Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Основная задача государства в области международной торговли – помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары наиболее конкурентными на мировом рынке и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранных конкурентов и поэтому относится, прежде всего, к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей формирование экспорта.
Средства регулирования внешней торговли могут принимать различные формы, включая как, непосредственно воздействующие на цену товара (тарифы, налоги, акцизные и прочие сборы), так и ограничивающие стоимостные объемы или количество поступающего товара (количественные ограничения, лицензии, «добровольные» ограничения экспорта и т. д.).
Наиболее распространенными средствами служат таможенные тарифы, целями, использования которых являются получение дополнительных финансовых средств (как правило, для развивающихся стран), регулирование внешнеторговых потоков (более типично для развитых государств) или защита национальных производителей (главным образом в трудоемких отраслях).
Таможенный союз России Белоруссии и Казахстана предусматривает создание единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.
В рамках Таможенного союза применяется единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.
Единый таможенный тариф является инструментом торговой политики Таможенного союза.
Цель работы – рассмотреть особенности таможенно-тарифного регулирования международной торговли.
Задачи:
1. Изучить понятие и содержание таможенно-тарифного регулирования;
2. Рассмотреть цели и функции таможенно-тарифного регулирования;
3. Ознакомиться с иностранными инвестициями, ввозом товаров как вкладом в уставный капитал;
4. Подготовить направления совершенствования таможенно-тарифных мер регулирования внешней торговли РФ.
Объектом исследования являются правоотношения, которые складываются по поводу установления и реализации таможенных тарифов на территории Таможенного союз и Российской Федерации и нацелены на формирование единой таможенной политики.
Предметом исследования курсовой работы являются таможенные тарифы как инструменты политики Таможенного союза и Российской Федерации во внешнеторговой деятельности.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
1.1. Понятие и содержание таможенно-тарифного регулирования
Таможенно-тарифное регулирование исторически стало первой формой государственного регулирования внешней торговли.
В рыночной экономике государство осуществляет регулирование внешнеэкономической деятельности в целях обеспечения безопасности страны и защиты общенациональных интересов. Деятельность государственных органов по регулированию ВЭД осуществляется практически во всех странах мира, но ее масштабы, формы и методы, конкретные цели и задачи определяются каждой страной, исходя из ее масштабов, положения в современном мире, внешней и внутренней политики государства [16, c. 114].
Таможенно-тарифное регулирование предполагает стоимостное воздействие на экспортно-импортные потоки в процессе пересечения ими таможенных границ.
Тарифное регулирование определяет порядок и методологию таможенного обложения товаров, виды тарифов и пошлин, причины установления и взимания таможенных пошлин, режим предоставления льгот, а также комплекс тех действий, которые касаются субъектов ВЭД при осуществлении экспортно-импортных операций.
Таможенно-тарифное регулирование рассматривается ГАТТ в качестве основного механизма регламентирования внешнеторговых операций стран-участниц. Благодаря деятельности международных организаций и объединений национальные системы тарифного регулирования большинства стран имеют много общего, базируясь на единых принципах и нормах, что значительно облегчает процесс международной торговли.
Классическим инструментом регулирования внешней торговли является таможенный тариф, который по характеру своего действия относится к экономическим регуляторам внешней торговли.
Таможенный тариф (customs tariff) в зависимости от контекста может определяться как [14, c. 27]:
инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;
свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой ВЭД;
конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины.
Обычно таможенный тариф применяется на национальном уровне, но в Таможенном союзе тариф становится общим инструментом внешнеторгового регулирования, единым для всех стран-участниц в их торговых отношениях с третьими странами.
Таможенные тарифы строятся на основе товарных классификаторов, содержащих перечень товаров, распределяемых по соответствующей схеме. В настоящее время наиболее распространенным классификатором товаров, обращающихся в международной торговле, является Гармонизированная система описания и кодирования товаров. Наряду с ней используется Брюссельская таможенная номенклатура и Стандартная международная торговая классификация ООН.
Обычно таможенные тарифы имеют несколько колонок ставок обложения: колонку максимальных пошлин, колонку минимальных пошлин и колонку преференциальных пошлин. Максимальные пошлины действуют в отношении товаров тех стран, с которыми нет торговых договоров и соглашений. Минимальные пошлины действуют в отношении
товаров тех стран, с которыми действуют торговые договоры или соглашения, предусматривающие взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования. Таможенные тарифы многих стран содержат также колонку преференциальных пошлин, которыми облагается импорт товаров из развивающихся стран. Преференциальные пошлины промышленно развитых стран для товаров развивающихся государств входят в образованную в рамках ООН (ЮНКТАД) общую систему преференций.
При этом основным инструментом таможенно-тарифного метода государственного внешнеторговой деятельности является таможенная пошлина. Доля таможенных пошлин в общем объёме поступлений в государственный бюджет может значительно различаться в зависимости от конкретной страны. В США и промышленно развитых странах Европы она колеблется от 1 до 5 %. В Российской Федерации таможенная пошлина остаётся одним из наиболее «доходных» источников: в разные годы она давала от четверти до трети всех налоговых поступлений в доходную часть бюджета [11, c. 65].
Наряду с несомненно высоким фискальным значением таможенной пошлины, она продолжает оставаться эффективным инструментом протекционистской политики.
Предметом таможенной пошлины являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Для идентификации трансграничного оборота товаров используется товарная номенклатура, именуемая в Таможенном союзе «Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза» (ТН ВЭД ТС). С её помощью происходит таможенно-тарифное регулирование – процедура, в ходе которой товару, перемещаемому через таможенную границу, присваивается классификационный код по действующей номенклатуре (осуществляется «кодировка товара») и тем самым определяется принимаемая в конкретном случае ставка таможенного тарифа.
Применяемая в целях таможенно-тарифного регулирования Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) определяется Комиссией Таможенного союза. При этом, закрепляя за Комиссией полномочия по определению ТН ВЭД ТС, законодатель устанавливает основной принцип создания и развития действующей товарной номенклатуры - соответствие принятым в международной практике системам классификации товаров.
Ставка таможенной пошлины – один из наиболее важных элементов таможенной пошлины, подтверждающая её налоговую природу. Ставка таможенной пошлины представляет собой величину начислений за единицу измерения базы обложения таможенной пошлиной [24, c. 131].
Система таможенно-тарифного регулирования в Таможенном союзе допускает применение следующих видов ставок таможенных пошлин:
адволорных, начисляемых в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;
специфических, начисляемых в установленном размере за единицу облагаемых товаров;
комбинированных, сочетающих оба названных вида таможенного обложения.
Размеры ставок ввозных и вывозных таможенных пошлин определяются Комиссией Таможенного союза. Соответствующие полномочия Комиссии позволяют осуществлять оперативное регулирование внешнеторговой деятельности и быстро (в отличие от законодательной процедуры) реагировать на изменения конъюнктуры международных товарных и валютных рынков и в соответствие с колебаниями экономической конъюнктуры уменьшать или увеличивать размер ставки таможенной пошлины, обеспечивая тем самым надёжный уровень таможенно-тарифной защиты экономики и отечественного производителя.
В соответствии с направлением товарных внешнеторговых потоков применяются импортные (ввозные) и экспортные (вывозные) таможенные пошлины. Что касается транзитных (провозных) таможенных пошлин, то в современной практике они не применяются (случаи введения транзитных таможенных пошлин встречаются в наименее развитых из развивающихся стран, где они используются преимущественно в фискальных целях).
Таможенная пошлина (ввозная и вывозная) является основным инструментом анализируемого нами таможенно-тарифного метода государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Как следует из самого названия метода, механизм государственного регулирования внешнеторговой деятельности с применением таможенной пошлины опирается на использование таможенных тарифов [25, c. 167].
В современной литературе нередко можно столкнуться с отождествлением понятий таможенной пошлины и таможенного тарифа. Нам представляется, что такое смещение понятий недопустимо. Оно не позволяет выявить механизм таможенно-тарифного регулирования, поскольку основные элементы таможенной пошлины и таможенного тарифа не совпадают. Общим элементом, свойственным как для таможенной пошлины, так и для таможенного тарифа, является таможенная ставка. Именно этот общий элемент и давал основание отдельным исследователям отождествлять таможенную пошлину и таможенный тариф. Однако именно в таможенном тарифе (и только в нём) проявляется способность таможенной ставки дифференцироваться в зависимости от страны происхождения товара. Что же касается структуры самой таможенной пошлины, то дифференциация ставки в зависимости от страны происхождения не предусматривается её основными элементами.
Как это следует из вышеприведённого определения таможенного тарифа, в классическом понимании тариф устанавливает соотношение между таможенной ставкой и конкретной позицией товара в товарной номенклатуре. Однако на практике наряду с этой зависимостью сразу же выявилась и другая - зависимость таможенной ставки от страны происхождения товара, подлежащая обложению таможенной пошлиной, первоначально формировавшиеся так называемые простые таможенные тарифы, содержавшие для каждого товара всего лишь одну ставку пошлины, применявшуюся вне зависимости от страны происхождения, практически ушли в прошлое, и сейчас вместо простых (одноколонных) таможенных тарифов применяются сложные (многоколонные) тарифы.
Дифференциация таможенного обложения в зависимости от страны происхождения ввозимого товара в российской практике таможенно-тарифного регулирования осуществляется следующим образом.
В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации (РНБ), применяются базовые ставки ввозных таможенных пошлин, содержащиеся в Едином Таможенном тарифе Таможенного союза.
Применительно к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, базовые ставки ввозных таможенных пошлин, содержащиеся в Едином Таможенном тарифе Таможенного союза, увеличиваются вдвое, за исключением случаев предоставления тарифных льгот (преференций) в соответствии с нормами таможенного законодательства.
Преференциальный режим играет особую роль в механизме государственного регулирования внешнеторговой деятельности, т.к. он распространяется на значительное количество государств, с которыми страны Таможенного союза осуществляют внешнеторговые обмены.
Таким образом составной частью регулирования внешнеэкономической деятельности является таможенно-тарифная политика, которая является важнейшим и неотъемлемым инструментом решения внутренних задач – перехода российской экономики на инновационный путь развития, её диверсификации и повышения глобальной конкурентоспособности. Это обуславливает ряд задач таможенно-тарифной политики, которые будут решаться в среднесрочной перспективе [28]:
содействие технологической модернизации российской экономики за счет облегчения доступа к использованию передовых иностранных технологий;
стимулирование развития производственно-технологической кооперации российских и иностранных компаний, содействие переносу глобально ориентированных обрабатывающих производств на российскую территорию («импорт производств вместо импорта товаров»).
Усиливается роль таможенно-тарифной политики в формировании трансграничных производственно-технологических связей, развитии специализации и кооперации, прежде всего, в высокотехнологичных отраслях. Смещаются акценты таможенно-тарифной политики - от регулирования внешней торговли к содействию создания в обрабатывающих отраслях глобальных центров компетенции, встроенных в мировые цепочки производства добавленной стоимости.
Усиливается значение таможенно-тарифной политики в регулировании внутренних рынков, повышении уровня их конкурентоспособности и укреплении позиций российских компаний в России и за рубежом.
Единая таможенно-тарифная политика стран таможенного союза, формирующегося в рамках ЕврАзЭС, становится важным условием интеграции на евразийском пространстве.
1.2. Цели и функции таможенно-тарифного регулирования
Основной целью таможенного регулирования любого государства является обеспечение его экономических интересов, а именно:
участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики;
обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории России;
стимулирование развития национальной экономики;
содействие проведению структурной перестройки и реализации других задач экономической политики России;
иные цели, определяемые Президентом, Федеральным Собранием и Правительством Российской Федерации.
В соответствии с указанными целями на таможенные органы РФ возложены следующие основные функции [30]:
защита экономических интересов РФ;
обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности РФ;
принятие средств таможенного регулирования торгово-экономических отношений;
взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей;
осуществление контроля над вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов России материалов;
проведение научно-исследовательских работ, консультирование в области таможенного регулирования, осуществление подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в этой области.
Термин «таможенное регулирование» в его современном понимании охватывает довольно сложный комплекс отношений, непосредственно связанный с внешней и внутренней политикой и деятельностью государства. В рамках проводимой в стране государственной политики таможенное регулирование носит многоцелевой характер и служит удовлетворению разнообразных интересов и потребностей современного российского общества.
Таможенное регулирование в Таможенном союзе – правовое регулирование отношений, связанных с:
перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза (ТС);
перевозкой товаров по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем;
временным хранением;
таможенным декларированием;
выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами;
проведением таможенного контроля;
уплатой таможенных платежей;
властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.
Таможенное регулирование в таможенном союзе (ТС) осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза (ТС), а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства таможенного союза (ТС), – в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза (ТС) (Статья 1 ТК ТС) [1].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Таможенный кодекс Таможенного Союза от 27 ноября 2009 года №17 (ред. от 08.05.2015).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.12.2016).
3. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью". (с изменениями на 3 июля 2016 года) (редакция, действующая с 1 января 2017 года)
4. Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 04.06.2014) "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
5. Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза (Душанбе, 6 октября 2007 г.).
6. Пояснения к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС)" (ред. от 17.12.2013).
7. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 (ред. от 16.07.2014) "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза".
8. Соглашение между Правительствами Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан от 21.05.2010 "Об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин".
9. Протокол о внесении изменения в Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 г." (Подписан в г. Астане 25.09.2013).
10. Решение Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 728 (ред. от 19.03.2012) "О порядке применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза".
11. Антохина Ю.А. Таможенные платежи в условиях функционирования таможенного союза: учебное пособие. СПб: ГУАП, 2010. – 147 с.
12. Береснев В.В. Таможенный контроль и таможенные платежи в Российской Федерации: монография. М.: Перо, 2010. – 273 с.
13. Воробьева Н.В., Грачева Д.О., Цымбаленко Ю.В. Организация и управление внешнеэкономической деятельностью: курс лекций. – Ставрополь: АРГУС (СтГАУ) 2014 г – 212 с. - Электронное издание. - ISBN stGau_17_2014; Режим доступа http:ibooks.ru/reading.php?productid=344180&search_string
14. Давиденко Л.Г. Налоги и таможенные платежи: учебное пособие. СПб.: ИЦ Интермедия, 2014. – 199 с.
15. Игнатова И.В. Налоги и таможенные платежи: учебное пособие. Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2010. – 163 с.
16. Коник Н.В. Таможенное дело: учебное пособие. М.: Омега-Л, 2012. – 206 с.
17. Любавина Т.В., Муллагалиев А.Р., Муллагалиева М.Р., Фатыхова Л.И. Основы организации и регулирование внешнеэкономической деятельности предприятия: учебно-методическое пособие – Казань: Изд-во Казан. гос.техн.ун-та, 2012. – 152с.
18. Минаев А. В. Механизм государственного регулирования внешней торговли РФ в условиях ВТО: сущность и направления совершенствования // Молодой ученый. 2016. № 24. С. 201–205.
19. Парфёнов, А. В. Таможенно-тарифное регулирование в международной торговле : учебное пособие / А. В. Парфёнов, И. М. Шаповалова. - Санкт-Петербург : Изд-во Санкт-Петербургского гос. экономического ун-та, 2015. - 143 с.
20. Пригарина, О. М. Таможенно-тарифное регулирование : учебно-методисеское пособие / О. М. Пригарина. - Орел : Госуниверситет-УНПК, 2014. - 204 с.
21. Прокушев Е. Ф. Внешнеэкономическая деятельность : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Е. Ф. Прокушев, А. А. Костин ; под ред. Е. Ф. Прокушева. - 9-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2015. - 537 с. - (Бакалавр. Прикладной курс). - ISBN 978-5-9916-3892-0.
22. Ростовский Ю.М., Гречков В.Ю. Внешнеэкономическая деятельность: учебник (3-е изда-ние, переработанное и дополненное), -"Магистр", 2008/ СПС «Консультант»
23. Сидорова, В. И. Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности и таможенная стоимость : учебное пособие / В. И. Сидорова. - Владивосток : Владивостокский фил. Российской таможенной акад., 2011. - 187 с.
24. Тимофеева, Е. Ю. Таможенные платежи : учебное пособие / Е. Ю. Тимофеева. - Санкт-Петербург : Интермедия, 2015. - 288 с.
25. Черенков В.И. Внешнеэкономическая деятельность: основные операции : учеб. пособие / В.И. Черенков.- Ростов н/Д: Феникс, 2007.- 541с.- (Высшее образование)
26. Информационно-правовой портал Гарант.ру[Электронный ресурс]. Режим доступа - http://www.garant.ru
27. Официальный сайт компании "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс]. Режим доступа - http://www.consultant.ru
28. Официальный сайт федеральной таможенной службы [Электронный ресурс]. Режим доступа - http://www.customs.ru
29. Проект основных направлений таможенно-тарифной политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов. Минэкономразвития России. 2016 г. // Официальный сайт Совета Федерации. URL: ttp://www.council.gov.ru/
30. Сайт Евразийской экономической комиссии [Электронный ресурс]. Режим доступа - http://www.tsouz.ru