Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Семье принадлежит особенная роль в обучении ребенка. Одной из задач семьи, как социального института, является задача детского воспитания и развития. То есть семья должна создавать максимально комфортные условия для его роста и развития.
Резюмировав значение семьи в человеческом развитии У. Бронфенбреннер писал: «Для того чтобы развиться – интеллектуально, эмоционально, социально и нравственно – ребенок нуждается в участии в прогрессивно усложняющемся взаимодействии, осуществляющемся на регулярной основе и на протяжении значительного периода жизни ребенка, с одним или несколькими людьми, с которыми у ребенка устанавливается сильная взаимная иррациональная связь и которые обеспокоены благополучием и развитием ребенка, желательно на протяжении всей своей жизни».
Такие базовые условия полноценного развития ребенка создать можно только в семье.
Как только ребенок приходит в школу, семья начинает оказывать определенное воздействие и на его учебную деятельность. Большая часть времени приходится на пребывание ребенка в семейном кругу, поэтому семье необходимо взять на себя функцию помощи в становлении мотивационной сферы (потребности, цели, интересы и пр.). Эта сфера представляет ядро личности, необходимое условие для ее активности.
То есть значение семьи в процессе обучения и воспитания ребенка – неоценимо. В процессе сотрудничества семья и школа могут формировать благоприятные условия детского развития. Смысл творческого сотрудничества учителе и семьи ребенка, заключается в заинтересованности обеих сторон в изучении ребенка, развитии в нем лучших личностных качеств. Совместная работа педагогов с родителями способствует формированию условии развития необходимых для самореализации и самоопределения свойств и качеств.
Цель – продемонстрировать значение семьи для успешности обучения младшего школьника.
Объект работы – процесс обучения младшего школьника.
Предмет – влияние семейного микроклимата на обучение детей в начальной школе.
Гипотеза:
Успешность обучения младшего школьника можно повысить, если формированию его познавательных интересов наравне с учителями будут способствовать и родители.
Задачи исследования:
- изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
- изучить возможности воздействия семьи и школьных педагогов на успешность в обучении учеников начальной школы;
- провести анализ отношения родителей к развитию у детей интереса к процессу обучения.
Методологическая база исследования: концепции обучения ребенка начальной школы, заимствованные из философии, социологии, культурологи, психологии и педагогики.
Теоретическая основа исследования: работы отечественных и зарубежных педагогов и психологов, освещающие вопросы воспитания, теорию и практику обучения.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, анкетирования, статистическая обработка информации.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Роль семьи в обучении младших школьников
1.1. Функции семьи в процессе формирования и развития личности
Семья является одним из важнейших источников развития социальной и экономической сферы общества. Таким образом, основное назначение семьи – удовлетворить общественные, групповые и индивидуальные потребности человека. Семья, представляя собой социальную ячейку общества, удовлетворяет целую серию важнейших его потребностей. Вместе с этим, семья удовлетворяет и личностные потребности каждого из ее членов, а также потребности всей семьи в целом. [3]
На основании названных положений, можно выделить следующие функции семьи:
продолжение рода – рождение и воспитание детей;
гармония интимных отношений между супругами;
межличностные отношения всех членов семьи, основанные на чувствах отцовства-метринства, сестринско-братских отношений, любви прародителей и пр.
организация быта и ведение хозяйства;
поддержание физических и духовных сил, формирование условий для полноценного развития каждого из членов семьи;
создание условий для профессионально деятельности;
общение, возникающее задолго до образования семьи;
организация досуга.
На различных этапа существования семьи, неоднозначной является значимость разнообразных функций, носителем каждой из них может быть любой член семьи.
Таким образом, семья является единственным и незаменимым воспроизводителем самого человека, продолжением рода. Но эта функция, к сожалению, выполняется со сбоями.
Семьей выполняется и экономическая функция. То есть, семья принимает участие в общественном производстве жизненных средств, восстанавливает затраченные на производство силы взрослых членов семьи, имеет собственный бюджет и потребительскую деятельность. [4]
В семье процесс воспитания влияет и на взрослых, и на детей, особенно значимо ее влияние на детей. Поэтому у воспитательной функции семьи выделено три аспекта.
Первый – формирование детской личности, развитие его интересов и способностей, включая развитие познавательного интереса ребенка, усвоение ими накопленного социального опыта. Дети учатся соблюдать нормы поведения, обогащают интеллект, развивают эстетическую сторону, совершенствуются физически, приобретают навыки санитарно-гигиенической культуры.
Второй аспект – в течение всей жизни члена семьи, на него оказывается систематическое воспитательное воздействие остального семейного коллектива.
Третий аспект – беспрерывное влияние детей на своих родителе и других взрослых членов семьи, которые побуждают их на активное самовоспитание. Успех данного аспекта зависит от семейного воспитательного потенциала.
Огромное значение имеет коммуникативная функция семьи. Компонентами данной функции могут выступать посредничество членов семьи при контактах друг с другом, со СМИ, литературой и искусством.
Если в семье уделяется достаточное количество внимания этой функции, то ее воспитательный потенциал заметно возрастает. Зачастую, формирование психологического климата внутри семьи напрямую связано с коммуникативной функцией.
На современном этапе огромное значение приобретает семья в организации отдыха и досуга. Под досугом понимают свободное время, которым человек может распорядиться по своему усмотрению. Ободное время является одной из наиболее значимых социальных ценностей, являясь незаменимым средством восстановления физических и душевных сил личности, всестороннего личностного развития. Правильный ритм и режим семейной жизни способствует повышению роли досуга в четком и размеренном распределении обязанностей между членами семьи, планированию отдыха и трудовой деятельности. Семейный досуг может состоять из чтения, разгадывания кроссвордов, просмотра фильмов, встреч с родственниками и друзьями, культурных выходов, занятий спортом и пр. Все это способствует познанию окружающего мира, дети могут узнать много нового и полезного. Проявляя интерес к тому, чтобы узнать еще что-то из заинтересовавшей области и не останавливаться на достигнутом. То есть, досуг способствует расширению детского кругозора. Задача родителей организовать детский досуг так, чтобы со временем интерес лишь усиливался.
Однако, организация семейного досуга обнаруживает и массу ошибок. Например, дети слишком много времени находятся перед телевизором или компьютером, мало проводят времени на свежем воздухе, часто родители настолько заняты работой и домашними делами, что не могут уделить достаточно времени и внимания детям. Задачей семьи в таких условиях является преодоление таких ошибок.
Семейная жизнь крае разностороння. Она способна удовлетворить разнообразные индивидуальные личностные потребности, общесемейные запросы, главные общественные потребности. Семье отведена одна из главных ролей при ускорении экономического и социального развития общества, при воспитании нового поколения, достижении счастья каждым человеком. Каждой семье необходимо выполнять обозначенные функции, но условия для их выполнения есть не в каждой семье, к сожалению. [3].
1.2. Особенности воздействия семьи на процесс обучения младших школьников
Известно несколько путей развития интереса к обучению, дома применяются одни методы, в школе – другие. Для того, чтобы сформировался устойчивый интерес, необходимо взаимодействие школы и семьи.
Процесс воспитания интереса невозможен в отрыве от воспитания целостной личности человека. Для того, чтобы сформировался познавательный интерес ребенка, родителям с раннего детства, необходимо создать почву для этого. Во-первых, родителям необходимо организовать жизнь ребенка, во-вторых, сформировать условия для развития нужных качеств, то есть сформировать определенный режим дня, упорядочить жизнь ребенка.
Интерес к обучению требует целенаправленного воспитания: создание позитивного настроя относительно предметов и деятельности.
Пути проявления интереса у детей:
- эмоциональность относительно выполняемого дела;
- развитие сознательного ответственного отношения, понимания общественной значимости, нужности выполняемого дела.
Вызвать эмоциональное отношение к деятельности можно несколькими путями:
- пример родителей, сестер и братьев относительно определенных видов деятельности;
- воспитание родителями в детях любви к разнообразной деятельности;
- совместная с родителями деятельность;
- проведение бесед о значимости знаний;
- игры-путешествия, развивающие логическое и творческое мышление, усидчивость, повышающие интеллектуальный уровень, расширяющие кругозор и пр.
- применение игровых ситуаций – кроссвордов, игр-упражнений, игр-загадок, ребусов, головоломок, лабиринтов и т.д. Они способствуют обучению детей выбору, поиску новых возможностей, путей выигрыша, развитию познавательного интереса и т.д.
- конкурсы – позволяют сформировать познавательный интерес, так как является не традиционными, занимательными, расширяющими кругозор, повышающими активность детей и т.д.;
- семейные походы, выезды за город, на природу и т.д. способствуют развитию эмоциональной стороны личности, что побуждает к получению новой информации об окружающем мире;
- участие в экскурсиях, результатом которых является восприятие и усвоение детьми знаний, через выход к месту расположения объектов и непосредственного ознакомления с ними. Экскурсии поднимают уровень научности, укрепляя связи с жизнью и практикой, формируют учебно-познавательный интерес.
- советы в затруднительной ситуации, помощь, друзья и товарищи, успех в каком-либо типе деятельности, все это способствует развитию познавательного интереса школьника и напрямую связано с успехом в любом виде деятельности.
Позитивное отражение успехов на активной мыслительной деятельности школьника неоспоримо. Чувства гордости и радости, которые возникают у ребенка после понимания им своего продвижения в каком-либо типе деятельности, в том числе и в учебной, укрепляется в них с каждым новым типом успешной работы.
Успешное выполнение деятельности стимулирует школьника, активизирует учебную деятельность и побуждает в нем развитие познавательного интереса. [2].
Доброжелательная эмоциональная обстановка способствует вызыванию у ребенка желания узнать нечто новое, интересное, стремиться усовершенствовать собственную умственную деятельность. Эмоциональная обстановка настраивает ребенка на познавательную активность, формирующуюся из разных моментов, которые имеют отношение как с содержанию учебного материала, так и к процессу деятельности и коллективу товарищей. Сумма всех названных условий и формирует необходимый эмоциональный тонус деятельности и подкрепляет познавательный интерес, неся существенную значимость.
Несколько условий предусматриваются для создания положительной обстановки для познавательной активности в семье.
- эмоциональные средства – игра, выходы на природу, экскурсия, поход в музей и театр и т.д.
- эмоциональное подкрепление процесса познавательной деятельности, осуществляемое при помощи оформления помещения, интерьера, учебника и рабочей тетради;
- побуждение ребенка к высказыванию собственного отношения к изучаемому предмету, посредством конкурсов, соревнований, обсуждений совместного дела и пр.
- демонстрация позитивного отношения – родители должны поощрять успехи ребенка интересным видом деятельности – походом в цирк или на праздник и т.д. [1]
Нельзя забывать, что формирование позитивного настроя на учебу, труд и прочие виды деятельности, формируются преимущественно в школе; огромное значение в этом принадлежит самому стилю школьной работы, личностным качествам и мастерству учителей. Поэтому и необходимо родителям в тесном контакте со школой и педагогами воспитывать интерес и формировать познавательную деятельность детей.
Решающая роль в воспитании сознательности и ответственного отношения к делу, бесспорно, принадлежит школе, но от родителей зависит понимание ребенком значимости типов деятельности, с которыми он знакомится вне школы.
От родителей зависит и общественная направленность детского труда и уважение к нему. Собственная сознательность ребенка, ответственность за свои обязанности, их строгое выполнение, добросовестное отношение к заданиям, формирует у детей чувство ответственности за собственные поступки.
Демонстрация применения знаний на практике в соответствии с жизненным планом (знания необходимо подкреплять практикой и жизненным опытом). Демонстрация достижений, способствует стимуляции познавательной активности, желанию достижения такого же уровня стремления к саморазвитию и совершенствованию. Крайне важно побуждать ребенка к высказыванию своего отношения к предмету, теме и ответу окружающих. Таким путем идет обогащение эмоционального опыта ребенка, в его сознании подкрепляется познавательный интерес.
Весь уклад семейной жизни, распределение обязанностей между членами семьи и требования к их строгому выполнению, формируют базу сознательности и ответственности за выполняемую трудовую деятельность, учебную нагрузку и любое порученное дело. Помимо этого, значимым элементом служит занимательность, которая при этом не должна приводить к развлекательности. Обычно занимательность связывают с элементом неожиданности, которая настораживает человека. В занимательности ребенка привлекает новизна деятельности, от которой в первую очередь появляется удивление, которое рассматривается в качестве первичного акта познания. Кроме того, как любое психическое образование, познавательный интерес содержит в себе все предыдущие ступени своего развития, следовательно, любопытство может перерасти в более развитую ступень избирательного отношения к предметам окружающего мира, при некоторых условиях, являясь примитивной стадией ориентировки. Также нельзя забывать, что позитивный эффект занимательности в становлении познавательного интереса ребенка 7-10 лет возможен исключительно при соблюдении некоторых условий:
- использование элементов занимательности, в качестве средства привлечения ребенка к изучаемому предмету, при этом требуется перевести их с примитивной стадии ориентировки на более высокие ступени избирательного отношения к окружающим событиям;
- занимательное обучение должно использоваться только как средство, подчиненное целям обучения и развития. Главной целью должно быть решение познавательных задач, эмоциональность от занимательного обучения не должна перекрывать умственное напряжение детей. [1]
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы / В. С. Агеев. — М., 2010. — 107с.
2. Андреева Л. А. Психологические особенности детско-родительских отношений / Дис. канд. псих. наук., — М., 2010 — 413с.
3. Бабурова И. Предъявление образца отношения как метод воспитания ценностных отношений личности // Воспитательная работа в школе. — 2012. — № 2. — С. 21−33.
4. Балясная Л. К. Педагог и воспитательный процесс в школе: Теория воспитания // Классный руководитель. — 2000. — № 6. — С. 3−24.
5. Блонский П. П. Психология младшего школьника / П. П. Блонский. — М.: НПО «МОДЭК», 2010. — 575с.
6. Венгер А. Л. Психологическое обследование младших школьников / А. Л. Венгер. — М.: Владос-Пресс, 2005.
7. Волков Б. С. Психология младшего школьника: Учебное пособие / Б. С. Волков. — М.: Академический Проект: Альма-Мастер, 2013. — 178с.
8. Выготский Л. С. Психология / Л. С. Выготский. — М.: ЭКСМО — Пресс 2000. — 345 с.
9. Выготский Л. С. Орудие и знак в развитии ребенка: Собрание сочинений. Т. 6. — М.: Педагогика, 2008. — 270 с.
10. Губанова Т. М. Опыты мыследеятельностной педагогики: Методическое пособие / Т. М. Губанова. — М.: Институт учебника Пайдейя, 2008. — 296с.
11. Дневник классного руководителя средней школы // Воспитательная работа в средней школе. — Новосибирск: Издательство «ВАКО», 2010. — С. 123−124.
12. Дубровина И. В. Практическая психология образования: Учебное пособие для студентов вузов / И. В. Дубровина — М.: Питер, 2010. — 588 с.
13. Жельвис Р. Воспитание и образование в XXI веке: Образовательная политика // Перемена, 2009. — № 1. — С. 36−41.
14. Качество образования: технологический аспект: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2012. — 256с.
15. Клюева Н. В. Психолог и семья: диагностика, консультация, тренинг. — Ярославль, 2011. -180с.
16. Князева М. А. Влияние семьи на развитие личности младшего школьника // Начальная школа. — 2012. — № 3.
17. Кузнецова Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника / Л. В. Кузнецова. — М., 2008. — 241с.
18. Новосельцева М. М. Проблемы воспитания на рубеже двух веков / Классный руководитель. — М., 2001. — № 4. — С. 95.
19. Подласый П. И. Педагогика / П. И. Подласый. — М., 2001. — 437с.
20. Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. — М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. — 365 с.
21. Психология развития. Словарь / Под. ред. А. Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред. -сост. Л. А. Карпенко. Под ред. А. В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с.
22. Психологический словарь /под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова — М.: Педагогика-Пресс, 2006 — 440 с.
23. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А. А. Реана. — СПб.: Прайм — ЕВРОЗНАК, 2002. — 656 с.
24. Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Лодред В. В. Рубцова, М. 2010 г.
25. Рабочая книга школьного психолога / И. В. Дубровина, М. К. Акимова, Е. М. Борисова и др.; Под ред. И. В. Дубровиной.- М.: Просвещение, 2011, с. 86
26. Ратанова Т. А., Шляхта Н. Ф. Психодиагностические методы изучения личности. — М.: Московский психолого — социальный институт: Флинта, 2008. — 264 с.
27. Реан А. А. Психология и педагогика / А. А. Реан.- СПб, 2010. — 263с.
28. Самоукина Н. В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. — М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. — 224 с.
29. Сластенин В. А. Общая педагогика: Учебное пособие для студентов вузов / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов: в 2ч. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. — Ч. 2. — 256с.
30. УрбанскаяО.Н. Работа с родителями младших школьников: Пособие для учителя. — М.: Издательство «Просвещение», 2006.- 130с.
31. Файн М. Дж. Помощь родителям в воспитании детей./ В. Я. Пилиповский. -М., 2009 — 524с.
32. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования науки Рос. Федерации. — М.: Просвещение, 2011. — С. 5−7.
33. Шилова М. И. Проблема ценностей и цели воспитания / М. И. Шилова. — М., 2011. — 329с.