Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Нестабильность развития российской экономики и мировых потрясений в хозяйственной и политической сферах требуют поиска и научного обоснования новых ориентиров в бюджетной политике государства. В условиях экономических кризисов и нестабильной экономической обстановки возрастает роль федерального бюджета в социально–экономическом развитии страны, а перед отечественной экономической наукой стоит проблема поиска и научного доказательства эффективности новых методов и путей совершенствования бюджетного механизма.
Бюджетная система относится к одним из главнейших государственных институтов. Финансовые ресурсы, которые мобилизуются в бюджетную систему, способствуют обеспечению государственных и территориальных органов власти возможностей выполнения возложенных на них функций и обязательств. Бюджетная система помогает регулировать экономические и социальные процессы в интересах членов общества. В современных условиях происходит значительное возрастание роли бюджетной системы в качестве важнейшего инструмента государственного регулирования экономики. Модернизация национальной экономики России, акцент на разрешение ключевых проблем повышения жизненного уровня населения относятся к приоритетным направлениям развития экономики. Степень их практической реализации во многом зависит от повышения качества управления государственными финансами, создания благоприятных условий для сосредоточения их на ведущих направлениях социально–экономического развития страны.
Совершенствование системы управления расходами федерального бюджета должно способствовать формированию расходной части бюджета посредством применения современных форм и методов управления бюджетными ресурсами. Кроме того, повышение эффективности управления расходами федерального бюджета способствует преодолению кризисных последствий и дальнейшему росту социально–экономического потенциала государства в связи с социальной консолидацией и переосмыслением роли человеческого фактора в данных процессах.
Целью курсовой работы является рассмотрение соотношения и взаимосвязи государственных расходов и национальных интересов. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
– выявить соотношение государственных расходов и национальных интересов;
– проанализировать обязательное медицинское страхование и частную медицина;
– выявить соотношение образование в государственных вузах и частном коммерческом образовании;
– рассмотреть государственную пенсионную систему страхования граждан и коммерческие пенсионные фонды.
Объектом исследования курсовой работы являются расходы бюджета в современных экономических условиях.
Предмет исследования – национальные интересы в бюджетной системе.
Теоретической основой исследования послужили фундаментальные труды отечественных ученых в области современной теории бюджета, бюджетной системы и управления государственными финансовыми ресурсами: И.В. Бурхановой, В.Н. Горелика, В.И. Кушлина, В.А. Кондратьева, И.Н. Мысляевой и др.
Информационной базой исследования послужили действующие нормативно–правовые акты Российской Федерации, данные Федеральной службы государственной статистики.
Методологической основой исследования составляют анализ, синтез, сравнение, статистический, структурно–логический, нормативный методы.
Объем и структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты формирования расходной части бюджета
1.1. Национальные интересы как основа формирования статей расходной части бюджета
Национальные интересы представляют собой открытую декларацию потребностей и намерений государства, основанных на оценке текущей ситуации. Подобная декларация выполняет ряд важнейших функций.
Во–первых, устанавливается иерархия внешнеполитических приоритетов, что позволяет предотвратить распыление ресурсов и не допустить перенапряжения сил. В этом видела главное назначение своего доклада группа экспертов из «комиссии по национальным интересам. Они не искали новые формулировки, но аргументированно расставляли в порядке приоритетности давно известные варианты интересов.
Во–вторых, официальные или полуофициальные формулировки национальных интересов накладывают разумные ограничения на свободу действий властей, которые зачастую стремятся использовать внешнюю политику для укрепления внутриполитических позиций перед лицом оппозиции. Кроме того, сформулированные в явной форме национальные интересы предоставляют обществу твердые критерии оценки эффективности линии, проводимой лицами, ответственными за принятие внешнеполитических решений.
В–третьих, национальные интересы обеспечивают как преемственность, так и возможность своевременной корректировки важнейших направлений политики. Особенно важно, что грамотные формулировки, зафиксированные в официальных документах, страхуют государство от превращения внешней политики в простое продолжение политики внутренней. В большинстве стран – независимо от уровня развития демократических институтов – многочисленные носители частных интересов ищут возможности поднять эти интересы до уровня «национальных» и обеспечить им поддержку государственного аппарата. В этом контексте национальные интересы представляют собой систему – логически непротиворечивый комплекс взаимосвязанных утверждений о том, что и почему выгодно конкретному государству в определенный исторический период.
Классификация национальных интересов может осуществляться по различным основаниям, что подчеркивает их социальную значимость.
По степени общности:
Индивидуальные;
Групповые;
Корпоративные;
Общественные;
Национальные;
Общечеловеческие.
По субъектам:
Личности;
Общества;
Государства;
Коалиции государств;
Мирового сообщества.
По сферам деятельности:
Экономические;
Внешнеполитические;
Внутриполитические;
Военные;
Информационные;
Духовные.
По направленности:
Совпадающие;
не совпадающие;
конфронтационные;
параллельные.
По степени значимости:
жизненно важные;
текущие.
Внешние и внутренние макроэкономические условия формирования прогноза социально–экономического развития на период до 2019 года представлены на следующем графике.
Рис. 1.1. Макроэкономические условия формирования прогноза и проекта Федерального бюджета
Источник: Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» // утверждено Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 7 ноября 2016 г. № 58К (1133)
По сравнению с 2016 годом в 2017 году доходы бюджетной системы по отношению к ВВП снижены на 0,5 процентного пункта, в 2018 году – на 0,8 процентного пункта, в 2019 году – на 0,9 процентного пункта.
Рис. 1.2. Статистика расходов федерального бюджета
В приложении к настоящей работе приведены подробные показатели расходов федерального бюджета по состоянию на декабрь 2018 года. Динамику показателей рассмотрим ниже.
Рис. 1.3. Доведение и распределение лимитов бюджетных обязательств
По состоянию на 1 октября 2018 года объем бюджетных ассигнований по уточненной росписи составил 17 229 326,6 млн. рублей.
В составе указанных расходов учтены бюджетные ассигнования на исполнение публичных нормативных обязательств в сумме 776 256,8 млн. рублей, лимиты бюджетных обязательств по которым в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации не утверждаются, а исполнение
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) от 31.07.1998 № 145–ФЗ [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru
2. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167–ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru
3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273–ФЗ « Об образовании в РФ» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 320 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru
5. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30 ноября 2015 г. № 187н «Об утверждении Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета)» [Электронный ресурс] URL: http://www.pravo.gov.ru
6. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 9 декабря 2013 г. № 117н «О порядке составления и ведения кассового плана исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году» (с изм. от 21 декабря 2015 г. № 204н) // Российская газета. 2014. 25 февраля [Электронный ресурс] URL: http://www.pravo.gov.ru
7. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» // утверждено Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 7 ноября 2016 г. № 58К (1133)
8. Бухарский В.В., Лавров А.М. Оценка выравнивающего и стимулирующего эффектов межбюджетных трансфертов субъектам РФ // Научно–исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2017. № 1 (35). С. 9–21.
9. Бюджетная система России: учебник / Под ред. Г. Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2012. – 212 с.
10. Бюджетное право: учебник / Н.Д. Вершило, Т.А. Вершило, О.Н. Горбунова и др.; под ред. И.А. Цинделиани. М.: Проспект, 2018. 400 с.
11. Васянина Е.Л. Налог как правовой феномен // Налоги (журнал). 2012. №3. С. 17–22.
12. Варпаева И.А., Треушников Р.В. Бюджетирование деятельности вуза в рамках проектно–целевого подхода к управлению // Международный бухгалтерский учет. 2018. N 1–2. С. 30 – 44.
13. Васянина Е. Л. Фискальные доходы государства: правовой анализ: монография. – М.: Контракт, 2015. – 264 с.
14. Вольский А. Инновационный фактор обеспечения устойчивого экономического роста // Вопросы экономики. 2013. №1. С. 4–12.
15. Гаврилюк Р.А. Антропосоциокультурный код налогового права: монография / Книга первая: Истоки налогового права. – Черновцы: Черновицкий нац. ун–т, 2014. – 452 с.
16. Государственное регулирование экономики: учебник / под ред. В. И. Кушлина. – М.: Экономика, 2013. – 495 с.
17. Кукелко Д.В. Перспективы развития системы местных сборов как источников доходов местных бюджетов // Финансовое право. 2017. № 9. С. 17 – 21.
18. Коньков К.А. Правовое регулирование деятельности НПФ и управляющих компаний по инвестированию средств пенсионных резервов и накоплений // Бизнес, Менеджмент и Право. 2017. N 1–2. С. 47 – 52.
19. Кондракова И.А., Шепеленко М.Ю. Проблемы формирования и исполнения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации // Социальное и пенсионное право. 2018. N 3. С. 32 – 37.
20. Копина А.А., Копин Д.В. Сборы как источник целевого финансирования расходов бюджета субъекта и (или) муниципального образования // Финансовое право. 2017. N 4. С. 6 – 12.
21. Колесов А.С. Бюджетный процесс: сущность и совершенствование // Финансы.–2003.–№11.– С.8–11.
22. Корнаи Я. И др. Осмысливая феномен мягких бюджетных ограничений // Вопросы экономики.–2004.–№11.–С.4–34.
23. Лукичев К.Е., Зембатов Г.Р. К вопросу о соотношении понятий, применяемых при регламентации расходов бюджета // Финансовое право. 2017. N 2. С. 19 – 22.
24. Лермонтов, Ю. М. Комментарий к главе 34 Налогового кодекса Российской Федерации «Страховые взносы» (постатейный) / Ю. М. Лермонтов // Юридическая наука и практика. – 2017. – № 12. – 176 с.
25. Ларичев А.А. Налоговые источники доходов местных бюджетов в Канаде // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. № 6. С. 60 – 64.
26. Орлова О.Е. Бюджет доходов и расходов // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. 2018. N 7. С. 27 – 33.
27. Шугрина Е.С. Местные бюджеты как финансовая основа для осуществления полномочий органов местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2018. № 11. С. 69 – 76.
28. Кудрин А.Л. Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию//Экономический портал. – 2014 – 11с. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://institutiones.com/general/1158–mirovoj–finansovyj–krizis.html (дата обращения 23.04.2019)
29. Сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: http://www.minfin.ru(дата обращения 23.04.2019)
30. Сайт Министерства экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: http://economy.gov.ru (дата обращения 23.04.2019)
31. Сайт Казначейства России [Электронный ресурс] URL: http://www.roskazna.ru (дата обращения 23.04.2019)