Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Акмеология - это комплексная наука, изучающая человека в период наивысшей жизненной зрелости, которая исследует закономерности и механизмы, обеспечивающие возможность достижения высшей степени (акме) индивидуального развития. Акмеология определяется как наука, возникшая на пересечении естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности, феномены развития человека на стыках его зрелости и особенно при достижении им высокого уровня в этом развитии.
Акмеология рассматривает человека как целостную систему, её предмет – закономерности, условия, факторы, стимулы самореализации творческих потенциалов зрелых людей на пути к вершинам продуктивности и профессионализма в созидательной деятельности, требующей общего и профессионального образования, которое обеспечивает её субъектам совершенствование, коррекцию и реорганизацию деятельности в новых условиях на протяжении жизни и профессиональной биографии.
Креативная акмеология ориентирована на гуманистические традиции в исследовании специфики самоактуализации человека во всех возрастных периодах творческой зрелости. Креативная акмеология позволяет с позиции психологии творчества изучить и открыть в процессе анализа новые аспекты традиционных концепций психологии личности и педагогической психологии, внедрить и верифицировать их в акмеологической науке как новой области человекознания, акцентируя её творческий статус. Креативное саморазвитие – акмеологическая проблема, поскольку акмеология изучает закономерности профессионального становления специалиста и достижения вершин творческой деятельности и самореализации.
В современном российском обществе после длительного периода недооценки роли личности в обществе не только признаётся её существование как единицы общества, но и её роль как одного из факторов противовеса кризисным, стихийным, неупорядоченным социальным и экономическим процессам, как условие прогресса, цивилизованности общества. Вышеизложенное обуславливает актуальность темы курсовой работы.
Объект исследования – креативность как личностная характеристика.
Предмет исследования – понятие креативности с позиции акмеологии.
Цель исследования – проанализировать особенности креативности личности с позиций акмеологии.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть использование положений акмеологии в процессе креативного развития
2. Проанализировать соотношение понятий акме и креативности личности.
1. Использование положений акмеологии в процессе креативного развития
Относительно новая фундаментальная гуманитарная наука акмеология, которая изучает факторы, способствующие достижению вершин успеха и высочайшего мастерства в любом виде человеческой деятельности; она исследует стратегии и технологии самодвижения личности к вершинам производительности в каждом из видов креативной деятельности. Чтобы четче осознать суть акмеологии, обратимся к ее основам и источникам. Греческий термин «акме» означает важную точку, острие, расцвет, зрелость, лучшую пору жизни. Философ М. Мамардашвили в одной из своих работ «Беседы о мышлении» [10] обращает внимание на то, что древние греки понятием «акме» именовали такой период в жизни человека, когда ярко проявляется его мастерство, зрелость и качества всего того, на что способен индивид в творческом смысле этого понятия; это пора жизни, когда в полную силу, яркость и широту возможностей разворачиваются, раскрываются и расцветают все силы, таланты и способности именно этого человека.
В обиход слово «акмеология» как наука о развитии личности возникло в психологической науке еще в конце 20-х годов XX века, однако только через четыре десятилетия академик Б. Г. Ананьев четко определил место акмеологии в системе дисциплин, исследующих возраст и временные фазы жизни человека как индивида, построив такую логическую последовательность: эмбриология человека, морфология и физиология ребенка, педиатрия, педагогика, акмеология, геронтология [1, с. 18].
Согласно Б.Г. Ананьеву, акмеология изучает человека как индивидуума с его природными свойствами (пол, возраст, здоровье, уровень физического развития, генетические предпосылки развития, уровень развития интеллекта) в своих масштабных исследованиях, ученый пришел к выводу, что в ходе развития взрослого человека возрастает степень его обучаемости при некотором замедлении скорости интеллектуально-мыслительных реакций. Образование взрослого помогает повышению жизнеспособности и жизнестойкости, а все это заметно замедляет инволюционные процессы; основная мысль заключается в том, что образование является ведущим фактором креативного развития личности. Предметом акмеологии являются закономерности развития и саморазвития личности, самореализация творческого потенциала и развитие готовности к будущей профессиональной деятельности. А это очень важно для формирования профессиональной направленности и развития способностей к профессиональной
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания/Б.Г. Ананьев. – М.: Наука, 1997. – 380с.
2. Борисюк А. С. Психолого-акмеологические особенности профессионализма / А. С. Борисюк // Сб. наук. работ: философия, социология, психология. – М.: Наука, 2007. – Вып. 12. – С. 70-75.
3. Булыга И. В. Психолого-акмеологические аспекты зрелой личности в современной стратегии развития / И. В. Булыга, Т. Н. Баланюк // Социализация личности и общественные трансформации: механизмы взаимовлияния и проявления: материалы междунар. научно-практической. конф. [«Социализация личности и общественные трансформации: механизмы взаимовлияния и проявления»], (Черновцы, 14-15 мая 2009). – Черновцы: Книга - ХХI, 2009. – С. 33-35.
4. Варфоломеева Л.Е. Акмеологические технологии развития у студентов творческой готовности к предстоящей деятельности/Л.Е. Варфоломеева. – СПб.: Питер, 2012.– 328с.
5. Горностай П. П. Креативность и гармоничность личности (психотерапевтический аспект) / П. П. Горностай // Научный журнал НПУ им. М. П. Драгоманова. Психологические науки: сб. наук. трудов. - Серия № 12. – М.: НПУ им. М. П. Драгоманова. - 2005. - № 9 (33). - С. 3-7.
6. Деркач А.А. Акмеология управления/А.А. Деркач. – М.: Академия, 2001.–196 с.
7. Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии/Н.В. Кузьмина. – Спб: Речь, 1995. – 211 с.
8. Леонтьев Д. А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации / Д. А. Леонтьев // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М. В. Ломоносова / Б. С. Братусь, Д. А. Леонтьев. – М. : Смысл, 2002. – Вып. 1. – С. 56–65.
9. Лобода А. В. Креативность как системообразующий фактор структуры личности будущего психолога [Электронный ресурс] / В. Лобода // Режим доступа: http://conference.mdpu.org.ua/viewtopic.php?p – Дата обращения: 11.04.2019.
10. Мамардашвили М.К. Беседы о мышлении / М.К. Мамардашвили . - М.: Проспект, 2007. – 224 с.
11. Овсянецкая Л. П. К вопросу о психологических критерии зрелой личности / Л. П. Овсянецкая // Актуальные проблемы психологии. - Т. 1: Социальная психология. Психология управления. Организационная психология. – М.: Институт психологии им. Г. С. Костюка, 2001. – Ч. 2. – С. 105-110.
12. Орбан-Лембрик Л. Е. Основы психологии управления: Монография / Л. Е. Орбан-Лембрик. – М.: Академия, 2012. - 426 с.
13. Психология личности. Словарь-справочник / П. П. Горностай, Т. М. Титаренко. – М.: Высшая школа, 2011. – 294 с.
14. Ранк О. Травма рождения и ее значение для психоанализа / О. Ранк; [пер. с англ. Е. Н. Баканова.]. – М.: Когито-Центр, 2014. – 239 с.
15. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / Е. И. Исенина. – М.: Прогресс, 2013. – 480 с.
16. Титаренко Т. М. Жизненный мир личности: в пределах и за пределами обыденности / Т. Н. Титаренко. – М.: Просвещение, 2013. – 376 с.
17. Штепа А. С. Проприум зрелой личности / А. С. Штепа // Практическая психология и социальная работа. – 2014. – №2. – С. 26-35.
18. Фромм Э. Психоанализ и этика / Э. Фромм. – М.: Республика, 2011. – 415 с.
19. Ямницкий В. М. Развитие жизнетворческой активности личности: теория и эксперимент: монография / В. Ямницкий. - Одесса: Рута, 2011. – 362 с.
20. Ясакова Н. В. Акмеологический подход как креативноформирующая образовательная модель /Н.В. Ясакова // Молодой ученый. – 2015. – №23. – С. 1024-1026.