Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Существует очень тесная связь между удовлетворенностью трудом и мотивационным комплексом личности. Дело в том, что высокая степень удовлетворенности трудом возможна лишь только в условиях, когда именно мотивация личности является тем звеном, на которое оказывается непосредственное воздействие.
Именно изменения в мотивационном комплексе личности соответствуют изменению в отношении личности своему труду, которые отражают смысл человеческого труда. Мотивация бывает внешняя и внутренняя. Если говорить о внутренней мотивации, то она имеет место там, где человек непосредственно воспринимает свой труд как деятельность, где он находит для себя удовлетворение. Внешняя мотивация, в свою очередь, предполагает другое отношение к труду, так как в этом случае трудовая деятельность выступает как своего рода внешняя обязанность, как определенная цена, которую необходимо заплатить за приобретение вещей, которые неодимы человеку.
Мотивация внутренняя самая эффективная с точки зрения удовлетворения трудом и его производительностью, то же можно сказать и про положительную внешнюю мотивацию в сравнении с отрицательной. Однако данное соотношение между видами мотивации зависит от целого множества личностных факторов, в том числе и возраста.
Актуальность данной работы состоит в том, что сегодня связь развития личности и уровня овладения существующим социальным и трудовым опытом зачастую необходимо корректировать при помощи психологических методов, в частности личностно-деятельного подхода, в котором мотивация играет определяющую роль.
Объектом исследования является понятие и структура личности в психологии.
Предметом исследования являются мотивации личностно-деятельного подхода в профессиональной деятельности.
Целью данного исследования является определение особенностей трудовой мотивации в рамках личностно-деятельного подхода в профессиональной деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Выявить особенности мотивационно-ценностной сферы личности: понятие, функции, закономерности развития.
2. Определить влияние личностных особенностей на трудовую мотивацию .
3. Рассмотреть методы изучения мотивации личности в современной психологии .
4. Провести эмпирическое исследование трудовой мотивации под влиянием личностных факторов в период взрослости.
Теоретическая значимость работы заключается в расширении представлений о сущности личности в профессиональной деятельности, психологических основ профессиональной деятельности.
Практическая значимость работы состоит в том, что как теоретические, так и эмпирические материалы можно использовать для разработки рекомендаций для специалистов, чья профессиональная деятельность связана с изучением связи развития личности и профессиональной деятельности.
В ходе данного исследования применяются теоретические методы исследования, которые состоят в анализе монографий и публикаций по данной теме, а также проведения эмпирического исследования самосознания личности и его влияние на жизненный путь в период взрослости с группой испытуемых в 25 человек.
Гипотеза исследования состоит в том, что в период взрослости эффективность личностно-деятельного подхода к себе у испытуемых зависит от уровня самопознания индивидуумом самого себя и развития самооценки в своем лице для формирования эффективных коммуникативных контактов в социуме.
Данная работа по своей структуре состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе рассматриваются понятие и структура личности и её мотивации в период взрослости, а также современные методики её исследования. Во второй главе приводятся результаты эмпирического исследования. В заключении подведены краткие итоги исследования. В списке литературы представлена теоретическая база исследования.
Глава 1. Понимание личности и её мотивации в период взрослости
1.1. Особенности мотивационно-ценностной сферы личности: понятие, функции, закономерности развития
Основные проблемы, которые рассматривают психологи, которые изучают мотивацию в целом, а также мотивацию трудовой деятельности, включают в себя разработку понятийного аппарата, который относится к мотивам и мотивации, а также определению структурных компонентов мотивации.
Проблема мотивации трудовой деятельности – предмет постоянного внимания исследователей. Во многих теоретических работах рассматривается вопрос профессиональной специфики мотивации труда, ее структурно-иерархических характеристик, адекватности мотивов и целей содержанию и условий деятельности.
Ковалев В. И., Дружинин В. Н., Сырникова Н. А. предполагают, что особенности мотивации конкретной трудовой деятельности обусловлены ее задачами.
На основании единства содержательного и динамического компонентов психического в работах Асеева А. Г., Магомед-Эминова М. Ш., Рубинштейна С. Л. обосновано представление о мотивации как структурно-динамическом компоненте.
В рамках теории деятельности Леонтьев А. Н. и Ковалев В. И. обосновали необходимость ограничения понятий «общетрудовая мотивация» и «профессиональная мотивация». Первая обусловливает побудительную активность личности, ее отношение к трудовой деятельности; вторая определяет направленность на конкретную профессиональную деятельность.
Мотивация как процесс изменения состояний и отношений личности основывается на мотивах. Бадоев Т. Л., Толочек В. А., Стрелков Ю. К., рассматривая данные о динамике мотивов у представителей разных профессий, подчеркивают, что различия в изменении отдельных мотивов, как правило, обусловлены спецификой содержания трудовой деятельности. Вилюнас В. К. отмечает, что мотивы трудовой деятельности не даны изначально, их формирование в процессе ее освоения представляет собой особую задачу. Леонтев А. Н. считает, что деятельность определяется целью, в связи с одним и тем же мотивом могут формироваться различные цели. Ломов Б. Ф. полагает, что мотив и цель образуют своего рода «Вектор деятельности, который определяет ее направление. Замфир К. разделяет мотивы трудовой деятельности на внутренние и внешние:
Достижение определенных целей на каждом из этапов позволяет обучающимся пользоваться полученными знаниями постоянно в той или иной форме и, тем самым, обеспечивает возможности продолжения обучения на каждом из следующих этапов. Однако эффективность приобретения этих знаний зависит от мотивировки.
Вопрос мотивации привлекал ученых с незапамятных времен. Всегда выделялось два лагеря: (данная теория просуществовала до девятнадцатого века).
Рационализм искал мотивационный источник поведения в сознании, человек не имеет ничего общего с животными, человек - особое существо, только он наделен разумом, мышлением, сознанием. Первые психологические теории, которые начали разрабатываться ещё в 17-18 веке, такие как теория принятия решения - объясняющая на рационалистической основе проблему выбора человека в экономике, теория автомата, которая объясняла поведение животного на иррационалистической основе, и было связано с развитием изучения рефлекса. На её базе во второй о второй половине 19 века появляется, эволюционная теория Ч. Дарвина, который сблизил иррациональные и рациональные полюса в своих работах.
В отличие от предыдущего этапа в изучении мотивации в ХХ веке, различие человека и животного сводилось к минимуму. Однако человеку приписывались потребности, которые у животных не рассматривались. Например, Фрейд выделял три инстинкта - жизни, смерти, агрессивности. Недостаток теории инстинктов в объяснении многих фактов.
В отечественной психологии изучение мотивации начинается только с 60-х гг.- и исследования принадлежат Леонтьеву. Его теория деятельностного происхождения мотивационной сферы человека. Мотивация имеет источник в деятельности. В структуре деятельности и мотивации принцип изоморфизма - соответствия. Мотивация изменяется, когда изменяется развивающаяся система деятельности. Теории несовершенны, изучение мотивации продолжается и в наши дни. Проблема мотивации человека представляет собой одну из центральных проблем в изучении психологии личности и сегодня достаточно широко представлена в различных многочисленных исследованиях как отечественных, так и зарубежных авторов. Однако интерес к данной проблематике не только не ослабевает, но постоянно усиливается. Объясняется это с одной стороны логикой развития самой психологической науки, а с другой стороны постоянно растущими и видоизменяющимися потребностями образовательной практики.
Начало исследований данной мотивации относится к концу сороковых, началу пятидесятых годов ХХ века, когда группа учёных из Гарвардского университета непосредственно под руководством Дж. Аткинсона и Д. Мак-Клелланда предприняли экспериментальное изучение потребностей в обучении, а также подготовили ряд практических разработок, которые были направлены на повышение эффективности деятельности менеджеров.
Мотивация в современной психологии используется в двояком смысле:
Система факторов, детерминирующее поведение (потребности, цели, стремления, мотивы, намерения). Как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Чаще всего в научной литературе мотивация рассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Вопрос о мотивации к деятельности возникает, когда нужно выяснить причины поступков человека.
Мотивационно-ценностная сфера личности формируется и развивается в непосредственной связи с той системой деятельности и общественных отношений, в которую он вовлекается, по мере взросления. Статистически верной оказывается фраза: каждому возрасту - своя мотивационная сфера личности. Личность, проходя сквозь годы, встречается с различного рода кризисными явлениями.
Мотивационная сфера личности, как указано в ряде источников, можно оценивать по некоторым критериям, среди которых можно выделить ее гибкость, иерархизированность, а также развитость. Так, развитость мотивационной сферы личности представляет собой разнообразие мотивационных факторов, которые представлены на разных уровнях развития.
В целом, можно отметить, что чем больше у человека различных потребностей, тем более развитой мотивационной структурой он обладает. В то же время гибкая мотивационная структура свидетельствует о возможности использования различных мотивационных побуждений личности. Таким образом, мотивация - внутреннее состояние человека, связанное с потребностями, которое активизирует, стимулирует и направляет его действия к поставленной цели.
Мотивация играет также первостепенную роль в активизации познавательной деятельности человека.
Наиболее ценными являются мотивы именно внутренние, их очень важно довести до уровня самого полного осознания, чтобы придать им особую побуждающую силу, так как, если мотив учеником осознается, он непременно превращается в мотив-цель и затем становится очень действенной побудительной силой.
Анализ исследователями типов мотивации в деятельности показал, что ведущими мотивами являются мотивы, которые связаны с перспективным развитием личности.
Достаточно высокий процент составляет широкая социальная мотивация и мотивация, порождаемая непосредственно деятельностью.
Мотивация определяется различными субъектными особенностями, а именно его возрастом, полом, интеллектуальным развитием, способностями, уровнем притязаний и самооценкой. Мотивация определяется также субъектными особенностями преподавательского состава и системой отношений к учащимся и предмету. Внутренние мотивы носят, как правило, личностно значимый характер, так как они обусловлены, прежде всего, познавательной потребностью субъекта и реализации своего личностного потенциала.
Таким образом, мотивация - это сложная иерархическая структура, которая проявляется у индивида с самых различных сторон, а также в силу самых различных обстоятельств и целей.
1.2 Влияние личностных особенностей на трудовую мотивацию
Личностно-деятельная сфера тесно связана с такими понятиями как «самоопределение и самореализация» и «самореализация», которые сегодня употребляются в современной науке в самых различных значениях. О самоопределении личности говорят в социальном, жизненном, нравственном, профессиональном, семейном, религиозном.
При этом даже под идентичными терминами имеется в виду различное содержание. Для того чтобы прийти к четкому определению понятия необходимо сразу разграничить два направления в личностно-деятельном подходе: социологическое и психологическое.
Достаточно часто происходит смешение данных подходов и привнесение специфически социологического подхода в психологическое исследование (и психологическое теоретизирование), что приводит к утрате собственно психологического содержания.
В личностно-деятельном подходе важную роль играют самоопределение личности и её самореализация, которые стимулируют деятельность в стремлении к самоосуществлению целей. Кроме того, это врожденные свойства сознания и, одновременно, движущие силы развития личности.
Именно наличие целей в жизни приводит непосредственно к интеграции личности, что является условием сохранения психического здоровья, а отсутствие их вызывает неврозы. Целевые структуры, или самоопределения, лежат в основе развития фаз жизни и перехода от одной фазы к другой.
Поэтому в современных условиях очень важно четко представлять, как строиться модель трудовой мотивации.
Смысл жизни выражает ее сущностное предназначение и своеобразие. Это – целостное представление о предназначении и фундаментальных основаниях жизни. Жизненные ценности представляют систему основополагающих идей, убеждений и верований личности в полноценную и продуктивную жизнь, сформированных под влиянием культурных традиций, образцов и идеалов.
Они характеризуют также совокупность представлений человека о значимых (предпочтительных, желательных) параметрах жизни. Чтобы стать компонентами ориентирующей деятельности, образы, смыслы, ценности, нормы и цели должны войти в реальную практику и превратиться в установки (ориентации). Кроме того, они должны быть идентифицированы и, приняты в качестве исходных условий жизнедеятельности.
Данный процесс можно представить следующим образом: восприятие жизни происходит как путем усвоения целостной, так и дифференцированной реальности, затем происходит распознавание и понимание образов жизни, недоступных для непосредственного восприятия и определяющих сам способ жизни, оценка и приписывание значений жизненным явлениям и событиям, согласование реального или воображаемого поведения с жизненными представлениями, определение направленности и характера действий по достижению личностно значимых результатов.
Мотив является основной причиной в поведении, которое является средством получения чего-либо уже за пределами самого поведения. Внешние мотивы характеризуются, прежде всего, тем, что овладение непосредственно содержанием учебного предмета не является целью, а выступает ключевым средством достижения других целей.
Внутренний мотив представляет собой неотчуждаемое от человека состояние радости, или удовольствия, а также удовлетворения от своего дела. В отличие от внешних мотивов внутренние никогда не существуют вне деятельности человека. Таким образом, внутренний мотив всегда возникает непосредственно в самой деятельности, каждый раз являясь при этом непосредственным результатом, а также продуктом взаимодействия человека и его окружения.
Обобщая взгляды различных авторов, отметим, что П.М. Якобсон выделяет в этой связи три группы мотивов: «отрицательные» мотивы, мотивы, связанные с ситуацией, и мотивы, связанные с самим процессом трудовой деятельности, а И.И. Вартанова отмечает, что учение непосредственно представляет собой социально опосредованную деятельность по усвоению личностью опыта, знаний, а также умений, которые будут необходимы в последующей трудовой жизни человека. Е.П. Ильин среди ключевых мотивов называет желание находиться в кругу студенческой молодёжи, а также общественное значение профессии и широкую сферу её применения, соответствие выбираемой профессии интересам и склонностям личности с учетом её творческих возможностей.
Объектом ориентаций личности во времени и пространстве выступают события жизни. Под жизненными событиями мы понимаем актуальные (представляющие для личности и ее социального окружения важный интерес), значимые (занимающие высокое место в ценностной иерархии личности) и организованные (упорядоченные) действия, осуществляемые в конкретных условиях места и времени.
Несмотря на то, что каждое событие жизни уникально и неповторимо, оно направляется некоторыми относительно постоянными (инвариантными) и устойчивыми ориентациями.
В современной психологической литературе полный и удачный подход к созданию такой теории был предложен в работах отечественного психолога М.Р.Гинзбурга. Далее на основании этого подхода мы рассматриваем психологическое содержание личностного самоопределения.
Одним из элементов самосознания является самооценка личности эмоционально насыщенная оценка человеком самого себя как личности, собственных способностей, нравственных качеств и поступков. Она выступает важным регулятором поведения и определяет взаимоотношения человека с окружающими, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и развитие его личности.
Самооценка тесно связана с уровнем притязаний и целями, которые человек перед собой ставит. Адекватная самооценка позволяет ему правильно соотносить свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих. Неадекватная (завышенная или заниженная) самооценка деформирует внутренний мир личности, искажает ее мотивационную и эмоционально-волевую сферы и тем самым препятствует гармоничному развитию. Вследствие этого личностная самооценка оказывает существенное влияние на направленность и содержание самовоспитания человека.
Самоопределение центральный механизм становления личностной зрелости, состоящий в осознанном выборе человеком своего места в системе социальных отношений.
Появление потребности в самоопределении свидетельствует о достижении личностью довольно высокого уровня развития, для которого характерно стремление занять собственную, достаточно независимую позицию в структуре информационных, идеологических, профессиональных, эмоциональных и прочих связей с другими людьми.
Таким образом, процесс становления человека как общественного существа характеризуется сочетанием стремления к единению, общественному признанию, включению в социальную общность и к обособлению с одной стороны, но и выделению из общности в качестве самоценного индивида с другой.
В зависимости от структуры трудовой деятельности это может быть ориентация:
- На привлекательную цель труда;
- Интересные условия труда;
- Интересные средства труда;
- Интересные взаимоотношения в труде;
- Привлекательный вариант ответственности (от полной безответственности — за высокую степень ответственности и значимости его участия в решении важных вопросов и т. д.). Здесь важно то, что какие-то компоненты труда могут быть непривлекательны для работника, и тогда ориентация на другие.
Условно можно выделить следующие подходы, направленные, прежде всего на повышение общей готовности к труду, что предполагает также и повышение трудовой мотивации:
- Заработная плата. Удовлетворены своим высоким заработком в большей степени те люди, у которых и другие стороны жизни оказываются удовлетворительными (по данным исследований).
- Отношения с сотрудниками. По значимости этот фактор стоит рядом с зарплатой. Основные ожидания от сотрудников — материальная и социальная поддержка. Но еще важнее — помощь в достижении совместных целей. Основные виды дружеских связей на работе: дружба, выходящая за пределы работы (например, в общении дома); дружба только по работе (с кем можно выпить чашечку кофе, но не возникает желания переносить это во внерабочую обстановку); приятельские отношения, но без стремления перейти на неформальный уровень.
- Отношения с руководством. Основные ожидания от руководителей: справедливость при поощрении и наказании, протекция по службе, улучшение условий труда. Исследования показывают, что роль руководителей в преодолении трудностей на работе оценивается даже выше, чем роль сослуживцев и супругов;
- Возможности продвижения по службе. Достижение и признание — это два наиболее часто называемых источника удовлетворенности работой. Важнейшими показателями повышения по службе являются зарплата и служебный статус.
- Другие факторы удовлетворенности: удовлетворенность условиями труда; удовлетворенность фирмой (гордость за фирму); организация времени (позволяет ли работа быть хозяином своего времени, насколько оно тратится с пользой); предоставление свободного статуса и личной идентичности.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Абульханова, К.А. Время личности и время жизни. - СПб.: Алетейя, 2011.-304с.
2. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. — СПб.: Питер, 2011. — 272 с.
3. Асмолов, А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа / А.Г. Асмолов. – М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2012. – 416 с.
4. Барабанщиков, В.А. Системная организация и развитие психики // Психол. журн. Т. 24-2005.- № 1. - С. 29-46.
5. Березина Т. Н. Исследование внутреннего мира человека методом анализа характеристик мысли и образа // Психол. журн. 2009. Т. 20. .№ 5. С. 27-37.
6. Берне P. Развитие Я-концепции и вех:питание. М.: Педагогика, 2006. 422 с.
7. Бушов Ю. В., Несмелова Н. Н. Индивидуальные особенности восприятия человеком длительности интервалов времени // Физиол. человека, 1994. № 3. С. 30-35.
8. Гинзбург М. Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема. М. 2006
9. Кон И. С. В поисках себя. Личность и её самосознание. — М.: 2004.,
10. Ковалев А. Г. Личность воспитывает себя. М. 2005., с. 44
11. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - М.: Академия, 2004. -304с.
12. Левин, К. Динамическая психология: избранные труды/К.Левин. - М.: Смысл, 2011.-570с.
13. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, 2004. 352 с.
14. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М., 2010 г.
15. Леонтьев Д. А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение, № 1, 2008
16. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. – М.,2012.
17. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: пардигмы, проекции, практики: Учеб. пособие /А.Б.Орлов. М. : Академия, 2012. -272с.
18. Петровский А.В. Быть личностью. Мир Психологии. 2006 г.
19. Первин Л. Психология личности: Теория и исследования/Л.Первин, О.Джон.-М., 2011.-607с.
20. Платонов К. К. «Структура и развитие личности» М., 2006.
21. Психология личности. Учебное пособие / под ред. проф. П.Н. Ермакова, проф. В.А. Лабунской. – М.: Эксмо, 2007. – 653 с.
22. Психология личности: Хрестоматия: в 2т./Ред. - сост. Райгородский Д.Я.-2-е изд.,доп.-Самара:БАХРХ-М,2005.-Т.1 Зарубежная психология.- 448с. Т.2:Отечественная психология.-554с.
23. Ратанова ,Т.А. Психодиагностические методы изучения личности: учеб. - метод. пособие / Т.А. Ратанова,Н.Ф. Шляхта.-Изд.-2-е ,испр.-М.: МПСИ: Флинта, 2010.- 264 с.
24. Рубинштейн С.Л. Бытие и сошание. Человек и мир. СПб: Питер, 2009. 512 с.
25. Столяренко, Л. Д.Психология личности [Текст] : учеб. пособие для вузов / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. - Ростов н/Д : Феникс, 2009. - 575 с. - (Высшее образование).
26. Тест «Самооценка» / Столяренко Л.Д. Основы психологии: Практикум. – Ростов н/Д, 2005. С.479-480
27. Фолкман С. Персональный контроль, стресс и копинг-процессы. – М.: Медицина, 2005.
28. Фрейд 3. У «Я» и «Оно». Тбилиси: Мерани. 2008 г.
29. Хьелл,Л. Теории личности/Л.Хьелл, Д.Зиглер.- Спб., Питер Пресс, 2007. - 608с.
30. Эриксон Э. Молодой Лютер: психоаналитическое историческое исследование. М.: Медиум, 2006.