Фрагмент для ознакомления
1
CОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И РОЛЬ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 5
1.1 Основные понятие малых предприятий 5
1.2 Роль малого предпринимательства в экономике страны 9
2. ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 13
2.1 Динамика и качественные характеристики развития малых предприятий в Российской Федерации 13
2.2 Проблемы развития малого предпринимательства в России и пути их решения 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ 35
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Неотъемлемым условием эффективного развития страны является существование частного бизнеса, основу которого составляют малые предприятия (до 100 человек) и средние предприятия (от 100 и выше человек). В настоящее время малые и средние предприятия играют ведущую роль в развитии экономики стран и совершенствовании научной техники, активизации рынка; могут наиболее эффективно и полно использовать местные ресурсы и предоставлять индивидуальные услуги. В развитых странах удельный вес малого и среднего предпринимательства в общем числе всех организаций и предприятий составляет порядка 90-95%, а доля в ВВП достигает 50%. Западные страны ориентируются на поддержку развития малого бизнеса - доля занятого в нем населения составляет более половины всех занятых.
Финансовые кризисы 2008 и 2014 годов негативно сказались на экономических показателях многих стран мира, в том числе и России. Поэтому экономическая ситуация в нашей стране нуждается в принятии мер для решения возникших проблем. Малый бизнес может сыграть важную роль в данном вопросе. Именно этому сектору экономики принадлежит главная роль в процессе увеличения среднего класса, повышения уровня благосостояния населения, улучшения качества продукции и предоставляемых услуг, а также повышения конкурентоспособности.
Малый бизнес создает рабочие места, снижает уровень безработицы, обеспечивает высокую эффективность капиталовложений, а также увеличивает налоговые поступления в бюджеты всех уровней. Долгое время в России предпринимательство считалось мошенничеством, оно не просто не имело поддержки государства, а было запрещено на законодательном уровне. Сейчас пришло понимание о необходимости развития малого и среднего бизнеса, их поддержки со стороны государства.
Сегодня для успешного ведения бизнеса необходимо учитывать потребительские интересы, предпочтения. Запросы потребителей постоянно меняются. Малые предприятия способны быстро реагировать на потребительские запросы, осваивая выпуск мелкосерийной, уникальной продукции или специфических услуг для отдельных рыночных сегментов. Особенно явно это проявляется в регионах с их отраслями специализации, большой удаленностью и хроническим отставанием от центра по социальным показателям.
Цель и задачи исследования. Цель работы состоит в том, чтобы проанализировать преимущества и недостатки малого предпринимательства в условиях экономической нестабильности, выявить возможности развития малого предпринимательства.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- провести историко-генетический анализ теорий предпринимательства;
- определить содержательно-качественную детерминацию малого предпринимательства;
- исследовать динамику и качественные характеристики развития малого предпринимательства в РФ;
- выявить факторы торможения развития малого предпринимательства.
Объектом исследования является малое предпринимательство в России.
Предметом исследования выступает использование возможностей малого предпринимательства в условиях нестабильности.
Работа состоит из введения, двух основных глав, заключения и списка использованной литературы.
1. ПОНЯТИЕ И РОЛЬ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
1.1 Основные понятие малых предприятий
Взгляды на предпринимательство и его роль в обществе претерпели достаточно длительную эволюцию в научной теории. Первые мысли относительно теории предпринимательства можно встретить уже у классиков политической экономии. В частности, значительный вклад в изучение проблем, связанных с предпринимательством, внес французский экономист Р. Кантильон в начале XVIII века. Он разработал первую концепцию предпринимательства, и под предпринимателем понимал человека, действующего в условиях риска, обусловленного тем, что торговцы, фермеры, ремесленники и другие мелкие собственники покупают по конкретной цене, а продают по неопределенной. Однако, основная заслуга ученого заключается в том, что он, поставив предпринимателя в центр экономической системы общества, сделал его объектом научного изучения и тем самым положил начало дальнейшим теоретическим исследованиям в этой области .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. А также создавать атмосферу конкуренции и ту среду предпринимательства, без которой рыночная экономика невозможна.
Проанализировав теоретические подходы к сущности предпринимательства и пытаясь избежать их одностороннего трактовки, можно определить предпринимательство как особый тип общественных отношений и активную деятельность в условиях экономической свободы, неопределенности ситуаций и риска, в процессе чего предприниматель при определенной свободы действий рационально сочетает факторы производства и собственную инициативу, с принятием на себя ответственности с целью достижения коммерческого успеха и личного удовлетворения будущей прибылью. Однако несмотря на собственные интересы он способствует эффективному удовлетворению потребностей общества и рыночным преобразованиям в государстве.
Малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом и, следовательно, лучший выход для России - это создание такой политики государства, которая была бы направлена на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.
Развитие малого бизнеса на Западе идет более быстрыми темпами, поскольку национальные власти придают большое значение предприятиям малого бизнеса и оказывают им поддержку на федеральном уровне. Малый бизнес в развитых странах в настоящее время представляет собой средний класс, который служит базой для стабильного развития экономики. Даже бывшие развивающиеся страны именно с развитием малого, среднего бизнеса совершили большой экономический рывок.
В России, наблюдается рост количества малых предприятий и численности работающих на них. Малый бизнес играет в экономике России довольно большую роль. Он является неотъемлемой частью социально-экономической системы страны, обеспечивая стабильность рыночных отношений, втягивая большую часть граждан страны в эту систему отношений путем открытия ими собственного дела, обеспечивая высокую эффективность производства путем глубокой специализации и кооперации производства, что благоприятно сказывается на экономическом росте национальной экономики. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях нормального функционирования рыночного механизма. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Федеральный закон от 24 июля 2007г. №209 – ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в редакции 25.12.2018г.)
2 Федеральный закон от 26 июля 2006г. №135 – ФЗ «О защите конкуренции» (в редакции 27.12.2018г.)
3 Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции 28.11.2018 г.)
4 Атамазова А.А. Сущность малого предпринимательства // Молодой ученый. 2016. № 3. С. 450-452
5 Бережная О. Малому бизнесу помогут, но мало // Российская Федерация сегодня, 2018. № 7. с. 7-9.
6 Бизнес и власть в России: формирование благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата: монография. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2015. 464 с.
7 Буркинский Б.В. Роль малого бизнеса в реформирования экономики региона // Экономические инновации 2015. № 59. С. 6-15
8 Бутов В.И. Основы региональной экономики: Учебное пособие /В.И Бутов, В.Г. Игнатов, Н.П. Кетова. М. – Ростов – н / Д: изд. центр «МарТ», 2017. 448 с.
9 Варналий С. С. Малое предпринимательство: основы теории и практики / С. С. Варналий. - М .: Знание, 2008. – 302 с.
10 Васильева Л. Н. Сущность субъектов малого предпринимательства / Л. Н. Васильева [Электронный ресурс]. -URL:: http://www.rusnauka.com/27_NII_2010/Economics/72037.doc.htm. (дата обращения 10.04.2019)
11 Верхоглядова Н.И. Содержание и значение прибыли как главной движущей силы рыночной экономики // Экономическое пространство. - 2018. № 18. С. 237-245
12 Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебное пособие. М.: Дашков и Ко, 2016. 360 с.
13 Гиляровская Л.Т. Экономический анализ. М.: Юнити-Дана, 2016. 412 с.
14 Говорушко Т. А. Малый бизнес: учеб. пособие / Т. А. Говорушко, А. И. Тимченко. - М .: Центручебной литературы, 2006. - 200 с.
15 Голощапова Т.В. Малое предпринимательство: структура, динамика, основные тенденции развития // Проблемы и перспективы современной науки, 2017- № 11. С. 279-284
16 Горелова Е., Полоротов А., Карабут Т. (2017). Малого бизнеса в России стало больше. Ведомости. : URL: https://www.vedomosti.ru/management/articles/2017/06/02/692693-malogo-biznesa-bolshe - Дата обращения: 01.04.2019).
17 Дафт Р. Менеджмент.Предпринимательская среда и менеджмент на малых предприятиях. – СПб.: Питер, 1994 412 с.
18 Доклад о достигнутых результатах по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности, развитию малого и среднего бизнеса и поддержке индивидуальной предпринимательской инициативы Министерство. – URL: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depmb/201728124 (дата обращения 29.03.2019 г.)
19 Доклад о достигнутых результатах по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности, развитию малого и среднего бизнеса и поддержке индивидуальной предпринимательской инициативы. Режим доступа: URL: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/c5262b2b-2833-4be9-bcc9-c238574c5bda/report_msp.pdf?MOD=AJPERES&CACHEID=c5262b2b-2833-4be9-bcc9-c238574c5bda (Дата обращения: 01.04.2019 г.).
20 Долан Э. Дж., Линдсей Д.Е. Рынок. Микроэкономическая модель. СПб.: Питер, 1992. 496 с.
21 Дудин М. Н. Инновации и предпринимательство в зарубежных странах. Возможность применения зарубежного опыта развития малого инновационного предпринимательства в Российской Федерации // Креативная экономика. № 12. 2017. С. 48–53
22 Зимин В. А. Инвестиционная привлекательность регионов Российской Федерации // Инновации и инвестиции, 2013. № 5. –С. 86–88
23 Иванова М. Малый инновационный бизнес в странах с развитой рыночной экономикой/ М. Иванова // Российский экономический журнал. – 2016. - № 12. – с. 34-39.
24 Кирцнер И. Конкуренция и предпринимательство.– М.: Социум, 2010. 288 с.
25 Комарова О.В. Управление развитием малым и средним предпринимательством на местном уровне: теоретико-методологический аспект// Менеджмент и маркетинг: теория и практика, 2018. № 2. С. 604
26 Коринев В.Л. Обоснование прибыли предприятия с учетом уровня цен на продукцию/ / Актуальные проблемы экономики. 2017. № 3 (45). - С.100
27 Котова Н.Е. Евразийский экономический союз: совершенствование нормативно -правовой базы//Вестник финансового университета. 2016. №5. С.126 -132.
28 Красникова А. С., Шибаева В. С. Малое инновационное предпринимательство: проблемы и пути решения // Молодой ученый. — 2015. №7. С. 439-442.
29 Кредисов В. А. Организационно-экономические формы предпринимательства и проблемы его развития / В. А. Кредисов // Менеджмент.-2008.№10.-URL:: http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/Menedzhment/2008_10/kredisov.htm (дата обращения 10.04.2019)
30 Кремин А.Е. Управление функционированием малого бизнеса на муниципальном уровне как инструмент развития экономики региона // Экономические и социальные перемены: факты. тенденции, прогноз, 2017. № 4. С. 94-110
31 Ладыгин В.В. Поддержка малого бизнеса на муниципальном уровне в России: основные этапы и тенденции// Вопросы государственного и муниципального управления. 2017. № 4. С. 32-50.
32 Лапуста М. Г. Малое предпринимательство / М. Г. Лапуста, Ю. Л. Старостин. - Москва: ИНФРА-М, 1998. - 320 с
33 Лапуста М. Предпринимательство. М.: ДРОФА, 2015. 384 с.
34 Лебедева, С.Ю. Регулирование и поддержка малого предпринимательства в ЕС и России // Менеджмент в России и за рубежом. – 2017. №1.С.90-96.
35 Лопухова М. А., Крупнова А. А. Современное состояние и тенденции развития предприятий малого бизнеса // Молодой ученый. 2019. №1. С. 576-578.
36 Лукьянова В.В. Диверсификация экономики г. Тольятти при создании территорий опережающего развития // Самарский регион: развитие и управление : межвузовский сб. научных трудов, 2018. С. 40-44
37 Малый бизнес: устойчивость и компенсаторные возможности: [монография] / А. В. Козаченко, А. Е. Воронкова, В. Ю. Медяник, В. В. Назарова. - М .:Либра, 2003. – 328 с.
38 Малый бизнес / В. Е. Сахаров, Я. В. Белинская, О. В. Завьялова и др .; под ред. В. Е. Сахарова.- М .: вузов «Национальная академия управления», 2003. - 368 с
39 Новосельцева Г.Б. Малое предпринимательство как фактор управления развитием инновационной экономики // Известия высших учебных заведений, 2017. № 1(5) С. 3-13
40 Остапкович Г. В., Лола И. С., Китрар Л. А. Посткризисные тенденции развития малых промышленных организаций России / Г. В. Остапкович, И. С. Лола, Л. А. Китрар // Экономический журнал ВШЭ. — 2019. № 1. С. 133–155.
41 Основные экономические показатели деятельности малых и средних предприятий. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/reform/# (Дата обращения: 28.03.2018)
42 Семенова Ю.А. Взаимодействие институтов власти и предпринимательских структур/Известия высших учебных заведений, 2015. № 3 (35). С. 86-96.
43 Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Эксмо, 2017. 1056 с.
44 Смовженко Т. С. Инновационная деятельность малого и среднего бизнеса: основные принципы управления - М .: УБС НБУ, 2010. – 198 С.
45 Титов Б. Сектор малого и среднего предпринимательства: Россия и мир. URL: http://stolypin.institute/novosti/sektor-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-rossiya-i-mir/ (дата обращения 28.03.2019 г.)
46 Тюрго А. Избранные экономические произведения. – М.: Соцэкгиз. 1961. 198 с.
47 Хайек Ф. Дорога к рабству / /Вопросы философии, 1990.№ 10. С. 12-14
48 Чеберко Е.Ф. Основы предпринимательской деятельности. История предпринеметельства. М.: Юрайт, 2018. – 420 с.
49 Число работников (единиц), занятых в сфере малого и среднего предпринимательства. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ - Дата обращения: 23.03.2019).
50 Шадура Н.Т. Роль малого предпринимательства в развитии региональных хозяйственных систем// Проблемы и перспективы экономики и управления. № 3 (3). 2015. С.209-214
51 Шумпетер Й. Теория экономического развития (исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла кон’ъюнктуры). М.: Прогресс, 1982. 688с.
52 Baudeau, M. l'abbé (Nicolas), 1730-1792? "Avviso al popolo sul bisogno suo primario o sia trattato sulla totale, e perfetta libertà nel commercio de' grani"//Wentworth Press (27 August 2016). 108 р.
53 Cantillion R. Essay sue la nature du commerce en general (1755). Пер. с франц. Ю.А. Школенко. М.: Социум, 2003. 468 с.