Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Для выработки грамотных управленческих решений в условиях современного рынка часто требуется понять и оценить положение предприятия на рынке относительно конкурентов. Такая задача является достаточно трудной вследствие весьма ограниченной информированности об участниках рынка, следовательно, требуется такая система оценки, которая позволит предприятию самостоятельно определить свой конкурентный статус. Решение данного вопроса подразумевает разделение совокупности предприятий на группы, участники которых должны обладать схожими условиями хозяйствования и проявлениями переменных, а разных групп - различными. Данный процесс называется кластеризацией, которая является способом классификации объектов по их признакам.
Кластерный анализ рассматривается как метод изучения однородности сложных, на поверхности неочевидно взаимосвязанных объектов. Кластер (от англ. Cluster - гроздь, скопление) при этом понимается как некоторая реально существующая общность данных объектов, обладающих необходимыми и достаточными признаками, например, показаниями и свойствами, нужными для слияния, объединения, кооперации предприятий. Цель применения этого метода - определение однородности изучаемых объектов, если она не может быть установлена другими более простыми методами, анализ и идентификация наблюдаемых однородных объектов, образование ранее неизвестных групп как носителей новых явлений, содержательная интерпретация роли и значения этих групп в преобразовании окружающей социально-экономической действительности. Всё это соответствует поставленной задаче самостоятельного анализа конкурентного положения предприятия.
Рыночные отношения и конкуренция обязывают руководителей четко знать, на каком этапе развития находится предприятие, оценивать конкурентное положение и соответствующие ему возможности в целях выбора возможных направлений для дальнейшего роста и адаптации к динамичным рыночным условиям.
Объектом исследования является кластер как единица экономики.
Предмет исследования – структуризация отрасли на основе кластерного подхода.
Цель работы – характеристика выбранной отрасли на основе кластерного подхода.
В соответствии с целью сформулированы задачи работы:
1. Определение понятия и обзор приёмов кластерного анализа;
2. Характеристика приложения кластерного анализа в экономике отрасли;
3. Отбор признаков формирования кластеров при анализе (на примере фармацевтического рынка).
4. Характеристика правового регулирования и зарубежного опыта кластерной организации экономики.
1. Кластеры: понятие, виды, условия возникновения и функционирования
В настоящее время кластерная политика является эффективным инструментом поддержки социально-экономического и инновационного развития регионов. Формирование кластеров позволяет решать задачи повышения конкурентоспособности и лоббирования интересов его участников, наращивания кадрового и инфраструктурного потенциала, создания точек опережающего роста экономики. Инновационное развитие является одним из решающих факторов повышения конкурентоспособности экономики. До недавнего времени инновационная политика формировалась исключительно как вертикально-ориентированная, что не обеспечивало гибкости и адаптивности к внешней среде участников рынка.
Отказ от плановой модели экономики и переход к рыночным отношениям привел к осложнениям функционирования прежних пространственно-территориальных форм хозяйствования, таким как территориально-производственные комплексы (ТПК). Одной из отличительных особенностей рыночной формы управления экономикой является децентрализация сосредоточения производств и формирование конкурентоспособных высокотехнологичных структур, к которым относят кластеры. Изначально кластерная структура трактовалась как консалтинговый инструментарий достижения конкурентных преимуществ. В дальнейшем, по мере развития и совершенствования, кластерам стали давать более специализированные названия - региональный, инновационный и т.д.
Некоторые авторы, выделяют три направления положительного влияния кластеров на конкурентоспособность экономики: повышение производительности фирм и отраслей; создание возможностей для инновационного роста и трансфера технологий; формирование бизнеса, поддерживающего инновации1.
Кластер в экономике - это открытая группа географически (или секторно) сконцентрированных участников рынка, представляющих полную цепочку формирования предложения продукта (образовательные и исследовательские институты, производители, поставщики, банки, профессиональные ассоциации и др.), активно использующих кооперенцию и специализацию с целью повышения своих конкурентных преимуществ и достижения эффективности деятельности.
Перечислим существенные признаки кластера, отличающие его от других экономических образований.
Во-первых, это особый стратегический механизм взаимодействия участников, при котором компании сохраняют свою самостоятельность и одновременно сотрудничают с другими хозяйствующими субъектами внутри кластера и за его пределами;
во-вторых, высокий инновационный потенциал, преимущественно формируемый в результате внутренней конкуренции компаний в кластере;
в-третьих, высокий уровень производительности и низкой себестоимости выпуска продукции за счет территориальной близости участников, устранения дублирования функций (централизации усилий), взаимодополняемости участников, совместного накопления информации о рынке и др.;
в-четвертых, это способность своевременно и адекватно реагировать на изменение потребностей рынка, поскольку кластер создает условия для организации новых бизнесов, что благоприятствует диверсификации деятельности участников и снижению предпринимательских рисков .
Впервые данная система применительно к экономике упоминается в работе А. Маршалла «Принципы экономической науки», а окончательно закрепился термин «кластер» с формированием концепции конкурентоспособности М. Портера в 1990-х гг. Портер определяет кластер как «группу географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга. В настоящее время данное определение является общепринятым, хоть оно и не охватывает всех присущих кластеру признаков .
Кластер в экономике - определенная группа компаний (финансово-кредитных учреждений, университетов), которые дополняют друг друга и усиливают конкурентные особенности одной отдельно взятой организации и кластера в целом.
Существует немало классификаций кластеров в зависимости от разных признаков. Кластер можно выделить по нескольким характерным признакам:
• родству технологий, применяемых в организациях, входящих в один кластер;
• максимальной географической приближенности друг к другу;
• активному применению инновационных технологий и участию в их разработке;
• общих чертах в сырьевой базе.
Первой из рассматриваемых классификаций является выделение двух основных категорий кластеров, сформированных по пространственной и функциональной осям: функционально-связанные системы, которые менее ограничены строго определенными регионами обычно относятся к промышленным кластерам, тогда как пространственные группировки подобных и связанных фирм и отраслей относятся к региональным кластерам.
Промышленный кластер фокусируется на конкуренции внутри сектора. Он состоит из всевозможных действующих лиц, ресурсов и видов деятельности, которые объединяются вместе для развития, производства и
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.: по сост. на 21 июля 2014 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. О науке и государственной научно-технической политике: федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ: по сост. на 23 мая 2016 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 35. - Ст. 4137.
3. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ: по сост. на 26 июля 2017 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - № 31. - Ст. 4006.
4. О стратегическом планировании в Российской Федерации: федеральный закон от 28 июня 2014 г. №172-ФЗ: по сост. на 30 октября 2017 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014 г. - № 26 (часть I). - Ст. 3378
5. О промышленной политике в Российской Федерации Федеральный закон от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ: по сост. на 3 июня 2016 г. // Российская газета. - 2015. - № 1.
6. О Концепции создания фармацевтического кластера в Санкт-Петербурге: постановление Правительства Санкт-Петербурга от 22.04.2010 г. № 419.
7. Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу: постановление Правительства Российской Федерации от 17.02.2011 г. № 91.
8. Басовский Л. Е. Маркетинг. – М.: Инфо-М., 2015. – 255 с.
9. Беляев В.И. Маркетинг: Основы теории и практики. – М.: КНОРУС, 2016. – 280с.
10. Верстина Н.Г., Евсеев Е.Г., Гончаров А.М. Направления преобразований в организации управления деятельностью субъектов экономики в условиях кризиса // Научное обозрение. - 2016. - № 7. - С. 157-163.
11. Гавриленко Н. И. Основы маркетинга. – М.:Академия, 2012 – 312 с..
12. Гайдаенко, Т. А. Маркетинговое управление. – М.: Эксмо: Мирбис, 2012 -388 с.
13. Галимов Д. А., Клюковкин В. Н. Кластеры: проблемы теории и практики. Бийск : Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2010. 96 с.
14. Гукасян А.В. Стимулирующие инструменты инновационно-промышленной политики: достижения и проблемы // Journal of Economic Regulation. - 2013. - Т 4, № 1. - С. 107-114.
15. Дедкова И.Ф., Яхшибекян А.А. Обеспечение экономической безопасности как условие воспроизводства человеческих ресурсов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2013. - № 7-1. - С. 162-164.
16. Дронова Я. И. Вопросы формирования понятия и классификации кластеров в экономике // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер.: История. Политология. Экономика. Информатика. 2013. № 22, вып. 28/1. С. 33-41.
17. Камалова П.М. Интегральная оценка уровня качества жизни населения региона на основе формализованной процедуры // Актуальные вопросы экономических наук. - 2014. - № 37. - С. 96-102.
18. Карпович Ю.В., Лепихина Т.Л. Процессы воспроизводства здоровья как элемента человеческого капитала // Научное обозрение. - 2016. - № 6. - С. 155-157.
19. Козырь Н.С. Подходы к определению глобальной конкурентоспособности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2015. - № 26 (311). - С. 39-52.
20. Кузнецова Л., Черкасова Ю. Основы маркетинга. – М.: Вузовский учебник, 2012. - 225 с.
21. Лин А.А., Плотников В.А., Маркевич И.А., Трофимова Е.О. Тенденции развития розничного сектора российского фармацевтического рынка в контексте инновационного развития экономики // Экономика и управление. 2009. № 11. С. 22-26.
22. Невская Н.А. Индикаторы макроэкономических прогнозов в условиях цикличности экономики // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 4-2 (45-2). - С. 52-56.
23. Никулина О.В., Листопад М.Е. Реализация концепции формирования кластерной архитектуры инновационного развития экономики региона на основе обеспечения экономической безопасности // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 5. - С. 168-173.
24. Нуртдинов А.Р, Нуртдинов Р.М. Особенности и тенденции инновационного развития России // Научное обозрение. - 2016. - № 14. - С. 161-164.
25. Попиков А.А. Процедура выбора методов организации производственных процессов наукоемкого предприятия // Экономинфо. - 2013. - № 20. - С. 13-15.
26. Тимофеева С.В., Маркевич ИА. Взаимодействие сегментов кластера фармацевтической и медицинской промышленности Санкт-Петербурга - акцент на науку // Санкт-Петербургский международный форум. Фармацевтика. Медицинская промышленность. Биотехнологии. Материалы II Международного форума. СПб., 2012. С. 186-187.
27. Шунина О. А. Кластер: общая характеристика, типология и классификации: материалы V Международной научно-практической конференции, Барнаул, апрель 2012 г. / Алт. гос. ун-т ; науч. ред. В. И. Звонников, О. В. Кожевина. Барнаул, 2012. 624 с.