Фрагмент для ознакомления
2
Введение
С содержательной стороны муниципальная служба является частью местного самоуправления и обеспечивает исполнение управленческих полномочий муниципальных органов. Следовательно, ее можно определить, как управленческий институт, в рамках которого муниципальные служащие профессионально заняты управлением. Эффективность управления муниципальным образованием во многом зависит от кадрового потенциала муниципальной службы, в связи с чем необходимо иметь объективное представление о состоянии нравственности и управленческой этики муниципальных служащих. Ее формирование сопряжено с определенными трудностями, обусловленными спецификой деятельности органов местного самоуправления. В то же время оно позволяет решить множество задач, среди которых основными являются повышение эффективности управления, а также достижение целей муниципальной службы и ее персонала.
В процессе формирования нравственности и управленческой этики личности ожидаются изменения в сознании и поведении служащего, осуществленные под воздействием специально подготовленных мер, действий и мероприятий интеллектуального, организационного, административного, воспитательного плана. Процесс постановки таких целей, как правило, аккумулирует социально ориентированную направленность личности, стремление глубоко овладеть секретами управления. Проблемы нравственности и управленческой этики муниципальных служащих обнаруживаются с помощью социальной диагностики, которая на региональном уровне, по нашему мнению, должна носить системный (мониторинговый) характер. Результаты такой диагностики будут способствовать положительному эффекту процесса формирования нравственности и управленческой этики муниципальных служащих.
1. Теоретическая часть программы исследования
1.1.Описание проблемной ситуации и формулировка проблемы исследования
В связи с тем, что государство и общество по определению тесно взаимодействуют друг с другом, исключительно юридически-правовых инструментов и положений для регуляции их отношений недостаточно. Взаимная ответственность государства и каждого отдельно взятого индивида предполагают наличие духовного начала, то есть этических норм, которые могут быть в свою очередь закреплены в определенном документе - Кодексе этики. Несмотря на то, что в большинстве современных зарубежных стран уже сегодня эффективно работает механизм этического регулирования деятельности служащих государственного аппарата, в нашей стране разработка и внедрение в общественную жизнь подобных механизмов началась совсем недавно
Еще с 2001 года в Российской Федерации началась разработка этических стандартов в публичной политике, с тех пор было выработано множество этических кодексов поведения государственных и муниципальных служащих, однако вопрос о том, насколько принятие подобных документов необходимо и будут ли они в свою очередь работать эффективно, остается открытым. С одной стороны, этический кодекс по своей сути - это формальная и искусственная вещь, которая не в состоянии повлиять на поведение государственных и муниципальных служащих, с другой стороны подобная регламентация деятельности чиновника необходима, так как оно дает определенный набор правил и нравственных ориентиров, согласно которым служащий может установить для себя, что нравственно, а что нет, какие конкретные действия могут привести к наложению на него определенных санкций.
В связи с повышением этических требований со стороны общественности к политическим институтам, чиновники должны быть заинтересованы в поддержании своего положительного этического имиджа и следовательно обязаны предпринять всевозможные усилия для создания подобного свода правил поведения и декларирования информации, которые в свою очередь позволят чиновникам защитить себя от ложных обвинений. Кодекс этики в первую очередь обращен к высшим человеческим качествам - человеческой совести. Именно поэтому основной задачей подобного документа можно назвать принятие чиновником на себя моральной ответственности в условиях ослабления нравственного и правового порядка.
Сейчас реализуется переход от концепции New public management к Good governance, в связи с этим государство рассматривается все больше как поставщик услуг, поэтому образцом для этики государственных и муниципальных служащих выступает корпоративная этика бизнес-структур. Бизнес уже давно ввел этику корпоративного поведения в структуру своей работы, так как было проведено множество исследований в области корпоративного климата, и была выявления корреляция между существующими проблемами в фирме, их эффективным решением и качеством корпоративного климата.
Действительно, актуальность темы обуславливает то, что муниципальная служба выступает в качестве института, служащего и государству, и обществу, который является гарантом построения правового государства. Для преодоления кризисных явлений в современной российском обществе и формирования конкурентоспособного государства, которое может эффективно решать разнонаправленные проблемы, разработка и достижение эффективной работы механизма этического регулирования поведения муниципальных служащих приобретает особое значение.
1.2.Выбор объекта исследования
Объект исследования: муниципальные служащие Администрации Татарского района Новосибирской области.
1.3.Определение предмета исследования
Предмет исследования: этические ценностные ориентации муниципальных служащих.
1.4.Определение целей и задач исследований
Цель исследования: выявить важные нравственные ценности муниципальных служащих и определить их соответствие нормам административной этики.
В соответствии с поставленной целью исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать ценности современных руководителей администрации и служащих;
2. На основе экспертной оценки и полученных результатов тестирования сделать вывод о возможности прогноза поведения муниципальных служащих.
3. При подтверждении выдвинутой гипотезы составить практические рекомендации для разработки нормативов нравственного поведения муниципальных служащих.
1.5.Теоретическая, эмпирическая и операциональная интерпретация основных понятий
Как вид профессиональной этики (профессиональной морали) и как кодекс поведения государственных и муниципальных служащих, административная этика предписывает определенный тип нравственных отношений, которые представляются оптимальными с точки зрения отправления работниками аппарата государственных и муниципальных органов своей профессиональной службы. Она охватывает широкий круг вопросов, начиная с оценки целей, мотивов, особенностей участников управляющего воздействия, общества и отдельных граждан в управлении и поднимаясь до уровня многосторонних форм международного сотрудничества в сфере государственно-административного управления. Возникающие здесь проблемы этического порядка прямо связаны с анализом отношений в системе «власть – общество – человек», основу которых, как нам представляется, должны составлять общечеловеческие, общецивилизационные принципы и нормы (такие как ответственность, долг, честность, уважительное отношение к людям).
В отличие от других видов профессиональной этики значение этических норм и требований для государственной и муниципальной службы объясняется как важностью задач, которые решает государственная и местная власть, и той общественной ролью, которую выполняют государственные и муниципальные служащие в жизни любого государства, так и спецификой самой государственной и муниципальной службы.
Муниципальная служба – профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Уже в самом определении государственной и муниципальной службы «заложен нравственный императив», определяющий службу государству и обществу как основу профессиональной деятельности государственных и муниципальных служащих. Государственная и муниципальная служба – это не просто профессиональная деятельность частных лиц по обеспечению реализации полномочий органов государственной власти и местного самоуправления, это в первую очередь социально-правовой институт, призванный выполнять роль связующего звена между государством и гражданским обществом и, следовательно, стоять на страже интересов граждан и общества в целом. С точки зрения административной этики понимание государственной и муниципальной службы как социального института, осуществляющего функции посредника между государством и обществом, имеет принципиальное значение. Оно предполагает, что государственные служащие в своих поступках и особенно при разработке и принятии государственных решений обязаны руководствоваться не только положениями и нормами закона, но и принципами и нормами нравственного порядка и в первую очередь принципами социальной справедливости, понимаемыми как равное уважение прав, свобод и достоинства всех людей, удовлетворение интересов большинства граждан, справедливое распределение выгод и издержек среди различных групп и слоев общества, т.е. теми принципами, которые уже выработала демократическая практика.
В то же время государственная и муниципальная служба – это особая властная структура, связанная с реализацией функций публичной власти. Государственный и муниципальный служащий – не просто специалист или работник. Это человек, олицетворяющий власть и выступающий от ее имени. Следовательно, поведение государственного и муниципального служащего, его отношение к людям и делу, его общая и внутренняя культура, речевой этикет и внешний облик определяют не только его личный авторитет, но и авторитет власти, с которой он ассоциируется у населения. В условиях демократического развития государства нравственность государственных и муниципальных служащих имеет особое значение, если не забывать, что устойчивость и авторитет власти в условиях демократии целиком и полностью зависят от поддержки ее со стороны населения, от доверия людей к власти.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих Одобрен решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол №21)
2. Абрамова Л.П. Этические аспекты функционирования государственной службы как социального института: (материалы к курсу лекций) / под общ. ред. Г. Г. Филиппова. - Выборг: ИП Васильев И. Н., 2008. - 112 c.
3. Алехина И.В. Морально-этические аспекты управления. - М.: Дело, 2013 - 103 с.
4. Ардашев В.Н. Формирование профессиональной чести современного специалиста // Проблемы современной экономики. - 2007. - №. 1. - С. 295-297.
5. Богатырев Е.Д. Моральное регулирование поведения государственных гражданских служащих // Актуальные проблемы и перспективы развития государственного управления: сборник научных статей по материалам ежегодной международной научно-практической конференции от 23 ноября 2013 г. / Под ред. С.Е. Прокофьева, О.В. Паниной, С.Г. Еремина. – М.: Юстицинформ, 2014.- С.143-150.
6. Богатырев Е.Д. Нужен ли для государственной гражданской службы моральный кодекс? // Государственная служба.-2014.- № 3- С.31-34.
7. Гражданская служба: нравственные основы, профессиональная этика: учеб. пособие / А.П. Брежнева; под общ. ред. В.М. Соколова, А.И. Турчинова. - М.: Статут, 2012. - 332 с.
8. Кабашов С. Ю. Урегулирование конфликта интересов и противодействие коррупции на гражданской и муниципальной службе: теория и практика: учебное пособие (ФГОС третьего поколения).- ИНФРА-М, 2014, 2015.
9. Кабашов С.Ю. Морально-этические и правовые основы государственного управления: проф. этика, кадровая политика, планир. карьеры и противодействие коррупции / С. Ю. Кабашов; Акад. нар.хоз-ва при Правительстве РФ. – М.: Дело, 2009.
10. Кошевая И.П. Профессиональная этика и психология делового общения: учебное пособие / И.П. Кошевая, А.А. Канке. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2014. – 304 с.
11. Леонтьев Д. А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени (о методике Рокича) // Психологическое обозрение, 1998, № 1,
12. Лобанов В.В. США: административная этика и государственная служба // Проблемы теории и практики управления. - 1996. - № 4.
13. Магомедов К.О. Проблема нравственности государственных гражданских служащих в социологическом измерении // Мониторинг общественного мнения. - 2013. - № 8 (114).
14. Омельченко Н.А. Этика государственной и муниципальной службы. - М.: Юрайт, 2014. - 408с.
15. Пчелинцев С.В., Пчелинцев С.С. Некоторые вопросы этического регулирования в государственном управлении: нидерландский опыт обеспечения «добропорядочности» // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2009.- № 1.
16. Шувалова Н.Н. Этика и этикет государственной и муниципальной службы. - М.: Юрайт, 2015 - 374 с.
17. Этика государственного и муниципального служащего в условиях социальной трансформации российского общества / отв. ред. В.П. Торукало. - М.: Изд-во РАГС, 2014 – 320 с.