Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что возможность и стремление человека к самореализации заложены в нем с самого рождения. Каким образом будет раскрыт внутренний потенциал, зависит от людей, принимающих активное участие в воспитании ребенка.
Именно они с самого детства формируют его отношение к жизни. В дальнейшем, благодаря воспитанию, каждый из нас выбирает тот способ самореализации, который ему больше подходит.
Самореализация – неотъемлемый компонент полноценной жизни человека, без которой он не мыслим, как биосоциальный вид. Достичь это состояние можно различными путями, среди которых как личное признание, так и творческая, профессиональная и социальная реализованность человека.
Цель исследования – выявить психологические предпосылки самореализации личности в юношеском возрасте.
Объект исследования – самореализация личности в юношеском возрасте.
Предмет исследования – психологические предпосылки самореализации личности в юношеском возрасте.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Дать общую характеристику юношеского возраста.
2. Рассмотреть понятие и виды самореализации.
3. Провести эмпирическое исследование для определения особенностей самореализации личности в юношеском возрасте.
4. Осуществить статистическую обработку и провести обсуждение полученных результатов.
База исследования: социальная сеть «Вконтакте».
Гипотеза исследования: предполагается, что высокий уровень самореализации в юношеском возрасте в большей степени встречается у девушек, нежели, чем у юношей.
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, классификация, синтез, сравнительный, моделирование, проектирование, наблюдение, тестирование, методы математической статистики.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования самореализации личности в юношеском возрасте
1.1. Общая характеристика юношеского возраста
В данном разделе рассмотрим возрастные особенности личности в возрасте 18–24 лет, т.к. это очень сложный для социальной адаптации возрастной период, который будет рассмотрен в практической части дипломной работы.
В 18 лет человек заканчивает школу, и в данный момент начинается первый этап его взрослой жизни. Школа выступает в качестве того социального института, который ограничивает ответственность личности – до тех пор, пока не заканчивается школьное обучение, личность ощущает себя ребенком, защищенным от ряда социальных факторов, прямой ответственности за собственное поведение .
Окончание школы также совпадает еще с одним важным событием в жизни каждого человека – наступлением полного совершеннолетия, которое влечет за собой очень важные моменты. Во-первых, с 18 лет человек самостоятельно несет ответственность за правомерность своего поведение, подвергается уголовной и иным типам ответственности. Во-вторых, с 18 лет предоставляется полная свобода выбора дальнейшего пути своей жизни вне зависимости от воли родителей.
Зачастую именно эти события в некоторой степени «ломают» личность человека, заставляют его пересмотреть всю свою жизнь, выработать новые механизмы социальной адаптации, связанные с самостоятельным принятием решений, независимостью от родителей .
Случаются и такие ситуации, что 18-летние молодые люди и девушки, несмотря на наступление самостоятельности, еще долгое время не могут перестроиться на другой уклад жизни, что характеризует их как инфантильные личности, не способные строить свою жизнь по взрослым законам. Качество социальной адаптации личности юноши или девушки в 18 лет целиком зависит от родительского воспитания и педагогического воздействия, которое было оказано за несколько лет до этого.
В современном мире 18-летние могут быть очень разными. Одни, начиная с 14-16 лет уже ведут относительно самостоятельную жизнь, начинают работать, вступают в личные и сексуальные отношения, заводят детей. Другие – к 18 годам не способны самостоятельно разогреть себе обед, постоянно находятся рядом с родителями, живут в соответствии с их мнениями и распоряжениями .
Потому давать однозначную оценку данному возрасту нельзя, что подтверждают данные научной литературы.
Выбор дальнейшего профессионального пути является важным фактором в развитии личности в 18–24 года. Ведь именно в этот период должно осуществляться основное профессиональное обучение, случаться первые опыты профессиональной деятельности.
Профессиональная ориентация личности в этом возрастном периоде связана с рядом факторов, которые, во многом, определяют качество первой части жизни человека и удовлетворенность самой же личностью теми событиями и достижениями, которые могут быть в этот период .
Часто бывает так, что в 18–24-летнем возрасте юноши и девушки еще не способны самостоятельно профессионально определиться, что приводит к отсутствию учебной мотивации, низкой успеваемости в ВУЗах и ССУЗах, отчислениям и раннему выходу на работу при условии полного отказа от получения образования. Зачастую такие люди получают образование уже гораздо позже, когда процесс взросления достигает стадии понимания необходимости получения профессии .
На личность юношей и девушек в 18–24 года оказывает серьезное влияние их материальное положение, которое может состоять из следующих компонентов :
– деньги родителей и степень их предоставления юношам им девушкам;
– стипендия в учебных заведениях;
– заработная плата, если юноша или девушка работают;
– иные источники материального обеспечения (спонсорство, вступление в брак, игра в лотерею и т.д.).
В этом возрасте потребность в максимальном получении финансовых средств настолько велика, что зачастую юноши и девушки попадают в сложные жизненные ситуации в поиске легкой наживы, что очень негативно сказывается на их будущем и репутации в данный момент .
Важную роль также играет способность юноши или девушки к эффективной коммуникации со сверстниками и людьми другого возраста.
Часто в этом возрасте у них начинаются серьезные конфликты с родителями, которые возникают обычно по следующим причинам :
– недостаточное материальное обеспечение со стороны родителей, которое вызывает у юношей и девушек злость, обиду и отторжение;
– низкий уровень успеваемости в учебном заведении: родители начинают принимать жесткие меры, которые, по их мнению, должны мотивировать детей, но обычно получается обратная ситуация, и молодые люди бросают учебу, стремясь побыстрее начать зарабатывать;
– вступление в личные отношения: родители в большинстве случаев против того, чтобы в период обучения их дети вступали в серьезные личные отношения, поскольку это может снизить мотивацию на получение профессии и образования. Кроме того, часто случается неприязнь родителей к избраннику(це) своего ребенка. На этой почве начинаются серьезные конфликты, которые в некоторых случаях доходят даже до временных или постоянных разрывов отношений с родителями, что негативно влияет на дальнейшую жизнь и формирование правильных социальных представлений у юношей и девушек;
– незапланированная беременность: родители девушек заставляют свою дочь сделать аборт, ругают за легкомысленное поведение, что приводит к конфликтам; родители юношей несколько спокойнее относятся к подобным ситуациям, но здесь может произойти два типа конфликта :
1) молодой человек хочет признать ребенка и жениться на девушке, родители убеждают его дать ей денег на аборт и расстаться с ней;
2) молодой человек безответственно относится к ситуации, не хочет связываться с девушкой, отказывается от ребенка, а родители считают это поведение аморальным и требуют, чтобы он женился и признал ребенка;
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Андреева О.А., Родионова К.С. Возрастная психология. – Екатеринбург: Эксперт, 2016. – 738 с.
2. Архипенко С.С., Поляковская И.М., Лавриненко С.Г. Современные и классические подходы к изучению стилей поведения личности в юношеском возрасте // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития современных психологических и педагогических научных школ». – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2017. – С. 15–24
3. Вавилов М.А., Сергейчук А.П., Тарабанов М.Т. Манипулятивное поведение подростков. Причины появления, способы преодоления и меры по профилактике в семье, учебных заведениях и у психолога // Материалы научно-практической конференции «Детская и юношеская психология в России». – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2012. – С. 79–91
4. Воронкова А.С. Самореализация как социально-психологическая проблема: теоретические и практические подходы к исследованию // Сборник статей Томского государственного университета. Вып. 3. – Томск: Издательство Томского государственного университета, 2018. – С. 56–68
5. Григорьева С.А., Малышева М.И. Особенности развития личности в юношеском возрасте. Влияние стиля семейного воспитания на развитие психики личности // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы исследования семейного воспитания на развитие личности. Российский и зарубежный опыт исследования». – Нижний Новгород: Нижегородский государственный университет, 2014. – С. 97–112
6. Иваненко А.А., Богословский А.П., Крюков И.М. Стиль семейного воспитания и его влияние на формирование поведения в юношеском возрасте // Материалы научно-практической конференции «Организация воспитательной деятельности в Российской Федерации по формированию здоровой личности». – Махачкала: Дагестанский федеральный университет, 2017. – С. 80–94
7. Ильина В.С., Егорова Ю.А. Психология юношеского возраста. – Вологда: Литера, 2015. – 268 с.
8. Лаевская И.Т., Сумарокова И.М., Черневская Д.А. Стратегии формирования стиля юношеского поведения в современной психологической науке // Материалы научно-практической конференции «Психолого-педагогические проблемы современного общества». – Самара: Самарский государственный университет, 2016. – С. 105–118
9. Масленникова М.А. Стратегии противодействия формированию психологических феноменов юношеского возраста// Образовательные стратегии. – 2014. – № 11. – С. 90–102
10. Малинина Н.С., Москвина Ю.В., Бобылева С.В. Основные этапы самореализации личности: возрастные особенности и виды самореализации человека // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологии личности». – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2019. – С. 104–116
11. Назарова Г.В., Чуркин И.М. Основные концепции работы психолога с личностью в юношеском возрасте. Пути и методы помощи семье и личности // Материалы научно-практической конференции «Актуальные вопросы управления образовательными и воспитательными процессами в образовательных учреждениях в Российской Федерации». – Красноярск: Красноярский государственный университет, 2016. – С. 77–94
12. Павлова Н.Л., Хохлова М.Ю. Психология юношества. – Краснодар: Пифагор, 2014. – 560 с.
13. Родионова Г.В., Ерошенко М.А., Анкудинова А.П. Причины и последствия формирования манипулятивного поведения лиц в юношеском возрасте // Материалы международной научно-практической конференции «Евразийский научный форум». – СПб.: Межрегиональный институт экономики и права при МПА ЕврАзЭС, 2015. – С. 114–122
14. Слуцкая А.П., Алексеева И.Т., Подольская Т.А. Проблема выявления взаимосвязи стиля семейного воспитания и формирования деструктивного поведения личности в подростковом и юношеском возрасте // Материалы международной научно-практической конференции «Евразийский научный форум». – СПб.: Межрегиональный институт экономики и права при МПА ЕврАзЭС, 2012. – С. 107–119
15. Соколова Т.В., Кудлачев А.В. Влияние стиля семейного воспитания на поведение личности. – Гродно: Просвещение, 2015. – 460 с.
16. Уфимцева А.В. Особенности поведения лиц молодого возраста. Причины возникновения и коррекция. – Волгоград: Смена, 2015. – 326 с.
17. Феоктистов К.А., Баребышев А.И. Современные взгляды на коррекцию поведения юношей и девушек // Материалы научно-практической конференции «Социальные и психологические проблемы современного общества». – Самара: Самарский государственный университет, 2016. – С. 93–109
18. Щедрина М.А., Фролова С.В. Сущность и виды самореализации личности // Психология и педагогика. – 2019. – № 2. – С. 30–42