Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность этой темы выражается в необходимости и важности знаний социальной психологии управления для слаженной работы в трудовом коллективе. Любые проявления акцентуаций характера накладывают отпечаток на поведение человека. И это поведение может быть и в социальной среде, и в трудовом коллективе. Поэтому важно выявить вовремя тот или иной тип акцентуаций характера, распознать их. Это поможет любому руководителю более эффективно воздействовать на подчинённого.
Зная особенности акцентуаций характера своих сотрудников, руководитель может определить собственные сильные и слабые стороны в управленческом общении и профессиональной деятельности. Это позволит руководителю скорректировать собственное поведение, избежать ошибок в общении, сформировать модель поведения в обществе и на работе.
Знание акцентуаций характера подчинённых позволит руководителю избежать конфликта в трудовом коллективе, создать условия для конструктивного сотрудничества, улучшить социально-психологический климат.
Понимание типов акцентуации характера является важной частью саморазвития. Это расширяет кругозор будущих руководителей, увеличивает эрудицию, формирует личность специалиста, создавая условия для системного мышления. А это очень важно для становления руководителя как профессионала.
Цель работы: разработать управленческие решения по оптимизации акцентуаций характеров сотрудников «ГБУЗ НСО КСП №2» для улучшения их профессиональной деятельности.
Задачи работы:
1) Дать определение акцентуаций характера, выявить их роль в профессиональной деятельности руководителя;
2) Изучить особенности проявления демонстративного, конформного, экзальтированного, шизоидного типов акцентуации характеров в профессиональной деятельности и управленческом общении;
3) Провести анализ акцентуации характеров сотрудников «ГБУЗ НСО КСП №2»;
4) Разработать управленческие решения по оптимизации использования акцентуации характеров сотрудников «ГБУЗ НСО КСП №2».
Объект исследования: акцентуации характера.
Предмет исследования: акцентуации характера (демонстративный, конформный, экзальтированный, шизоидный) в профессиональной деятельности и управленческом общении.
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Теоретические аспекты феномена «акцентуация характера»
1.1. Акцентуация характера: понятие, виды,
роль в профессиональной деятельности руководителя
Важно понимать, как применять знания в сфере акцентуаций характера в сфере управленческого общения. Однако до этого необходимо дать определение данного понятия, изучить взгляды на него различных авторов.
Что имеют в виду под «акцентуациями характера»?
Во многих источниках литературы под акцентуациями понимаются крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены [12, с. 323].
Это определение чётко раскрывает сущность акцентуаций, а также их роль в поведении. То есть, мы можем сказать, что акцентуации – это некоторые уязвимости, которые могут навредить личности.
Карл Леонгард под акцентуациями характера понимает заострённые черта характера, влияющие не только на формирование характера, но и на всю личность в целом.
Это определение также отражает сущность акцентуаций как специализированных черт, которые наиболее ярко выражены у тех или иных личностей.
Есть ещё одно определение данного автора: «акцентуация – это излишне выраженные индивидуальные черты, имеющие тенденцию к переходу под воздействием неблагоприятных факторов в патологическое состояние» [17, с. 23].
Важно понимать, что акцентуации характеризуются как динамичные состояния, которые без определённого внимания могут стать факторами негативного развития личности.
Рассмотрим конкретные виды заостренных черт, чтобы иметь общее понятие о специфике акцентуаций. Они легли в основу теории Леонгарда про акцентуации характера.
Карл Леонгард выделял следующие основные виды акцентуаций:
1) Демонстративная акцентуация. Людей этого типа характеризует подвижность, живость, легкость в установлении контактов с другими людьми. Им присущи фантазерство и притворство, они могут приукрашать свой характер, часто требуют к себе внимания и любят власть, похвалу. Такой человек может достичь больших высот в творчестве.
2) Застревающая акцентуация. Характеризуется чувствительностью к обидам и несправедливости. Такой человек может долго ходить с негативными эмоциями и чувствами. Может долго переживать то, что многие забывают сразу же. Обладает упорством, способностью доводить начатое до конца.
3) Педантичная акцентуация. Человек с этой акцентуацией склонен к формальным действиям, слишком требователен к себе и другим людям. Очень любит порядок, пунктуальность и аккуратность.
4) Возбудимая акцентуация. Эти люди не могут держать себя в руках. Они очень вспыльчивы, непоседливы, не могут управлять своими эмоциями. Характеризуются конфликтностью, гневливостью, угрюмостью, часто сами же провоцируют проявления этих качеств.
5) Гипертимная акцентуация. Активные, непоседливые, общительные люди. Активно используют жесты, мимику, пантомимику. Склонны нарушать дистанцию в отношениях между людьми.
6) Дистимная акцентуация. Часто бывают в подавленном настроении, очень серьезные по жизни люди. Склонны к пессимизму, молчаливости, заниженной самооценке. Домоседы. Ценят узкий круг очень близких людей.
7) Тревожная акцентуация. Очень неуверенные в себе, робкие, пугливые люди. Склонны к страхам. Однако очень тактичны и ответственны.
8) Экзальтированная акцентуация. Общительны, восторженны, с выраженным альтруизмом. Однако достаточно часто могут впадать в негативные психические состояния.
9) Эмотивная акцентуация. Эмпатичны, сочувствуют другим людям, привязываются к ним. Похожи на экзальтированный тип, но черты не проявляются так ярко.
10) Циклотимный тие. Это смесь гипертимной и дистимной акцентуации. Человек может проявлять себя то общительным, веселым, активным, то пессимистичным и пассивным.
По мнению А. Е. Личко, акцентуации характера — это «крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определённого рода психогенных воздействий» [19, с. 66].
Это определение также характеризует понятие «акцентуации» как крайнего проявления свойств характера. Плюсом является краткость, акцент на «чрезмерности», то есть акцентуации рассматриваются как негативные проявления, которые требуют коррекции.
Личко так же говорит, что акцентуации – это временные изменения характера, которые сглаживаются при взрослении. В то же время многие из них переходят в психические заболевания или же сохраняются на всю жизнь. Акцентуации это всё-таки варианты нормы. Поэтому «акцентуация характера» не может быть психиатрическим диагнозом.
Личко считает, что «акцентуацию можно определить как дисгармоничность развития характера, гипертрофированную
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: учебник / В.В. Абраменкова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2017. - 511 с.
2. Арскиева З.А. Психологические особенности влияния акцентуации характера на ответственность подростка /З.А. Арскиева // Вопросы современной педагогики и психологии: свежий взгляд и новые решения Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 201-203.
3. Бехтерев В.М. Психологическое определение личности. Из кн. Психология личности в трудах отечественных психологов – СПб., 2000
4. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь - справочник по психологической диагностике. - Киев, 1989
5. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. – М.: Медицина, 1989
6. Гранкина Н.И. Взаимосвязь выбора стратегии поведения в конфликте и акцентуации характера личности / Н.И. Гранкина //В сборнике: Молодежь и наука: реальность и будущее материалы IX Международной научно-практической конференции: в 2 томах. Физико-математические науки, Химические науки, Технические науки, Сельскохозяйственные науки, Исторические науки, Философские науки, Филологические науки, Педагогические науки, Психологические науки, Социологические науки, Политические науки. - 2016. - С. 348-349.
7. Долгова В.И. Влияние акцентуации характера на отношение к добровольческой деятельности волонтеров социальных программ /В.И. Долгова, К.И. Шарафитдинова //Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2017. - Т. 8. - С. 7-15.
8. Еникеев М.И. Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии: Учебник для вузов / Еникеев М. И. - 2-е изд., перераб. - М.: Юр.Норма, ИНФРА-М Издательский Дом, 2017. - 640 с.
9. Ефимова Н.С. Социальная психология: учеб. пособие / Н.С. Ефимова. — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2017. — 192 с.
10. Иванов Н.Я., Личко А.Е. Патохарактерологический Диагностический Опросник для подростков. Методика исследования. - СПб.: изд. инст. им. Бехтерева, 1992.
11. Кербиков О.В. К учению о динамике психопатий (1961). - В кн.: Избр. тр., М.: Медицина, 1971, с.163-187.
12. Ковалева С.Н. Понятие акцентуации характера в психологической литературе /С.Н. Ковалева // Теория и практика научных исследований Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Научное (непериодическое) электронное издание. Под общей редакцией А.И. Вострецова. - 2016. - С. 323-328.
13. Ковлакас Е.Ф. Акцентуация характера и профпригодность: интегративные процессы /Е.Ф. Ковлакас // Наука, образование и инновации сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. С. 85-87.
14. Коршунова К.А. Акцентуации характера у подростков и последствия, связанные с ними /К.А. Коршунова, Н.Н. Пислегина // Научные открытия в эпоху глобализации. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. - 2016. - С. 212-214.
15. Крысько В.Г. Социальная психология. Курс лекций: Учебное пособие / В.Г. Крысько. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 256 с.
16. Куклина А.В. Акцентуации характеров и проблемы их психологической коррекции /А.В. Куклина, О.Н. Козырева, К.А. Коршунова // Проблемы современных интеграционных процессов и пути их решения. Сборник статей международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2016. С. 238-240
17. Леонгард К. Акцентуированные личности. Пер. с нем.- Киев: Выща школа, 1981.
18. Леонтьев А. Н. Деятельность, Сознание. Личность. М., 1982.
19. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков - Спб.: Речь, 2010. - 256 с.
20. Макерова В.В. Социальная психология: современная теория и практика: Учебное пособие / Макерова В.В., Боднар Э.Л., Любякин А.А., - 2-е изд., стер. - М.:Флинта, Изд-во Урал. ун-та, 2017. - 228 с.
21. Мантрова М.С. К проблеме изучения влияния акцентуации характера на девиантное поведение подростков / В.С. Печёркина, М.С. Мантрова //Теория и практика научных исследований Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Научное (непериодическое) электронное издание. Под общей редакцией А.И. Вострецова. 2016. С. 338-342.
22. Свенцицкий А.Л. Социальная психология общения: монография / под общ. ред. А.Л. Свенцицкого. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 256 с.
23. Сельмидис Л.Ф. Акцентуации характера в подростковом возрасте /Л.Ф. Сельмидис, И.В. Смирнова // Наука. Образование. Молодежь Материалы XIII Международной научной конференции молодых ученых и аспирантов. 2016. С. 74-77
24. Сметанникова А.Н. Тип акцентуации характера и предпочитаемая форма досуга /А.Н. Сметанникова //Акмеология. - 2016. - № S1 (57). - С. 171-172
25. Шкуратова Ю.М. Акцентуации характера подростков с высоким социометрическим статусом /Ю.М. Шкуратова // Молодой ученый: вызовы и перспективы сборник статей по материалам XXIV международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 92-99.