Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Выводы 3
Глава 1 Теоретические аспекты 5
1.1 Понятие характера 5
1.2 Психологические особенности личности курсантов, обучающихся в вузе МЧС России 13
Глава 2 Характерологические особенности обучающихся в вузе МЧС России 19
2.1 Описание процесса исследования 19
2.2 Анализ полученных результатов 21
2.2 Анализ полученных данных 22
Заключение 30
Литература 33
Фрагмент для ознакомления
2
Выводы
На сегодняшний день можно проследить ярко выраженную зависимость уровня развития личности курсанта ГПС МЧС России от характера обучения. Ее развитие осуществляется в процессе взаимодействия видов и способов деятельности, интеллектуальных способностей, эмоционально волевых и физиологических особенностей человека и напрямую зависит от характера обучения, опыт которого индивидуален и уникален [1, с. 405]. Курсант после окончания вуза МЧС России должен обладать высокоразвитыми знаниями, навыками и индивидуальноличностными качествами, а также быть «активной, творческой личностью, реализующей свой личностный потенциал и настроенной на достижение высших профессиональных и социальных вершин» [2, с. 72].
Профессиональная подготовка курсантов вузов МЧС России – это сложный педагогический процесс, в котором специальные дисциплины направлены на формирование у курсантов навыков и знаний в области пожаротушения, а также их индивидуально-личностных качеств, особенно при проведении занятий на базе учебных и спасательных центров.
На их базе организовываются дневные практические занятия на примере смоделированных, искусственно созданных пожаров и чрезвычайных ситуаций, таких как «Авиакатастрофа», «Авария на железнодорожном транспорте», «Аварийная ситуация на предприятии по хранению легковоспламеняющихся жидкостей и горючих газов», «Аварийная ситуация на предприятии по переработке легковоспламеняющихся жидкостей и горючих газов», «Тушение пожаров в различных частях гражданских зданий» и др. Перед дисциплиной «Пожарная техника» стоит задача в любых погодных условиях обеспечить подачу огнетушащих веществ, и восстановить работоспособность мобильных средств пожаротушения.
«Подготовка газодымозащитника» учит спасать людей и работать в непригодной для дыхания среде, при сильных нагрузках и воздействии различных стресс-факторов. «Пожарно-строевая подготовка» развивает быстроту развертывания сил и средств и работу с пожарно-техническим инструментом. В свою очередь, дисциплина «Пожарная тактика» – это аналитическое мышление, управление подразделениями, умелое применение знаний и навыков вышеперечисленных дисциплин в комплексе на практике. Педагогические подходы к обучению курсантов нельзя оставлять без внимания, потому что при изучении специальных дисциплин формируется личность специалиста в области пожаротушения.
Предмет: Характерологические особенности личности.
Объект: Характерологические особенности обучающихся в вузе МЧС России.
Цель: рассмотреть характерологические особенности обучающихся в вузе МЧС России
Задачи:
1. Рассмотреть понятие характера
2. Проанализировать особенности характера курсантов вуза МЧС России
3. Провести анализ характерологических особенностей обучающихся в вузе МЧС России
Гипотеза: особенности акцентуаций характера курсантов, проявляются в частой смене настроения, замкнутости, фрустрации перед трудностями, что может отразиться на работоспособности.
Глава 1 Теоретические аспекты
1.1 Понятие характера
Характер человека — это совокупность устойчивых свойств психики, с характерными особенностями и поведением. Он включает в себя множество качеств, которые влияют на поведение человека. Его формирование зависит от нервной системы, а развитие - от социальной среды. Образ жизни оказывает большое влияние на личность и привычки человека. Характер формируется на протяжении всей жизни и на его корректировку влияет то, как человек мыслит, чувствует и поступает в разных ситуациях.
Характер — это совокупность психологических черт, которые влияют на поведение и накладывают отпечаток на все стороны жизни. На черты характера влияют образ жизни и окружающие люди. Статика характера определяется типом нервной системы, а его динамика - окружающей средой.
Психология понимает определение "характер" как:
• систему устойчивых мотивов;
• способы поведения;
• умение адаптироваться в социуме;
• уравновешенность внутреннего восприятия;
• общий поведенческий тип личности.
Таблица 1. Качества характера
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Башанаева Г.Г. Подход, ведущий к оптимальному развитию личности // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы: Мат-лы V Междунар. науч.-практ. конф. Науч. ред. В.И. Казаренков. – М., 2012. – С. 404-408.
2. Белорожев О.Н. Особенности подготовки курсантов вузов МЧС России к активному взаимодействию в чрезвычайных ситуациях // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. Владимир, изд-во: Владимирский государственный университет, 2015. № 20(39). С. 49- 53.
3. Библер В.С. Мышление как творчество: введение в логику мыслительного диалога. – М., 1975. – 400 с.
4. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированный подход к качеству образования в условиях модернизации: Доклад на августовской конференции работников и организаторов образования г. Ростова-на-Дону. – Ростов н/Д, 2003. – 40 с.
5. Викулина М.А. Личностно-ориентированная подготовка студентов в педагогическом вузе (основы теории): Монография. – Н. Новгород: Гуманит. центр, 2000. – 136 с.
6. Выгузова, Е.В. Личностно-деятельностный подход в профессиональной подготовке курсантов вузов МЧС России / Б.Н. Гузанов, Е.И. Пустовалова, Е.В. Выгузова // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 52-3. С. 26-33.
7. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. – М.: Просвещение, 1968. – 183 с.
8. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. – М.: Педагогика, 1981. – 200 с.
9. Капушев, С.С. Психологические особенности мотивации профессиональной деятельности сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России: дис. … канд. псих. наук: 05.26.03. СПб, 2006. 175 с.
10. Карьенов С.Р. Содержание и методика профессиональной подготовки студентов туристских вузов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»: дис. канд. пед. наук: 13.00.08. М., 2004. 176 с.
11. Кульневич С.В., Бондаревская Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. – М. – Ростов-нД: Творческий центр «Учитель», 1999. – 560 с.
12. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – 128 с.
13. Леонтьев Д.А. Возвращение к человеку // Фундаментальная психология. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии: Сб. под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. – М.: Смысл, 1997. – 420 с.
14. Лепешинский И.Ю. Основы военной педагогики и психологии: конспект лекций / И.Ю. Лепешинский, В.В. Глебов, В.Б. Листков, В.Ф. Терехов. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2011.– 180 с. 15. Шадриков В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства. – М.: Логос, 2002. – 156 с.
15. Лернер И.Я. Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. – М.: Педагогика, 1989. – 320 с.
16. Лобжа М.Т., Балабанов М.А. Применение личностно-деятельного и деятельностноориентированного подходов при первоначальной профессиональной подготовке курсантов вуза ГПС МЧС России // Вестник Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. – 2011. – № 3. – 163-166 с.
17. Пенно А.Ф. Оптимизация процесса подготовки будущих военных летчиков к деятельности в экстремальных ситуациях // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2010. № 2. С. 50-55.
18. Подход к подготовке специалистов ГПС МЧС России при изучении специальных дисциплин на основе применения компетентностных задач // Вестник ЧГПУ. 2014. № 9-1. С. 66 – 77.
19. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. – М.: Просвещение, 1971. – 208 с.
20. Уварина Н.В. Эмоциональная поддержка в структуре первой помощи детям в экстремальной ситуации // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. 2014. №3. С. 48 – 51.
21. Шигаев А.В. Формирование готовности старшеклассников к действиям в экстремальных ситуациях: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Чебоксары: 2004. 23с.
22. Якиманская И.С. Основы личностно-ориентированного образования. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 220 с.
23. Gertsog G.A. Professional identity for successful adaptation of students – a participative approach / G.A. Gertsog, V.V. Danilova, D.N. Korneev, A.V. Savchenkov, N.V. Uvarina. Rupkatha Journal on Interdisciplinary Studies in Humanities, Vol. IX, No. 1, 2017. P. 301–311.