Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что больше 10 лет функционирует система федеральных органов исполнительной власти, установленная Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (далее также - Указ N 314), которая подразумевала создание федеральных министерств, федеральных агентств и федеральных служб вместо действовавших ранее государственных комитетов, федеральных комиссий, российских агентств, федеральных надзоров и государственных комиссий.
Произошедшие изменения системы и структуры федеральных органов исполнительной власти представляют уникальную возможность проследить формы таких изменений, их интенсивность и периодичность, выявить общие характерные черты.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с системой и функциями исполнительной власти.
Предметом настоящей работы являются нормы действующего законодательства, регулирующие систему и функции исполнительной власти.
Целью настоящей работы является анализ действующей системы и функций исполнительной власти.
Задачами работы ставится:
• рассмотреть высшие органы исполнительной власти;
• исследовать территориальные органы исполнительной власти;
• изучить принципы формирования и деятельности исполнительной власти;
• изучить административную функцию;
• проанализировать контрольную функцию;
Нормативно-правовой основой данной работы являются следующие нормативно-правовые акты: Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» и другие.
В работе применяются общие и частные методы исследования, в том числе описательный, историко-юридический, системно-правовой, формально-юридический, метод сравнительного анализа.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Понятие, система и структура органов исполнительной власти
1.1. Понятие органов исполнительной власти
Исполнительная власть является важным элементом системы разделения властей. Так же как и органы законодательной и судебной власти, Правительство РФ, осуществляющее исполнительную власть, действует самостоятельно и независимо, в тесном взаимодействии с Президентом РФ, органами законодательной и судебной власти.
Формально в действующей конституционной модели организации системы государственной власти отсутствует «непосредственное подчинение» Правительства РФ главе государства и Федеральному Собранию. Однако фактически и юридически была закреплена «двойная» ответственность высшего органа исполнительной власти страны перед Президентом и парламентом страны. Согласно Конституции РФ Правительство РФ политически ответственно и подотчетно не только перед Президентом РФ, который может принять решение о его отставке (ч. 2 ст. 117), но и перед Государственной Думой, которая может выразить ему недоверие или отказать в доверии (п. «б» ч. 1 ст. 103, ч. 3 ст. 117).
Как и во многих других случаях, в наиболее существенных вопросах, касающихся деятельности Правительства РФ (например, назначение Председателя Правительства РФ, формирование кабинета министров, подотчетность Правительства РФ и пр.), Конституция предусматривает использование технологий «двойного ключа», что означает необходимость согласованных действий Президента и парламента Российской Федерации и способствует снижению рисков нарушения баланса ветвей власти.
Конституция не называет Правительство РФ высшим органом исполнительной власти, но в Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» в названии ст. 1 Правительство РФ определяется как высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации.
Согласно Закону Правительство РФ является органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации, действующим на основе Конституции, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ. В качестве основных принципов деятельности Правительства РФ Закон устанавливает народовластие, федерализм, разделение властей, ответственность, гласность и обеспечение прав и свобод человека и гражданина.
Правительство РФ в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров Российской Федерации, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации, принимает меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» в состав Правительства РФ входят Председатель Правительства РФ, восемь заместителей (в том числе один первый заместитель) и 22 федеральных министра.
Поскольку органы государственной власти Российской Федерации не могут полноценно функционировать без надлежащим образом сформированного Правительства РФ, а Правительство формирует Президент по представлению Председателя Правительства, Конституция РФ устанавливает жесткие сроки внесения Президентом РФ предложения о кандидатуре Председателя Правительства РФ.
Полномочия Председателя Правительства РФ по организации работы Правительства конкретизируются в Федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации». Он возглавляет Правительство РФ, определяет основные направления деятельности Правительства РФ и организует его работу. Председатель Правительства РФ представляет Правительство РФ в России и за ее пределами, ведет заседания Правительства, обладая правом решающего голоса, подписывает акты Правительства, распределяет обязанности между заместителями Председателя Правительства, систематически информирует Президента РФ о работе Правительства РФ.
1.2 Система и структура органов исполнительной власти
Согласно Конституции Российской Федерации государственную власть в России осуществляют как федеральные органы власти, так и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Между ними существует тесная связь и взаимодействие, поскольку они обеспечивают единство государственной власти в России. Такое взаимодействие и сотрудничество наиболее ярко проявляется во взаимоотношениях между органами государства по линии исполнительной власти.
Конституция РФ закрепляет вертикаль исполнительной власти. Это означает, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Тем не менее, несмотря на строгую вертикаль власти в системе исполнительных органов, Конституция предусмотрела децентрализацию власти, так как реальный федерализм невозможен без самостоятельной системы органов государственной власти субъектов.
Конституция Российской Федерации гарантирует субъектам Федерации всю полноту государственной власти вне пределов ведения России и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения России и ее субъектов (ст. 73). При этом Основной Закон страны определяет, что система органов государственной власти субъектов устанавливается самостоятельно, но исходя из основ конституционного строя Российской Федерации и в соответствии с общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, которые определяются федеральным законом (ст. 77).
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 22.12.1997, N 51, ст. 5712.
3. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 18.10.1999, N 42, ст. 5005,
4. Федеральный закон от 07.05.2013 N 77-ФЗ «О парламентском контроле»// Собрание законодательства РФ, 13.05.2013, N 19, ст. 2304,
5. Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ, N 11, 15.03.2004, ст. 945.
6. Указ Президента РФ от 12.05.2008 N 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти»// Собрание законодательства РФ, 19.05.2008, N 20, ст. 2290.
7. Указ Президента РФ от 2 июля 2005 г. N 773 «Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 19.12.2015) // СЗ РФ. 2005. N 27. Ст. 2730.
8. Постановление Конституционного Суда РФ от 16.07.2015 N 22-П «По делу о проверке конституционности положения статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Республики Казахстан О.Е. Недашковского и С.П. Яковлева» // Собрание законодательства РФ, 27.07.2015, N 30, ст. 4659,
9. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19.07.2017 N 22-П // СПС «КонсультантПлюс».
10. Авакьян С.А. Глава Российского государства и региональные структуры власти: опыт и проблемы взаимодействия // Конституционное и муниципальное право. 2017. N 11. С. 46.
11. Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс: Учеб. пособие: В 2 т. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Норма; ИНФРА-М, 2014. Т. 2. С. 828.
12. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М., 2009. С. 181.
13. Беляева Ю.Н. О социальных функциях государства // Журнал российского права. 2016. N 1. С. 99 - 106.
14. Вишняков В.Г. Административная реформа: 15 лет поисков концепции // Законодательство и экономика. 2011. N 7. С. 9.
15. Государственное управление и исполнительная власть: содержание и соотношение / Под ред. Л.Л. Попова. М., 2011. С. 34.
16. Гранкин И.В. Парламентское право Российской Федерации: Курс лекций. М., 2013. С. 230.
17. Демидов М.В. Законодательные и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации: особенност773и конституционно-правового статуса и организации деятельности // Конституционное и муниципальное право. 2014. N 4. С. 32 - 36.
18. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина. М., 2011. С. 602.
19. Крылова Е.Г. Состояние и проблемы развития административного законодательства в сфере исполнительной власти по вопросам оказания государственных и муниципальных услуг // Юрист. 2014. N 6. С. 37.
20. Мельников В.А. Административно-правовое ограничение прав граждан и механизм его реализации органами внутренних дел: Дис. ... докт. юрид. наук. Краснодар, 2016. 484 с.
21. Морозов В.Е. К проблеме оптимизации функций президентских органов исполнительной власти // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. N 1. С. 39 - 43.
22. Осинцев Д.В. Административное право: Учебник для бакалавров и магистратуры. Екатеринбург, 2017. С. 23.
23. Осинцев Д.В. Концепцию административного права следует изменить // Административное право и процесс. 2018. N 1. С. 13 - 18.
24. Попова Н.Ф. О модернизации системы и структуры органов исполнительной власти // Муромцевские чтения: Модернизация правовой системы России: проблемы теории и практики: Материалы XI Международной научной конференции. Москва, 14 апреля 2011 г. / Под ред. Н.И. Архиповой, С.В. Тимофеева. М.: РГГУ, 2011. С. 34 - 39.
25. Рябцев В.П. Основное содержание и современное состояние теории законности // Законность в Российской Федерации. М.: Контакт, 2008. С. 1 - 25, 23.
26. Смирнова А.А. О соотношении государственных услуг, функций и полномочий органов исполнительной власти // Журнал российского права. 2015. N 3. С. 120 - 130.
27. Соболев О.В. Соотношение запретов и ограничений прав граждан в административной деятельности органов исполнительной власти // Административное право и процесс. 2019. N 2. С. 79.
28. Трофимова Г.А. Система федеральных государственных органов в России // Административное и муниципальное право. 2016. N 5. С. 423.
29. Хабриева Т.Я. Стратегия социально-экономического развития России и модернизация законодательства // Концепция развития российского законодательства / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А. Тихомирова. М., 2010. С. 17.
30. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. М.: Статут, 2017. С. 89.