Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современных организациях вопросам формирования и развития лидерства и власти уделяется достаточно большое внимание.
Актуальность проблемы - современная теория менеджмента уделяет повышенное внимание вопросам власти и лидерства в организации. Этой тематике посвящается немалое количество исследований и публикаций.
Человек, желающий стать лидером, должен обладать определенными качествами, которые в различных ситуациях должны быть разными. При-знается, что лидерским качествам можно научиться. Благодаря этим каче-ствам человек может приобрести авторитет, и сотрудники признают его лидером.
Для эффективного осуществления функций планирования, организа-ции, мотивации, контроля необходимо эффективное руководство.
Цель исследования – рассмотреть и проанализировать свойства, до-стоинства и недостатки экспертной власти.
Задачи исследования:
1) изучить свойства экспертной власти;
2) рассмотреть достоинства и недостатки экспертной власти;
3) проанализировать экспертную власть на примере организации.
Предмет исследования – экспертная власть.
Объект - «O’STIN».
Работа по структуре состоит из введения, двух глав основного тек-ста, заключения и списка использованной литературы.
1 Экспертная власть: понятие, свойства, достоинства и недостатки
1.1 Формы власти и влияния в организации
Управление - элементарная функция организованных систем различ-ной природы, обеспечивающая сохранение структуры, поддержание ре-жима деятельности системы и способствующая выполнению программы цели деятельности.
Каждая организация стремится достичь максимально эффективной и результативной деятельности. А руководитель в свою очередь способству-ет достижению поставленных целей: он ежедневно имеет дело с сотрудни-ками компании и ведет переговоры с членами других организаций, стре-мится оказать на них свое влияние или воздействия, чтобы побудить их к эффективной работе.
Под лидерством понимается использование влияния менеджера для мотивации работников к достижению целей организации. Управление людьми предполагает использование специфических механизмов воздей-ствия. Таким механизмом является власть. От умелого ее применения во многом зависит эффективность управления. В том случае, когда руково-дитель не обладает достаточной властью, чтобы влиять на тех, от кого за-висит эффективность деятельности, он не сможет достичь поставленных целей организации. Таким образом, власть является необходимым услови-ем успешной деятельности руководителя.
Теоретические основы власти позволяют определить сущность и спе-цифику власти менеджера. Эта власть характеризуется следующими свой-ствами:
1. Определенный объем. Власть менеджера характеризуется широ-той его властных полномочий, прав и обязанностей, ответственностью за принятие управленческих решений и результаты деятельности организа-ции. Объем властных полномочий менеджера фиксируется в организаци-онных документах.
2. Сфера распространения. Власть менеджера ограничена опреде-ленными рамками: подразделения, организации в целом, отдельными функциями, рабочим временем и т.п.
3. Сила. Это предполагает определенную степень устойчивости вли-яния менеджера на подчиненных. Опыт свидетельствует, что подчиненные уважают устойчивую (сильную) власть.
4. Противодействующее влияние со стороны подчиненных. Власть руководителя нередко «наталкивается на противодействие» в различных формах (открытой или скрытой). Оно может носить характер правового или психологического конфликта.
5. Затраты. Поддержание устойчивости власти предполагает матери-альные, финансовые, психологические затраты сил и средств. Так, для поддержки власти руководителя содержат аппарат управления, его работа обеспечивается материальными и финансовыми ресурсами, информацией. Содержатся помещения для офиса, оборудование, служба безопасности. Поддержание власти предполагает огромные психологические затраты самого руководителя, который вынужден анализировать состояние и ре-альные проблемы своего статуса, возможности его утраты.
6. Легитимность власти, т.е. право на власть и потенциальная воз-можность ее использования. Такое право регламентируется законом, учредителем организации и ее организационными документами.
7. Технология власти, т.е. использование разнообразных процедур и способов реализации власти. Прежде всего, это распорядительство, адми-нистрирование, экономические, социально-психологические способы вли-яния на людей.
8. Баланс власти. Важно учитывать, что в реальности абсолютной власти руководителя не существует. Не только менеджер влияет на подчи-ненных, но и подчиненные влияют на руководителя, обусловливая тем са-мым его зависимость.
Таким образом, подчиненные также обладают властью над руково-дителем. От подчиненных во многом зависит исполнение решений руково-дителя. Они могут отнестись к нему с высокой ответственностью, инициа-тивно, творчески, а могут отнестись формально. Более того, нередки слу-чаи, когда подчиненные бойкотируют исполнение или противодействуют ему в скрытой или открытой форме. Таким образом, существует проблема баланса власти, т.е. ее рационального соотношения между менеджером и подчиненными.
Власть – это желание, возможность и способность влиять на поведе-ние других людей и изменять его в интересах организации. Власть являет-ся атрибутом любых взаимоотношений.
Формальная власть - это власть должности, она связана с официаль-ным статусом лица и измеряется или числом подчиненных или объемом ресурсов, которыми он может распоряжаться самостоятельно.
Реальная власть – определяется положением человека в системе не-официальных неформальных взаимоотношений. Объем реальной власти определяется числом лиц, которые готовы добровольно, без дополнитель-ного принуждения подчиняться данному лицу.
Частные формы формальной и реальной власти: основанная на при-нуждении, на традициях, на вознаграждении, на убеждении, эталонная, экспертная.
1) власть, основанная на вознаграждении, при которой работники понимают, что при добросовестном выполнении своих обязанностей и ло-яльном отношении к руководству они могут получить дополнительное вознаграждение. Поэтому работники самостоятельно, на основе внутрен-ней мотивации встраиваются в систему властных взаимоотношений. Дан-ная форма, таким образом, является достаточно эффективной, однако то-тальность ее применения может ограничиваться следующими обстоятель-ствами:
- у руководителя могут отсутствовать возможности дополнительного вознаграждения;
- руководителю бывает сложно качественно определить необходи-мые формы и объемы стимулирования для различных работников;
- материальное вознаграждение перестает быть единственным, необ-ходимым и достаточным видом стимулирования.
2) власть эталонная (харизматическая власть или власть примера). В данном случае личные качества руководителя настолько привлекательны для подчиненных, что они готовы добровольно, без дополнительного по-буждения и принуждения вступить в систему властных взаимоотношений с ними. В данном случае формируется авторитет личности, базирующийся на ее психофизиологических характеристиках.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрегова И.И. «Руководство» и «лидерство» как явления соци-ального управления // Вестник Майкопского государственного тех-нологическо- го университета. - - 2012. -- № 1. - С. 27–32
2. Арсентьева Ю.А., Борисов А.В. Современные проблемы руко-водства и лидерства в системе управления человеческими ресурсами организации // NovaInfo.Ru. - 2015. - Т. 1. - № 39. - С. 101–106.
3. Балашов А.П. Теория менеджмента. - М.: Инфра-М, 2014. — 352 с.
4. Блинов А.О., Угрюмова Н.В. Теория менеджмента. Учебник для бакалавров. — М.: Дашков и К, 2014. — 304 с.; электронная версия — Москва: 2016.
5. ВЦИОМ: Материалы четвертой международной научно-практической социологической конференции Продолжая Грушина 27-28 февраля 2014 г. - М.: ВЦИОМ, 2014. — 500 с.
6. Глухов В.В. Менеджмент. Учебник для вузов. — 3-е издание. — СПб.: Питер, 2008. — 608 с.
1. Донской Н.П. Стратегический менеджмент. Опорный конспект лекций. - МИТСО, 2011.
7. Жигун Л.А. Теория менеджмента: теория организации. Учеб-ное пособие. — М.: "НИЦ Инфра-М" , 2014. — 320 с.
8. Королев В.И. Основы менеджмента. Часть 1. Учебник/ под ре-дакцией доктора экономических наук, профессора В.И. Королева. — М.: Магистр, 2007
9. Лялин А.М. (ред.) и др. Теория менеджмента. - СПб.: Питер, 2009. — 464 с.
10. Ожгибесова Е.В. (ред.) Актуальные проблемы экономики и управления в современном обществе 2011. Материалы научно-практической конференции. 17 ноября 2011 г. / Под ред. Е.В. – Пермь: АНО ВПО «Пермский институт экономики и финансов», 2011. – 556 с.
11. Смоловик Г.Н. Теория менеджмента. - Новосибирск : СибГУ-ТИ, 2016. — 245 с.
12. Полукаров В.Л., Петрушин В.И. Психология менеджмента. - М.: Кнорус, 2016. — 274 с.
13. Типология власти. - http://www.elitarium.ru/tipologija_vlasti/
14. Формы власти и влияния. - http://banauka.ru/1464.html
15. Формы власти и влияния в организации: власть, основанная на вознаграждении, эталонная власть. - http://psychology-konspect.org/?content=849