Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы. Повышение качества учебного процесса в условиях сокращения количества аудиторных часов можно осуществлять, лишь управляя самостоятельной работой студентов, осуществляя постоянный контроль за качеством усвоения учебного материала. Итоговые показатели успеваемости студентов в сессию не всегда дают действительную картину состояния процесса обучения, что связано со сложностью количественной оценки процессов обучения. В связи с этим возрастает роль текущего и периодического контроля знаний на занятиях по туризму знаний, которым, как правило, не уделяется должного внимания. Это происходит вследствие того, что текущая и периодическая проверки знаний требуют от преподавателя весьма больших затрат времени и интеллектуальных усилий.
Важнейшими составляющими процесса подготовки специалистов фармацевтического профиля являются планирование, стимулирование, организация и контроль учебной работы студентов.
Известно, что показателем успешной работы специальных профессиональных учебных заведений является гарантия высокого качества образования, определяющими факторами которого являются квалификация профессорско-преподавательского состава, качество образовательных программ, информационно-методическое обеспечение учебного процесса, социологическая и воспитательная составляющая.
Контроль полученных знаний, позволяющий определить уровень усвоения студентами преподаваемого материала, является неотъемлемым элементом процесса обучения - проблема контроля знаний на занятиях по туризму учебной деятельности студентов и адекватности оценки их знаний сохраняет свою актуальность в любых условиях педагогического процесса, при любых образовательных системах и подходах, в разных по профилю и элитарности учебных заведениях. Популярной формой такого контроля знаний на занятиях по туризму является тестирование, основанное на диалоге персонального компьютера и пользователя.
Контроль эффективности учебного процесса позволяет определить, достигнута ли цель обучения, насколько усвоена учебная программа, овладели ли студенты определенным набором компетенций.
Несмотря на то, что контроль и оценка знаний и умений обучающихся являются далеко не новыми компонентами дидактического процесса, технология реализации контроля знаний на занятиях по туризму и оценивания знаний студентов и сегодня являются предметом жарких споров среди педагогов.
В настоящее время многие учебные заведения пересматривают внутреннюю политику контроля знаний на занятиях по туризму учебной деятельности и внедряют инновационные методы проверки знаний обучающихся, зачастую нивелируя значимость традиционных. Одним из оснований реформы системы оценивания знаний студентов является ужесточение требований к качеству профессионального образований и уровню подготовки специалистов.
Цель работы – характеристика контроля знаний при занятиях по туризму, его видов и форм в их взаимодействии. В соответствии с этим предусмотрены исследовательские задачи:
1. Обзор основные видов, форм и методов контроля знаний.
2. Анализ особенностей применения форм и методов контроля знаний при занятиях по туризму.
3. Определение требований к объективности педагогического контроля.
4. Определение возможности объективности педагогического контроля знаний на занятиях по туризму на основе расширения практики традиционных методов.
Глава 1. Теоретические основы контроля знаний на занятиях по туризму
1.1.Основные виды, формы и методы контроля знаний
Контроль является обязательной частью процесса обучения. В зависимости от выполняемых функций контроль делится на четыре вида: предварительный, текущий, периодический, итоговый.
1.Предварительный контроль. Он имеет диагностические задачи и проводится для выявления имеющихся знаний, умений и навыков учащихся к началу обучения. Используется традиционно в первых числах учебного года или же перед изучением новой темы.
Его значение велико, поскольку характер изучения нового материала напрямую зависит от степени усвоения тех понятий, определений, положений, которые были рассмотрены ранее. В случае, если таковой информации об этом педагог не имеет, то он лишен возможности проектирования и управления учебным процессом. Именно предварительный контроль фиксирует начальный уровень обученности, сопоставление которого с достигнутым впоследствии дает возможность измерить так называемый «прирост» знаний, степень сформированности умений и навыков, а также проанализировать динамику и эффективность педагогического процесса, сделать выводы о вкладе преподавателя в обученность детей, оценить его профессиональную компетентность.
2.Текущий контроль. Осуществляется учителем по ходу преподавания, в процессе ежедневной учебной работы, как правило на уроках. Он дает возможность квалифицировать степень сформированности знаний, умений, навыков, а также их глубину и прочность. Данный контроль позволяет вовремя выявить пробелы в знаниях учащихся и оказать им помощь в усвоении программного материала.
Главной функцией текущего контроля считается функция обратной взаимосвязи. Она дает возможность учителю получать сведения о ходе процесса усвоения новой информации каждым учеником. Обратная взаимосвязь предоставляет сведения не только об усвоении или неусвоении материала, но и позволяет контролировать сам учебно-воспитательный процесс, наблюдать за действиями учащихся.
Традиционно текущий контроль осуществляется посредством устного опроса, который всегда совершенствуется: учителя все шире практикуют такие его формы, как выборочный, фронтальный, компьютерный и другие. Тестовые задания для текущего контроля формируются так, чтобы охватить все главные составляющие знаний, умений, изученные учащимися на протяжении последних 2-3 уроков. После окончания работы непременно анализируются допущенные ошибки.
3. Периодический контроль. Как правило, он бывает тематическим и имеет цель систематизации знаний учащихся. Проводится после изучения логически завершенной части, раздела программы или же в конце учебной четверти. Таким образом подводятся результаты работы за конкретный период времени.
4. Итоговый контроль. Призван обозначить конечные результаты обучения, систематизировать и обобщить весь учебный материал. Он осуществляется в конце каждого учебного года.
В последнее время наибольшее распространение получают технологии итоговых испытаний с применением компьютеров и специализированных программ. Как правило, это тестовые задания, когда учащиеся должны из нескольких вариантов ответа выбрать верный. Превосходства информационных технологий безусловно в том, что компьютеры объективны при выведении конечного результата. Однако они не предоставляют возможности выявить конкретные затруднения учащих, похожие ошибки и прочие аспекты, на которые обращает внимание преподаватель при традиционной системе контроле.
Формы контроля находятся в зависимости от специфики организационной структуры учебной работы. Традиционно выделяют пять ключевых форм контроля:
1. фронтальная форма (ученики с места предоставляют короткие ответы на вопросы, составленные учителем по небольшому объему изученного материала);
2. групповая форма (контроль осуществляется только для определенной части класса, то есть вопросы ставятся перед конкретной группой учеников, но в этом могут принимать участие и оставшиеся учащиеся);
3. индивидуальный контроль (используется для полного ознакомления учителя со знаниями, умениями и навыками отдельных учащихся, которые вызываются для ответа к доске);
4. комбинированная форма (сочетание индивидуального контроля с фронтальным и групповым);
5. самоконтроль (обеспечивает функционирование внутренней обратной взаимосвязи в ходе обучения).
Методы контроля – это способы, с помощью которых оценивается результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической работы учителя.
Среди главных методов контроля выделяют следующие: наблюдение, опрос, письменные работы, зачеты и экзамены.
Ежедневное наблюдение помогает учителю составить верное суждение об отношении ученика к занятиям, доступности и посильности для него учебного материала. На этой основе возможно планирование и организация особого контроля знаний конкретного ученика.
Опрос, как метод контроля, может быть индивидуальным (вызов ученика к доске для развернутого ответа на оценку), фронтальным (вызов множества учащихся для ответа на вопросы, требующие маленького по объему ответа), комбинированным (одновременно вызываются несколько учеников, из которых один отвечает устно, а другие по указанию учителя выполняют письменные либо практические задания по карточкам, по учебным пособиям). Плюсы комбинированного опроса в том, что он дает возможность провести фундаментальную проверку нескольких учащихся за короткий промежуток времени. Его использование уместно, когда весь материал усвоен и нужно выяснить степень усвоения знаний сразу у нескольких учащихся.
К письменным работам относятся: проверка тетрадей, проведение контрольных, оценка домашних заданий, работа с тетрадями на печатной основе.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Базарбаева Ж.М., Ермекбаева Д.К., Есимсиитова З.Б. Объективность оценки знаний студентов - необходимое условие повышения качества подготовки специалистов http://econf.rae.ru/article/6846
2. Бутенков С. А. Методика и средства индивидуального тестирования в вузе. - Таганрог: Лаборатория математических проблем ИИ, 2007. - 114 с.
3. Карвунис Ю.А. Состояние и перспективы развития активного туризма в молодежной среде / Ю.А. Карвунис, Л.В. Капиле- вич // Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 10. - С. 62-64.
4. Карвунис Ю.А. Специфика физкультурно-оздоровительных и рекреационных программ в системе детско-юношеского туризма / Ю.А. Карвунис, Л.В. Капилевич //Теория и практика физ. культуры. - 2016. - № 2. - С. 87-89.
5. Кузнецов А.В. Тестирование как одна из форм контроля знаний на занятиях по туризму знаний студентов / А.В. Кузнецов, З.Д. Хаджиева, Л.С. Кузнецова, Л.П. Лежнева // Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании: сб. статей ХІІ Междунар. науч.-метод. конф. - Пенза, 2005. - С. 187-189.
6. Лежнева Л.П. Основные проблемы традиционной системы оценки знаний студентов в высшей школе и пути их решения / Л.П. Лежнева, А.В. Кузнецов, З.Д. Хаджиева // Психолого-педагогические основы профессионального формирования личности в условиях перехода к двухуровневой модели образования: сб. статей междунар. науч.-практ. конф. - Пенза, 2008. - С. 141-142.
7. Лежнева Л.П. Содержание образования в современной высшей школе / Л.П. Лежнева, З.Д. Хаджиева, Н.В. Никитина // Пути и формы совершенствования фармацевтического образования. Поиск новых физиологически активных веществ: материалы 4-й Всерос. с междунар. уч. науч.-метод. конф. «Фармобразование - 2010». - Воронеж, 2010. - Ч. 1. - С. 72-¬73.
8. Никитина Н.В. Роль рейтинговой системы оценки знаний в повышении эффективности вузовского обучения / Н.В. Никитина, Л.П. Лежнева, А.С. Никитина // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: материалы XIV Междунар. науч.-практ. конф. - М. - Челябинск, 2013. - Ч. 3. - С. 111-113.
9. Пидкастстый П.И. Педагогика. Уч. пособие для ст. пед. вузов и пед. кол. - М.: Педагогическое общество России, 2004.
10. Протасов И.С. Особенности применения рейтинговой и традиционной систем оценки знаний студентов / И. С. Протасов, В. В. Разуваева // Организационные и методические основы учебно-воспитательной работы в медицинском вузе: сб. науч. статей. - Воронеж: Научная книга, 2009. - Вып. 1. - С. 96-101.
11. Хаджиева З.Д. Формы организации обучения в высшей школе / З.Д. Хаджиева, Л.П. Лежнева, А.В. Кузнецов // Окружающая природная среда и экологическое образование и воспитание: сб. статей IX Междунар. науч.-практ. конф. - Пенза, 2009. - С. 32-34.
12. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: Учебное пособие. - М., 2002.
13. Шилько В.Г. Педагогические технологии в физкультурно-спортивной деятельности студентов / В.Г. Шилько, Т.А. Шилько, Н.Л. Гусева // Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 11. - С. 52-53.
14. Шилько В.Г. Физическое воспитание студентов на основе организации общественно-самодеятельных форм физкультурно-спортивной работы в вузе / В.Г. Шилько, Н.Л. Гусева // Теория и практика физ. культуры. - 2011. - № 4. - С. 25-27.