. [16]
Психологами отмечается синкретичность, слитность и недостаточная отчетливость восприятия у малышей. Для маленького художника весьма важно, чтобы зрители узнали нарисованное. Поэтому он должен представить все основные свойства предмета (или явления), который он хочет изобразить.
Далеко не все дети приходят в детский сад, имея богатый опыт восприятия окружающего мира. У большинства он фрагментарный, неполный, односторонний, а зачастую просто бедный. Следовательно, его нужно развивать.
Для того чтобы развивать у детей эстетическое восприятие, педагог должен обладать способностью эстетического видения. В связи с этим В.А. Сухомлинский подчеркивал: «Нельзя быть педагогом, не овладев тонким эмоционально-эстетическим видением мира». [7]
Дети не просто смотрят на объект, а узнают и выделяют его свойства, форму, строение, цвет и т.д. Они должны увидеть художественные достоинства предмета, который им предстоит изобразить, к сожалению, многие ребята не способны самостоятельно определить и оценить красоту воспринимаемого объекта и помочь им должен педагог, иначе понятие «красивое» не приобретает в глазах ребенка конкретного смысла, останется формальным. Для того чтобы дети поняли, чем прекрасен тот или иной предмет или явление, педагог должен уметь чувствовать, видеть красоту в жизни. Это качество надо развивать в себе и в детях постоянно. Как этого достичь? День за днем наблюдайте с детьми за явлениями природы, их изменениями, например, за состоянием неба в разную погоду, при разном освещении солнца, обратите внимание на то, как набухают почки на деревьях, кустах и как постепенно распускаются, опушая их листвой («деревья пухом зеленеют»).
Объекты для наблюдения в целях расширения представлений детей о мире, его изменчивости и красоте найдутся всегда: это и летающие над лугом бабочки, и сидящий на цветке пушистый шмель, и плавно опускающиеся на землю снежинки, и подгоняемые ветром опавшие листья. [9]
Психологи подчеркивают, что для развития образных представлений и образного мышления, большое значение имеют такие виды художественно-творческой деятельности детей в детском саду, как изобразительная и конструктивная. Очевидно, что, с одной стороны, как успешного осуществления изобразительной деятельности необходимо развитие образных представлений и образного мышления, с другой – изобразительная деятельность играет огромную роль в формировании такого рода представления и мышления. Для успешного освоения у ребенка следует формировать такие качества, как: трудолюбие, настойчивость, упорство в достижении наилучшего результата. Творчество как деятельность детей представляет новые возможности для их развития. Психология характеризует творчество так: оно должно представлять собой общественную ценность и давать новую продукцию. Из этого определения вытекает вопрос, соответствует ли этим показателям детские рисунки? Основное внимание следует уделить психическим свойствам и качествам личности, некоторые необходимы для успешного овладения развития творчества. Мы выделяем общие психические процессы, необходимые для успешного осуществления любого вида деятельности. Общими процессами являются: восприятие, образное представление и мышление, воображение, интерес к деятельности и эмоционально положительное отношение к ней, память и внимание.
В творческой деятельности ребенка следует выделять три основных этапа, каждый из которых требует специфических методов и приемов руководства со стороны взрослого.
Первый этап – возникновение, развитие, осознание и оформление замысла. Тема предстоящего изображения может быть определена самим ребенком или взрослым. [10]
Второй этап – процесс создания детьми изображения. Даже если воспитатель называет тему, это не лишает ребенка возможности творить, а только помогает направить его воображение. Но, большие возможности появляются, когда рисунок создается по замыслу.
Третий этап – анализ результатов – связан с двумя предыдущими, является их логическим продолжением и завершением. Просмотр и анализ созданных рисунков должны осуществляться при их максимальной активности, что позволяет полнее осмыслить результат деятельности.
В психологии отмечается, что любой опыт может быть усвоен двумя путями. Один из них воспроизводящий, в основе которого лежит активное усвоение ребенком ранее выработанных приемов поведения и способов их действия для дальнейшего их осуществления. Это путь развивающего обучения. В основе другого пути – творческая переработка, создание новых образов, действий. Это путь творчества. [18]
Формирование детского творчества невозможно без развития восприятия детей, обогащение их представления об окружающем, развития воображения. Важное условие для развития творческих навыков – овладение навыками и умениями, усвоения знаний о разнообразных материалах, используемых на занятиях.