Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Основные направления реформы государственной службы Российской Федерации были намечены в 2001 г. в Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации. В данном документе термин «правоохранительная служба» еще не употреблялся, однако в нем речь шла о государственной службе в правоохранительных органах. При этом Концепция предусматривала правовое регулирование каждого вида государственной службы отдельным федеральным законом.
Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» , в котором уже появляется понятие правоохранительной службы, прямо указал, что реализация принципов построения и функционирования системы государственной службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы (ч. 2 ст. 3). Таким образом, законодателем была намечена система правового регулирования государственной службы Российской Федерации, которая должна была состоять из базового федерального закона о системе государственной службы и федеральных законов о трех видах государственной службы: гражданской, военной и правоохранительной. Таким образом должны были быть обеспечены единство и дифференциация правового регулирования государственной службы Российской Федерации.
Однако на деле предполагаемая реформа застопорилась почти в самом начале. Президентом РФ был подписан Федеральный закон от 27.06.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» , следующим на очереди должен был стать проект федерального закона о правоохранительной службе Российской Федерации. И такой проект появился, но после десятилетия доработок и согласований интересов различных ведомств так и не был принят.
В результате к концу 2000-х гг. все чаще стали возникать сомнения в возможности (и необходимости) принятия единого закона о государственной правоохранительной службе Российской Федерации. Были приняты Федеральные законы от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (который на тот момент регулировал отдельные вопросы прохождения службы в полиции) и от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» . Поскольку в этот период Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» по-прежнему предусматривал необходимость регулирования государственной правоохранительной службы отдельным федеральным законом, принятие федеральных законов о службе в отдельных правоохранительных органах в отсутствие базового закона о правоохранительной службе смотрелось по крайней мере нелогично.
Объект исследования – правоохранительная деятельность.
Предмет исследования – деятельность правоохранительных органов и ее перспективы.
Цель исследования рассмотреть правоохранительную службу.
Задачи исследования:
рассмотреть понятие и правовое регулирование правоохранительной службы;
изучить цели и задачи правоохранительной службы;
охарактеризовать контроль над деятельностью правоохранительных органов;
определить основные направления и перспективы правоохранительной деятельности.
Работа состоит из введения, двух глав с параграфами, заключения и списка литературы.
Глава 1. Правоохранительная служба как вид государственной службы РФ
1. 1 Понятие и правовое регулирование правоохранительной службы
Понятие «правоохранительная деятельность можно трактовать по-разному, но необходимо осознавать, что исполнение обязанностей не допустить правонарушений, особая роль в системе исполнительной власти отведена правоохранительным органам. Безошибочным подтверждением вышесказанного является определение правоохранительной службы, приведенное в законодательных актах. В статье 7 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» говорится: «Правоохранительная служба – вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина» .
Рассмотрим более подробно, что же представляет собой правоохранительная служба в Российской Федерации, каковы ее признаки, цели, функции.
Одним из признаков деятельности правоохранительных органов является охрана прав. Она обусловлена, восстановлением нарушенного права гражданина, наказанием правонарушителя, так же эти два деяния могут происходить одновременно, а именно наказание правонарушителя и восстановления права которое было нарушено. Проанализировав эти два деяния можно предположить, что охрана права наступает после нарушения этого права. Конечно же, приведенными задачами, нельзя охарактеризовать глубину смысла охраны права, так как важнейшим фактором для граждан является справедливость, как говорится: «добро, побеждало зло», а не только чтобы нарушенные права были быстро восстановлены.
Непосредственно этим и занимаются правоохранительные органы, они оперативно находят нарушения, досказывают факты совершения правонарушений конкретными лицами и создают такие условия, чтобы правосудные решения были справедливы .
И поэтому правоохранительные органы создаются и финансируются, и создаются непосредственно государством.
Проводится отбор специалистов, отвечающих соответствующим требованиям, и имеющим специальную квалификацию и подготовку. Суть этого признака в том, чтобы определить круг лиц, которые могут заниматься правоохранительной деятельностью в рамках закона.
Еще одним признаком можно назвать основания, с помощью которых осуществляется деятельность правоохранительных органов. Эта деятельность непосредственно регулируется, специализированными законами, например, «О системе государственной службы Российской Федерации», «О полиции», «О прокуратуре Российской Федерации», «О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ», «О федеральной службе безопасности», «О следственном комитете Российской Федерации» и т. д.
Так же признаком можно считать, право в котором закреплены меры принуждения правоохранительных органов, государство вынуждено не только положительно воздействовать, но и с помощью негативных рычагов .
В настоящее время в России существует огромный объем специализированных нормативных актов, однако прежде чем говорить, о специализированных нормативных актах необходимо выделить, каким образом регулируются правоохранительные органы всеми нормативными правовыми актами, начиная с акта, который обладает наивысшей юридической силой в России.
Конституция Российской Федерация представляет основу нашего государства, она служит фундаментальным законом и юридической основой для любой области права и законодательства. Конституция обладает непосредственным воздействием и применяется на всей территории Российской Федерации прямо, не нуждаясь в том, чтобы те или другие ее положения существовали текстуально или насыщенно воспроизведены (детализированы, конкретизированы) в специально принимаемых законах, подзаконных нормативных актах, ведомственных инструкциях и т.п. .
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. 25 декабря. 1993.
2. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 2. Ст. 2063.
3. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 11.12.2018) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.
4. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 01.04.2019) «О полиции» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
5. Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 49 (ч. 1). Ст. 7020.
6. Федеральный закон от 13.07.2015 № 262-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения видов государственной службы и признании утратившей силу части 19 статьи 323 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2015. № 29 (часть I). Ст. 4388.
7. Правительство Российской Федерации не поддерживает принятие законопроекта «О парламентских расследованиях Федерального Собрания Российской Федерации», принятого в первом чтении на заседании Государственной Думы 7 октября 2003 г. (см.: Бурдуков П. Последние события в Государственной Думе // Российская Федерация сегодня. 2003. № 10.
8. Бастрыкин А.И. 300 лет российского следствия // Следствие в России: три века в поисках концепции: материалы Международной научно-практической конференции (Москва, 12 октября 2017 г.) / Под общ. ред. А.И. Бастрыкина. М., 2017.
9. Блок Ю.А., Звягинцева Д.В., Кудрякова О.В. Проблемы нормативно-правового регулирования при проведении конкурса «Лидеры России» // Полиматис. 2018. № 11. С.17-23.
10. Быковская Ю.В. Критерии оценки эффективности деятельности полиции зарубежных стран // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 11. С. 51–52.
11. Генеральная прокуратура: официальный сайт: портал правовой статистики. https://genproc.gov.ru/ (дата обращения 09.04.2019).
12. Гриненко А.В., Жариков Ю.С. Правоохранительные органы Российской Федерации. М., 2004.
13. Иваненко И.Н., Ачмиз А.Ю., Маклаков А.А. О государственной службе иных видов // Научные исследования: теория, методика и практика: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 19 нояб. 2017 г.). В 2 т. Т. 2. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. С.412-416.
14. Иванов И.С., Аванесян В.В. К вопросу о необходимости реформирования уголовной юстиции Российской Федерации // Российский следователь. 2016. № 18. С. 17–20.
15. Кадровый контроль в системе государственной службы / Под общ. ред. А.И. Турчинова. М., 2002.
16. Канина Ю.С. Понятие, сущность и правовые основы правоохранительной службы в РФ // В сборнике: Управление и общество: трансформация институциональной архитектуры социально - экономической системы Материалы ХIII Всероссийской научно-практическо йконференции. 2018. С. 112-116.
17. Козбаненко В.А. Иные виды государственной службы – правоохранительная служба: закон и доктрина // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 9 (94). С. 92-101.
18. Майоров В.И., Дунаева О.Н. Современные концепции взаимодействия полиции и общества как средства противодействия преступности: опыт зарубежных стран и России // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2017. № 1. С. 146–147.
19. Мартышин О.В. Философия права. М., 2017.
20. Наимов Н.Н. Правоохранительная служба РФ: быть или не быть? // Труды молодых ученых Алтайского государственного университета. 2017. № 14. С. 296-299.
21. Хевсаков А.В., Тюфанов Г.Н. Конституционные основы правового обеспечения правоохранительной службы // В сборнике: Актуальные проблемы права. Сборник научных статей магистрантов. Под ред. Койбаева. Владикавказ, 2018. С. 316-325.