- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Научная статья
- Бизнес план
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- Дипломная работа MBA
- ВКР
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
любая из предложенных
- Готовые работы
- Курсовые работы
- Менеджмент
Курсовая работа
Хотите заказать работу на тему "любая из предложенных"?37 страниц
25 источников
Добавлена 07.07.2021 Опубликовано: studservis
990 ₽
1980 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Введение 3
1.Понятие стратегического экологического менеджмента, его принципы 5
2.Основные стратегии экологического менеджмента 12
3. Применение инструментов стратегического экологического менеджмента на примере АО «Томская генерация» 21
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Приложения 35
Фрагмент для ознакомления 2
В настоящее время для успешной деятельности современного предприятия в постоянно ужесточающихся конкурентных условиях необходимо построение эффективной организации и управления бизнес- процессами. Повышение эффективности бизнеса зависит от улучшения внутренних процессов организации. Одним из аспектов повышения эффективности бизнеса является использование международных стандартов системы экологического менеджмента.
Внедрение данных стандартов обособленно не является эффективным инструментом, более правильным решением является интегрированная система менеджмента, включающая в себя несколько систем менеджмента. На данный момент не существует единой модели формирования стратегии экологического менеджмента на предприятии, что является проблемой для совершенствования управления и развития организации, а, следовательно, и удовлетворения интересов держателей акций.
Более сложной задачей является повышение эффективности уже существующей стратегии экологического менеджмента на предприятии, что подтверждает актуальность данной работы.
Целью данной работы является исследование сущности экологического стратегического менеджмента и рассмотрение его инструментов на примере конкретного предприятия.
Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
1) изучена сущность стратегического экологического менеджмента и его принципы;
2) рассмотрены основные стратегии экологического менеджмента;
3) рассмотрены инструменты стратегического экологического менеджмента на примере конкретного предприятия.
Объект исследования – стратегический экологический менеджмент. Предметом исследования являются инструменты стратегического экологического менеджмента.
Для написания данной работы были использованы труды отечественных и зарубежных ученых, материалы научно-практических конференций, интернет-ресурсы.
1.Понятие стратегического экологического менеджмента, его принципы
В настоящее время происходит внедрение стратегического экологического менеджмента, который определяет ухудшение экологической обстановки и развитие разнообразных тенденций производства на самом предприятии.
Экологический стратегический менеджмент – это специальная система управления, она направлена, прежде всего, на сохранение качества окружающей природной среды, при ней также происходит обеспечение нормативно-правовых экологических параметров, которые основаны на концепцию устойчивого развития общества.
Принимая во внимание, что в классическом представлении категория «управление» шире категории «менеджмент», вместе с тем в курсе экологического менеджмента эти термины будут использованы как равнозначные. Это вызвано следующими обстоятельствами.
Во-первых, экологический менеджмент в традиционном понимании, характерном для индустриально развитых стран, органично не вписывается в структуру и систему производственных связей, экономических отношений, которые имеют место в современной белорусской экономике. При отсутствии сложившихся рыночных институтов вполне оправдано сильное (но эффективное) государственное регулирование, основанное на экономико-правовом механизме воздействия на субъекты хозяйствования. В этих условиях вполне оправдана иная, нежели в развитых рыночных странах, концепция становления и развития экологического менеджмента, основанная на системе государственного (социально-экономического) регулирования. В этой связи экологический менеджмент на разных уровнях управления, в том числе и на уровне субъектов хозяйствования, должен осуществляться при более активной роли республиканских и местных органов власти и управления.
Во-вторых, поскольку целью экологического менеджмента является достижение экологических результатов, не всегда связанных с получением прибыли или полностью исключающих ее, и так как природоохранная деятельность не замыкается рамками предприятия, а является по своей сути региональной и даже межрегиональной, система экологического менеджмента и система экологического управления могут быть признаны равнозначными [19, c. 26].
Интересы экономики и экологии, их взаимодействие выражает ресурсосберегающее и природоохранное развитие общественного производства, его трансформация в эколого-экономическую систему. В эколого-экономической системе любой вид воздействия субъекта управления (управляющей системы) на объект управления (управляемую систему) осуществляется целенаправленно. Содержательную сторону экологического менеджмента определяют эколого-экономические отношения управления.
Эколого-экономические отношения – это отношения, возникающие между людьми в процессе природопользования по восстановлению и охране экологических систем, сохранению качества окружающей среды, экологизации производства.
Расширение масштабов и темпов освоения природных ресурсов, их ухудшение, истощение и в целом деградация природной среды, угроза сохранению биоразнообразия, в том числе генофонда человека, другие факторы привели к интеграции на экологической основе отраслей природоресурсного и природоохранного значения.
Экологическая основа природопользования является определяющей в понимании содержания эколого-экономических отношений управления и всего экологического менеджмента. Природные ресурсы, вовлеченные в хозяйственный оборот, одновременно являются органичными элементами экосистем. С точки зрения организации устойчивого природопользования и экологического менеджмента данное обстоятельство является особенно актуальными.
Важно подчеркнуть, что в рамках естественных экосистем каждый природный объект функционально связан с остальными элементами природного комплекса. Поэтому антропогенное воздействие (прямое или косвенное) на отдельные природные ресурсы часто приводит к изменению состояния всей экосистемы. Этим определяется необходимость комплексного, системного подхода к рассмотрению объекта эколого-экономических отношений управления [19, c. 97].
Учитывая системный подход к рассмотрению эколого- экономических отношений как объекта управления, следует выделить природоресурсные и природоохранные отношения.
Природоресурсные отношения возникают в процессе использования природных ресурсов в целях удовлетворения материальных, культурных, иных потребностей и интересов людей. Природоохранные отношения связаны с деятельностью человека по сохранению качества окружающей природной среды для обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности людей и иных живых организмов. В системе вышеназванных отношений системообразующую роль выполняет экологическая связь.
Концепции стратегического экологического менеджмента
При рассмотрении концептуальных основ построения системы стратегического экологического менеджмента необходимо, прежде всего, выделить объект и субъект управления как две подсистемы, определяющие содержание процесса управления, а также основные компоненты управляющей системы, или системы воздействия: организационная структура управления, функции управления, принципы управления, методы управления. Основные положения концепции экологического менеджмента, с одной стороны, исходят из теории управления, а с другой - из теории устойчивого природопользования. В самых общих чертах принципиальную схему построения концепции экологического менеджмента можно представить следующим образом
При раскрытии содержания представленной схемы, ее концептуальный смысл особое внимание следует обратить на то, что основы экологического менеджмента определяют как общие положения управления (категории, понятия), так и специфика управляемого объекта [15, c. 42].
Общими понятиями и категориями, определяющими содержание управления как систему воздействия управляющей системы на управляемую, являются: цель управления, организационная структура управления, функции управления, принципы управления, методы управления, объект управления.
Особенности организации воздействия управляющей системы на управляемую определяет цель управления. Содержание цели экологического управления целесообразно рассматривать через призму действия законов экологии.
В этом отношении заслуживает внимание «правило экономико- экологического восприятия», сформулированное американским ученым Дж. М. Стайкосом (1970) и названное его именем.
Это правило сводится к четырем фазам восприятия проблем сферы жизни:
− ни разговоров, ни действий;
− разговоры, но без действия;
− разговоры, начало действий;
− конец разговоров, решительные действия.
Названные фазы восприятия можно интерпретировать с точки зрения зрелости экономико-экологических (эколого-экономических) отношений и в целом уровня их экологизации.
Н. П. Федоренко и Н. Ф. Реймерсом в контексте сказанного была предложена схема экологизации экономических отношений, состоящая из четырех основных этапов:
− экономическое развитие при отсутствии экологических ограничений (так называемая фронтальная экономика);
− возникновение экологических ограничений (экономика с учетом охраны окружающей среды);
− доминанта охраны природной среды с экономическими и технологическими ограничениями (концепция устойчивого развития);
− все ради выживания (концепция экологического развития) [14, c. 87].
Принципы стратегического экологического менеджмента
Принципы стратегического экологического менеджмента отражены в теории этого вида. Эти принципы применяются в экологии, экономике, а также в ней учитываются определенные ценности, которые действуют в обществе (приложение 1).
Виды принципов стратегического экологического менеджмента
Принцип обеспечения долгосрочных экологических интересов общества и экологической политики – применяется в отдаленных перспективах по изменению природной среды и принятии хозяйственных решений, для этого необходимо выделить различные направления за природоохранной деятельностью предприятия.
Принцип сбалансированного природопользования ориентирован на такую деятельность предприятия, согласно которой появляется возможность экономной эксплуатации природных ресурсов, эффективное воспроизводство этих ресурсов, при этом нужно учитывать хозяйственные интересы и сохранение здоровья людей.
Принцип комплексного и последовательного решения экологических проблем при нем происходит разработка совокупности взаимосвязанных экономических, социальных, научно-технических мероприятий, которые направлены на снижение загрязнения окружающей среды, реализуемых с ограниченностью финансовых и материальных ресурсов при их осуществлении. В настоящее время он применяется в основном экологической политике, а также основывается на возложение ответственности за выполнение экологических требований, последствий при принятии управленческих решений.
Принцип предупреждения возникновения и своевременности решения задач экологического развития с помощью него учитываются и предотвращаются разнообразные проблемы, которые возникли. Нельзя допустить, чтобы негативные последствия возникшей проблемы с течением времени усиливались.
Принцип развития экологического сознания и использование экономического стимулирования при нем создаются моральные, экономические стимулы для экологически безопасного хозяйствования.
Принцип неполноты информации -информация при проведении акций по преобразованию природы недостаточна для суждения о результатах. Это может быть связано со сложностью природных систем, их индивидуальной уникальностью и неизбежностью природных цепных реакций.
Принцип обманчивого благополучия, он может предупредить и выявить успехи в экологической деятельности.
Принцип «черного ящика» применяется для изучения сложных процессов и систем, к ним относятся экологические системы [8, c. 117].
Таким образом, под стратегическим экологическим менеджментом понимают специальную систему управления, направленную, прежде всего, на сохранение качеств окружающей среды, а также на обеспечение нормативно-правовых экологических параметров, основанных на концепции устойчивого общественного развития. Выделяют следующие принципы стратегического экологического менеджмента: принцип «черного ящика», принцип обманчивого благополучия, принцип неполноты информации, принцип предупреждения возникновения и своевременности решения задач экологического развития и др.
2.Основные стратегии экологического менеджмента
Природоохранная деятельность предприятий помогает решать различные проблемы по наращиванию стратегических преимуществ, с помощью нее происходит рассмотрение охраны окружающей среды, при ней соблюдаются свои интересы, которые связанны с соблюдением природоохранных требований и несения определенных затрат.
Для этого нужно определять эффективные мероприятия для охраны окружающей среды, ресурсосбережения, снижения экологических рисков, определяющих стратегические интересы предприятия [9, c. 67].
Экологические стратегии предприятия и их классификация
Одним из элементов экологического менеджмента является экологическая стратегия. Она является связующим звеном между экологической политикой и экологическими программами. Такая взаимосвязь прослеживается в Сант- Тальской модели экологического менеджмента (рис. 2.1).
Рис. 2.1. Модель стратегического менеджмента предприятия
На предприятиях существуют базисные экологические стратегии, они направлены на снижение затрат, улучшение качества продукции, своевременную поставку продукции и реагирование на изменения в рынке сбыта. С помощью нее происходит возрастание значений, характерных для экологических и социальных факторов, происходит расширение экономических, технических параметров, дающих возможность получения положительного результата, его необходимо учитывать при разработке экологической стратегии.
ООС форма реагирует на указанные изменения и может быть двоякой: включая в стратегию предприятия экологических составляющих, посредством разработки экологической стратегии как самостоятельного документа и инструмента. Производственные стратегические экологические программы исследуют предмети их соответствие экологическим требованиям, которые дополняются определенными стратегическими целями, участвующими по решению приоритетных для предприятия экологических проблем. Предприятие формируется, наращивается за счет применения стратегического экологического потенциала в качестве самостоятельной целевой установки.
Происходит оптимизация взаимоотношений между экономикой и экологией, за счет увеличения точек соприкосновения между экономическими и экологическими интересами предприятия и стейк-холдерами и обществом [9, c. 45].
Согласно степени учета экологических требований, норм стратегии, они делятся на пассивные и активные.
Пассивная экологическая стратегия ограничивается экологическими законами, стандартами и нормативами. Активная экологическая стратегия определяет различные противоречия между экономикой и экологией. Эти противоречия разрешаются на высоком уровне. Проводимые природоохранные мероприятия рассматриваются в аспекте изменения выпускаемой продукции, улучшении технологии производства. Этот вид стратегии применяется тогда, когда требуется повышение уровня компетенции персонала предприятия. Экологическое управление строится на активной основе. Предприятие выбирает и оценивает ту степень приближения, нужную для выполнения требований активной экологической политики.
Базисные стратегии «зеленых фирм»
Базисные экологические стратегии отвечают концепции устойчивого развития бизнеса. Эти виды стратегий необходимы в период перехода к чистому производству, циркулярности и кооперированию. Если учитывать концептуальную сторону, то можно заметить, что идеи инноваций, дают устойчивое развитие [11, c. 57].
Вырабатывая отношение к инновационным стратегиям устойчивого развития, предприятие должно учитывать, что:
• Стратегии имеют потенциал укрепления конкурентоспособности предприятия, которые трудны для воспроизведения и компетенции;
• Реализация этих стратегий изменяется в случае применения производственно -технологических, организационно-экономических основ производства, она включает в себя появление новейших рыночных секторов, потребностей, способов их удовлетворения, что сопряжено с неопределенностью их риска;
• Условием реализации инновационных стратегий устойчивого развития является включение в анализ возможной реакции не только со стороны прямых стейк-холдеров, но и стейк-холдеров внешнего для предприятия круга;
• Высоким риском характеризуется не только реализация подобных стратегий, но и с учетом возрастания общественной озабоченности экологическими проблемами.
Инновационные стратегии устойчивого развития выделяют принципы индустриальной экологии стратегии, среди них учитывают стратегии циркулярности и кооперирования. Эти стратегии решают разнообразные экологические проблемы, которые выходят за рамки возможностей, ресурсов предприятий. Стратегии циркулярности, кооперирования направлены на согласованное решение экологических проблем группой предприятий [24, c. 16].
Путь к реализации данных стратегий связан с ориентацией экономических стратегий предприятий на принципы:
• Дематериализации и ресурсосбережения- в этом принципе происходит сокращение потребления определенных ресурсов, которые осуществляются при проведении циркулярности в экономических процессах;
Энергосбережения- при этом сокращается энергоемкость производства, продукции и применяются экологически чистые виды энергетических ресурсов и топлива;
• Регионализации – использование, применение ресурсов, потенциалов регионов, создание региональных систем производства, потребления, обработки отходов и их вторичного использования;
• Адаптации- согласование темпов экономического развития со скоростью и ритмами экологических систем;
• Предосторожности, данный принцип предотвращает загрязнение природной среды;
• Минимизации отходов.
Вырабатывая производственную экологическую стратегию необходимо выставлять определенные приоритеты, для этого нужна направленность усилий предприятия на экологические действия. К ним можно отнести «четыре поля»- это продукт, производство, коммуникации и сотрудники предприятия [25, с. 76].
Центром проводимого производственного анализа является снижение нагрузки на ОПС, это происходит с помощью уменьшения производственных эмиссий, экономии ресурсов предприятия. Поведение и мотивация сотрудников как носителей экологических действий является предметом следующего поля действия.
Предприятие применяет различные стратегии коммуникаций, они устанавливаются с помощью обратной связи и организации конструктивных диалогов по проблемам и действиям в сфере ООС как внутри предприятия, так и вне его. По вопросу о коммуникационных стратегиях, учитывая мнение специалистов и консультантов, можно подчеркнуть значение установления, поддержания диалога с стейк –холдерами при проведении стратегического планирования. К ним относятся финансовые институты, органы власти и экологический контроль. Значительные возможности предоставляют добровольные соглашения, заключаемые между предприятиями и органами экологического контроля и являющиеся одной из характерных черт модели экологического управления 21 века. Экологические стратегии разделяются на стратегии «Pull» и «Push». Экологический Pull возникает при усиливающихся требований со стороны потребительского спроса и рынка. Экологический Push инициируется законодательством и требованиями интернализации экологических затрат предприятия, это необходимо для экологических и технических инноваций [18, c. 87].
Способность предприятия быстрее регистрировать, анализировать воздействия данных факторов в экологической стратегии, это предопределяет средне- и долгосрочную конкурентоспособность на рынке. Область интересов экологической стратегии распространяется не только на предприятие, но и на общий экологический жизненный цикл продукта. Экологические стратегии служат для достижения конкурентных преимуществ, они необходимы для обеспечения долгосрочного функционирования предприятия, это происходит при снижении экологических проблем на протяжении экологического жизненного цикла продукции.
Расширенная модель конкурентных стратегий фирмы Портера
В современных условиях экологическая проблема превращается в составной компонент известной модели конкурентных стратегий Портера. Согласно его подходу, в ней существуют три основные стратегии для достижения предприятием конкурентных преимуществ: лидерство в экологической области, лидерство в издержках и дифференциация (приложение 3).
Три равноправные составляющие экологической стратегии показывают интегрированный характер проблемы экономико-экологической оптимизации. Экологическая составляющая интегрированной стратегии выделяет нагрузку на ОПС, инициируемую продуктом на протяжении его экологического жизненного цикла. Чем дальше от центра, тем меньше нагрузка на ОПС и тем больше усилия в направлении экологизации производства. Издержки обозначаются при помощи производственных затрат на единицу продукции. Чем дальше от центра, тем меньше затраты и выше конкурентные преимущества [20, c. 121].
Дифференциация обозначается, как степень неповторимости продукта. Интегрированный учет всех трех категорий предопределяет знание соответствующих связей между ними, они сложные и противоречат интуитивным представлениям. Характер данной взаимосвязи затрат и дифференциации, по первоначальной концепции Портера, рассматривается как противоположный [17, c. 76].
Целью предприятий становится достижение долгосрочных конкурентных преимуществ посредством экономии на издержках производства, с помощью применения дифференциации продукции и повышения ее качества. В конце 20 века предприятия переключаются на стратегию поддержания высокого уровня эффективности одной из двух составляющих конкурентных преимуществ при одновременном повышении эффективности другой составляющей.
Связь между улучшением экологических параметров продукции на протяжении экологического жизненного цикла и уровнем соответствующих издержек, рассматривается как однонаправленная. Начинает существовать устойчивое представление, экологическое поведение предприятия связано с увеличением затрат. Этот подход является следствием доминирования до середины 80-х гг. 20 века «технологий конца трубы», решения экологических проблем при помощи установки на предприятиях различного рода пыле-, газоулавливающих установок, фильтров, строительства очистных сооружений и др. В условиях проведения предприятием активной экологической политики, при интегрированном подходе к ООС происходят изменения производственного процесса, возникают инициированные природоохранные требования, которые реализуются при помощи снижения потребления материалов и энергии на единицу продукции, возникающие с экономией на затратах.
Учитывается определенный опыт, который возник при улучшении экологических качеств продукта, это привело к дифференциации в том случае, если потребитель восприимчив к изменению экологических характеристик товара. Но при этом существует опасность возникновения другой проблемы. Дополнительные издержки, сопровождающие меры по экологической дифференциации продукции, ложатся на плечи потребителей, тогда как выгоды распределяются в пользу общества. Эта ситуация известна специалистам, только при проведении анализа, но она должна всегда включаться в модель интернализации экологических экстерналий и реализации принципа «загрязнитель платит» в условиях различной эластичности спроса на товар, производство которого вызывает образование таких экстерналий [23, c. 55].
Улучшение экологических качеств продукта может привести к потерям дифференциации, в том случае, если потребитель на основе опыта или предубеждений настроен скептически к актуальности экологических проблем.
Разработка интегрированной конкурентной стратегии предполагает, с учетом результатов проведенного обсуждения, наличие специфических знаний о взаимосвязях между составляющими ее элементами [13, c. 112].
Воздействие на одну из составляющих обусловливают изменения в одной из двух оставшихся. Эко-стратегия развивается с учетом поддержания баланса между ее элементами. Для составляющих эко-стратегии существует минимальный стандарт, при нем происходит соблюдение необходимого условия для дальнейшего существования предприятия [6, c. 43].
Минимальные требования конкурентной стратегии образуются из рыночных потребностей покупателей и границ их предпочтений. Минимальные стандарты зависят от уровня высоких затрат и минимальной дифференциации, но при этом они образуются там, где изменения одной составляющей не возмещены без изменения других составляющих. Конкурентные преимущества, связанны с разработкой и реализацией интегрированных экологических стратегий, это можно увидеть в приложении 3.
При разработке экологической стратегии нужно учитывать временные и пространственные рамки ее воздействия на ОПС, но они размыты и не зафиксированы с позиции краткосрочного горизонта. Эко-стратегия разрабатывается с учетом требований заинтересованных групп и при участии персонала этих уровней управления. Наиважнейшим является конкретизация содержания экологической стратегии с учетом специфики конкурентной ситуации на рынке.
Основные положения экологических стратегий отдельных предприятий могут различаться, если они специфичны для любого предприятия. Каждое предприятие формирует свою политику исходя из особенностей бизнеса и собственной организационной структуры [7, c. 105].
Определенный список целей включает следующие компоненты: методы минимизации влияния на ОПС, соответствие законодательству, управление уровнем загрязнения, эффективность использования энергии, экологическое обучение, транспортная стратегия и др.
Вследствие возрастающей глобализации экономики становится необходимым формировать экологические стратегии в международном контексте [10, c. 55].
Как на национальном, так и на международном уровнях предприятие подвергается различным рискам, они сопряжены с экологическими последствиями его деятельности. Эти риски заставляют предприятие формировать необходимые стратегические мероприятия для управления рисками.
Фрагмент для ознакомления 3
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.03.2016)//Статья 246. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ– [Электронный ресурс]. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_10699/
2. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "Об охране окружающей среды"– [Электронный ресурс]. 99 URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/.
3. Ансофф И. Стратегическое управление / И. Ансофф. М.: Экономика,2014.
4. Белоусов Е.В. Экологический менеджмент: учебное пособие / Е.В. Белоусов, Л.И. Кобцева. Воронеж.: Воронежский государственный ун-т, 2015.
5. Блам Ю.И. Основы экологического менеджмента и учета: метод, пособие / Ю.И Блам., О.И Сергиенко. Новосибирск - СПб.:СПбГУНиПТ, 2011.
6. Главинская Л.Т. Экологический менеджмент на предприятиях рыбной промышленности: учеб. пособие / Л.Т. Главинская. Калининград: КПТИРХ, 2012.
7. Главинская Л.Т. Системы экологического менеджмента: современные подходы к управлению природоохранной деятельностью предприятия /Л.Т. Главинская //Современные проблемы менеджмента: сб. науч. Работ /СПбГУЭФ. СПб., 2012. - Вып. 5. С. 66- 71.
8. Главинская. //Современные аспекты экономики. 2012.- Вып. 4(17).- С.52.59.
9. Жигалова Л.Н., Юрин К.С. Экологический менеджмент как инструмент повышения конкурентоспособности транспортного предприятия // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1
10. Залесский Л.Б. Экологический менеджмент / Л.Б. Залесский. М.: ЮНИТИ, 2014.
11. Игнатов В.Г. Экологический менеджмент: учеб. пособие / В.Г. Игнатов, А.В. Кокин. Ростов-на-Дону: Кн. изд-во, 2016.
12. Клавдиенко В.П. Глобальные проблемы в контексте концепции устойчивого развития / В.П. Клавдиенко. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2014.
13. Клейнер Г.Б. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегия безопасность / Г.Б. Клейнер, B.JI Тамбовцев, P.M. Качалов. -М.: Экономика, 2014.
14. Коровкин И.А. Системы экологического управления на основе стандартов ИСО 14 000 как фактор устойчивого развития / И.А. Коровкин, Е.В. Пашков и др. //Стандарты и качество. 2015, №5. - С. 10
15. Короткое Э.М. Концепция экологического менеджмента / Э.М. Короткое // Менеджмент в России и за рубежом. — 2016, №2. С. 12-14.
16. Методика идентификации экологических аспектов и оценка их значимости (приложение № 9 к приказу ОАО «ТГК-11» от 30.12.2011 № 481)
17. Норт К. Основы экологического менеджмента / К. Норт. — М.: ИНФРА-М, 2013.
18. Нортон Клаус. Основы экологического менеджмента. Введение в экологию промышленного производства: пер. с англ. / К. Нортон. М.: ИНФРА-М, Премьер,2014.
19. Пахомова Н. Экологический менеджмент / Н. Пахомова, К. Рихтер, А. Эндрес. СПб: Питер, 2014.
20. Пермяков Р.С. Экономический механизм экологического менеджмента / Р.С. Пермяков. -М.: РАГС, 2016.
21. Положение об идентификации экологических аспектов АО «Томская генерация» и оценки их значимости (приложение №3 к приказу от 24.02.2016 №166)
22. Портер М. Международная конкуренция / М. Портер. — М.: Прогресс, 2015.
23. Хабарова Е.И. Менеджмент на стыке экономики и экологии / Е.И. Хабарова // Менеджмент в России и за рубежом. 2015, №3. - С. 6-16.
24. Хаммер М. Реинжениринг корпорации: Манифест революции в бизнесе, /пер. с анг. / М. Хаммер, Дж. Чампи. СПб.: Санкт-Петербургский ун-т, 2014.
25. Хачатуров Т.С. Экономика природопользования / Т.С. Хачатуров. — М.: Наука, 2016.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней