Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Каждый человек, находясь в обществе, руководствуется моральными нормами, которые отражают общий тип поведения, регулирующий отношение человека к обществу, людям, труду, к самому себе, к природе. В современном мире эти отношения проявляются в гуманизме, трудовой направленности, чувстве собственного достоинства, экологической и экономической культуре. Именно экономическая жизнь общества и включает экономические отношения, которые возникают между людьми в процессе производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. В то же время, экономическая жизнь является базисной сферой жизнедеятельности общества, связующим звеном между трудовым, нравственным, политическим, правовым, экологическим и другими компонентами системы воспитания. Из этого следует, что уже с дошкольного возраста дети постепенно включаются в экономическую жизнь общества и экономические отношения, которые направлены на производство, обмен, распределение и потребление материальных благ в семье. Исходя из этого, мы понимаем важность заложения в дошкольника основы таких качеств, как: трудолюбие, бережливость, расчетливость, инициативность, организованность, практичность, самостоятельность, деловитость – сформировать разумные экономические потребности, умение соизмерять потребности с реальными возможностями и убеждение в том, что личный добросовестный труд является средством удовлетворения потребностей.
Цель: изучить основы повышения профессиональных компетенций педагога в области финансовой грамотности.
Задачи: 1. Изучить понятие о профессиональных компетенциях педагога;
2. Рассмотреть понятие финансовой грамотности;
3. Подготовить анкету для изучения уровня сформированности финансовой грамотности педагогов;
4. Изучить авторскую программу А. Д. Шатовой по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста.
Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка используемой литературы.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ ПО ОСНОВАМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
1.1. Понятие о профессиональных компетенциях педагогов дошкольных образовательных учреждений
Компетенция (от лат. competentio от competo добиваюсь, соответствую, подхожу) - это личная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач. Также в это понятие включаются формально описанные требования к личностным, профессиональным и другим подобным качествам сотрудников компании.
Педагогическая компетентность - это системное явление. Оно проявляется в том, что есть единство педагогического опыта, знаний, свойств и качеств педагога, и это позволяет эффективно осуществлять педагогическую деятельность. Также это явление позволяет организовывать процесс педагогического общения и предполагает личностное развитие и совершенствование педагога.
В понятие «компетентности педагога» входит ценностно - смысловое отношение к целям и результатам педагогической деятельности, которое выражается в осознанном выполнении профессиональных функций. И это особенно ценно, поскольку эта позиция воспитателя - это не врожденное качество. Оно формируется под влиянием всей образовательной среды окружающей среды. В том числе в процессе дополнительного профессионального образования, которое направлено на изменение внутреннего мира воспитателя детского сада.
К основным составляющим профессиональной компетентности педагога относятся:
- Информационная компетенция - это тот объем информации, которым педагог владеет о себе, о своих коллегах, воспитанниках и их родителях;
- Интеллектуально - педагогическая компетентность - это то, насколько педагог умеет применять полученные знания и опыт в профессиональной деятельности для наиболее эффективного обучения и воспитания детей. Сюда же относится способность педагога к инновационной деятельности;
- Коммуникативная компетентность - это очень важное профессиональное качество, оно включает в себя развитые речевые навыки, умение слушать, экстраверсию и эмпатию;
- Регулятивная компетентность - это способность педагога управлять своим поведением и контролировать свои эмоции, устойчивость к стрессам и способность к рефлексии;
- И еще одно важное умение - это правильно общаться с родителями воспитанников, она является одной из основных и наиболее сложных профессиональных компетенций.
Для того, чтобы компетентности воспитателя сформировались качественно, необходимы способности, базовые знания и умения, которые будут совершенствоваться в процессе самообразования.
Воспитатель должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:
- воспитательно-образовательной;
- учебно-методической;
- социально-педагогической.
Воспитательно-образовательная деятельность. К этому виду деятельности относится способность педагога создавать развивающую среду, осуществлять в этой среде целостный педагогический процесс, при этом сохраняя жизнь и здоровье воспитанников.
Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога:
- уметь результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с той образовательной программой, по которой идет обучение;
- знать цели, задачи, содержание, принципы, формы, методы и средства обучения и воспитания дошкольников;
- уметь руководить основными видами деятельности дошкольников;
- уметь взаимодействовать с дошкольниками.
Учебно-методическая деятельность. Сюда относится способность педагога проектировать педагогическую деятельность на основе анализа достигнутых результатов и планировать образовательную и воспитательную работу в соответствии с программой.
Эти критерии подкрепляются следующими показателями компетентности:
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Буре, Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников: метод. пособие / Р.С. Буре. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 80 с.
2. Галкина, Л.Н. Экономика для детей: метод. пособие / Л.Н. Галкина. Челябинск: Цицеро, 2013. – 112 с.
3. Галкина, Л.Н. Готовность педагогов ДОУ к осуществлению экономического образования детей дошкольного возраста / Л.Н. Галкина // Образование и наука на XXI век: Материал за 9-а международная научная практичная конференция 2013. Т. 7. Педагогические науки. София: Бял ГРАД-БГ, 2013. – С. 51–57.
4. Гогоберидзе, А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / А.Г. Гогоберидзе; под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцево. – СПб.: Питер, 2013. – 464 с.
5. Гордеева, Н.П. Биопедагогическое обоснование трудовой предпринимательской деятельности школьников / Н.П. Гордеева, Н.А. Томин. – Челябинск, 2005. – 374 с.
6. Инновационные процессы в воспитании, обучении и развитии подрастающего поколения: сб. науч. трудов: в 3 т. / Под общ. ред. А.Ф. Аменда. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2010. – Т. 2. – 687 с.
7. Кнышова, Л.В. Экономика для малышей. или как Миша стал бизнесменом / Л.В. Кнышова, О.И. Меньшикова, О.В. Попова. М.: ПедагогикаПресс, 1996. - 125 с.
8. Котюсова, И.М. Экономика в сказках и играх / И.М. Котюсова, Р.С. Лукьянова. Нижний Новгород, 1994. – 45 с.
9. Крупник, Н.Я. Путешествие в мир экономики / Н.Я. Крупник. М.: Легппромбытиздат, 1993. - 110 с.
10. Крючкова, В.А. Беседы о экономике: учебно-метод. пособие / В.А. Крючкова. – Самара, 1994. - 26 с.
11. Лившиц, А.Я. Введение в рыночную экономику: курс лекций / А.Я. Лившиц. М., 1991. – 255 с.
17. Липсиц, И.В. Структура обучения экономическим знаниям в средней школе / А.Я. Лившиц // Рос. энциклоп. 1992. № 12. – С. 110-112.
18. Меньшикова, О.И. Экономика детям, большим и маленьким / Л.В. Кнышова, О.И. Меньшикова, О.В. Попова. М.: Просвещение, 1994. - 76 с.
19. Островская, П.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников / П.Ф. Островская. М.: Просвещение, 1990. - 156- с. 86.
20. Полиманская, Т.И. Усвоение нравственных норм старшими дошкольниками в совместной трудовой деятельности / Т.И. Полиманская // Нравственно-трудовое воспитание в детском саду / под ред. Р.С. Буре. М.: Просвещение, 1987. - 117 с.
21. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 г.Москва [Электронный ресурс]. URL:http://минобрнауки.рф /%D0%B4 %D0%BE%D0%BA%D1 %83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1/6261
22. Проект концепции экономического образования в средней профессиональной школе // Специалист. – 1993. - № 8. - С. 21.
23. Райзберг, Б.А. Основы экономики и предпринимательства: учеб. пособие для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, колледжей / Б.А. Райзберг. М.: Эрудит-ЮНИТИ, 1992. - 119 с.
24. Саламатов, А.А. Эколого-экономическое образование в профильной школе: теоретико-методологические аспекты: монография / А.А. Саламатов. – М.: АТиСО, 2004. – 187 с.
25. Сасова, И.А. Экономическое воспитание детей в семье / И.А. Сасова. М., 1989. - 45 с.
26. Смоленцева, А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: учебное пособие / А.А. Смоленцева. – Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 2000. – 176 с.
27. Смоленцева, А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием / А.А. Смоленцева. М.: Просвещение, 1987. - 96 с.
28. Шатова, А.Д. Дошкольник … и экономика // Обруч. – 1999. - № 1.
29. Шатова, А.Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание // Дошкольное воспитание. – 1995. - № 8. - С. 17-24.
30. Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников / А.Д. Шатова. – М., 2005. - 254 с.
31. Шведова, И. Азбука экономическая для детей и для взрослых / И. Шведова. М.: East-West, 1992. - 64 с.