Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день, лишение свободы как вид уголовного наказания, является основным за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. Оно представляет собой принудительное помещение осужденного в определенное специальное учреждение, где в последующем осуществляется его изоляция от социума, контроль над его поведением. Кроме прочего, к человеку применяются и иные способы воспитательного воздействия.
Сегодня наказание в виде лишения свободы назначается за ряд имущественных преступлений, деяний против половой свободы и жизни. То есть оно назначается за те преступления, которые наносят значительный вред общественным отношениям. В ст. 45 Уголовном кодексе РФ (далее – УК РФ)[2] лишение свободы представлено тремя видами наказания: арестом, лишением свободы на определённый срок и пожизненным лишением свободы.
В лишении свободы заложен большой воспитательный и где-то даже устрашающий момент. Оно призвано оказывать самое сильное моральное воздействие на преступников. Данное воздействие очень сильно сказывается на осужденных впервые. Лишение свободы является повышенно репрессивно и возлагает на преступника определённые и достаточно серьёзные правоограничения, в частности в плане свободы и возможности беспрепятственного передвижения, возможности выбора трудовой деятельности, времени отдыха, общения с близкими и родственниками и так далее.
Все вышеперечисленные обстоятельства подтверждают актуальность темы исследования, что требует глубокого изучения и рассмотрения, теоретиками и практиками уголовного и уголовно-исполнительного права.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в процессе исполнения и отбывания лишения свободы, как вида уголовного наказания. Предметом исследования являются уголовно-правовые нормы, регулирующие порядок назначения, исполнения и отбывания лишения свободы, как вида уголовного наказания.
Целью данной работы является проведение уголовно-правового исследования лишения свободы как вида наказания: проблемы правовой регламентации.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
- провести исторический анализ лишения свободы как вида наказания в России;
- дать определение понятие лишения свободы, и его видов;
- проанализировать законодательную регламентацию института лишения свободы в России;
- исследовать социально–правовые аспекты института лишения свободы, основные направления обеспечения его эффективности;
- определить специфику применения наказания в виде лишения свободы;
- исследовать назначение наказания в виде лишения свободы;
осветить проблемы назначения и исполнения наказания в виде реального лишения свободы;
- на основании вышеизложенного подвести итоги и сделать соответствующие выводы.
Методологической основой курсовой работы служат диалектической сравнительно-правовой, системный методы, метод анализа и синтеза, историко-сравнительный метод познания.
Нормативную основу курсового исследования составляют положения Конституции РФ, уголовного законодательства РФ и др.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ КАК ВИДА УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ
1.1. История развития института лишения свободы в России
Развитие института наказаний берет свое начало еще в Древней Руси. Именно содержащиеся в Русской Правде уголовные наказания, а также процесс их наложения можно рассматривать как зарождение уголовно-исполнительного права на Руси.
Наказания в Русской Правде в основном носили черты обычного права и там были собраны опасные для людей и князя правонарушения. Там еще нет четкого разделения на материальные и процессуальные нормы, но отдельная специализация норм уже прослеживается.
В дальнейшей истории Русского централизованного государства существовали Судебники 1497 и 1550 годов, в которых помимо зарекомендовавших себя положений обычного права, были сформулированы и распространенные случаи, имеющие место на практике применения норм.
Судебники более жестко смотрели на процесс наказания, оно предназначалось для устрашения людей, поэтому до этого распространенные штрафы заменились по большей части телесными наказаниями, лишением свободы, смертной казнью. Самым распространенным наказанием было тюремное заключение[13, С.34].
В дальнейшем в 1949 году вышло Соборное Уложение, которое продолжило увеличивать устрашающий аспект уголовного наказания. Оно в качестве основных наказаний предусматривало все то же, что и Судебники, ссылки и членовредительства.
В эпоху Петра I был издан Артикул воинский 1715 года, он систематизировал нормы об уголовной ответственности. При царствовании Петра I появились каторжные работы и ссылка на галеры, как виды наказания. При этом отсутствовал централизованный орган по управлению этой уже к тому времени громоздкой системой[10, С.47].
Большое внимание к решению этой государственной задачи проявила Екатерина II. В процессе проводимой ею реформы местного самоуправления образуются приказы общественного призрения, на которые в соответствии со ст. 390, 391 Учреждения по управлению губерниями Российской империи 1775 г. возлагаются функции организации и управления исполнением лишения свободы в работных и смирительных домах.
Екатерина II своим проектом указа об устройстве тюрем пыталась гуманизировать такой вид наказания как тюремное заключение и конкретизировать статус осужденных и администрации. Но этот документ невозможно было ввести в действие в царской России того времени.
В эпоху правления Александра I образовалось Попечительское общество о тюрьмах. Оно должно было помогать заключенным и исправлять их, применяя к ним стабильный надзор, размещение их по роду совершенных преступных деяний, учить их жить в соответствие с нравственными заповедями христианской веры, заключение буйных отдельно от остальных. Здесь был заложен смысл исправления осужденных преступников.
В Своде учреждений и уставов о содержащихся под стражей и ссыльных 1832 года систематизировалось применение лишения свободы.
При Николае I была проведена систематизация уголовного права, завершившаяся принятием 15 августа 1845 г. Уложения о наказаниях уголовных и исправительных.
Лишение свободы относилось к разряду исправительных наказаний, и проявлялось в виде:
- временного заключения в крепости с лишением некоторых особенных прав и преимуществ либо оного;
- временного заключения в смирительном доме с лишением некоторых прав и преимуществ либо без оного;
- временного заключения в тюрьме;
- кратковременного ареста.
Начались судебная и тюремная реформы, для этого в 1877 году была создана комиссия о тюремном преобразовании.
Продолжило идеи гуманизма и демократии Уголовное Уложение от 22 марта 1903 года. В нем появились и новые виды наказания: ссылка на выселение, арест и заключение в исправительный дом или в крепость.
Не смотря на свершившуюся Октябрьскую социалистическую революцию и слом прежнего строя преемственность в пенитенциарной системе все-таки остался.
Постановлением Народного комиссариата юстиции «О тюремных рабочих командах» от 24 января 1918 года в тюрьмах вводится общественно полезный труд, который провозглашался одним из основных средств исправления осуждения осуждённых.
Была принята Временная инструкция «О лишении свободы как мере наказания и о порядке отбывания такового». В этой инструкции говорилось об исправительных мерах и воспитательно-трудовых средствах.
Карательный отдел Наркомата юстиции был создан для осуществления уголовных наказаний и наблюдения за обеспечительной частью в местах лишения свободы.
В 1918 году встал вопрос о концентрационных лагерях для изоляции классовых врагов. Стали организовываться лагеря особого назначения, а так же обычные лагеря. Режим в них был похож на тюремный. За побеги было суровое наказание, вплоть до расстрела.
В 1926 году был принят Уголовный Кодекс РСФСР.
Постановлением Совета народных комиссаров СССР от 7 апреля 1930 года утверждается Положение об исправительно-трудовых лагерях, они были призваны изолировать правонарушителей и привлечь их к общественно-полезному труду. Лагерями ведало ОГПУ. Заключенные делились на три группы: осужденные впервые не за контрреволюционные преступления, срок не должен превышать 5 лет; осужденные не контрреволюционеры, срок осуждения у которых свыше 5 лет; контрреволюционеры и нетрудовые элементы.
В 1933 году вступил в действие Исправительно-трудовой кодекс РСФСР. Главная его задача – защита диктатуры пролетариата и ее защита от чуждых элементов. Труд в местах лишения свободы рассматривался как средство исправления преступников, велась политработа по воспитанию осужденных. Основным элементом лишения свободы, и репрессивного механизма, становятся исправительно-трудовые лагеря. При небольшом сроке наказания, до трех лет, осужденный должен быть отправлен в колонию, при срок больше - в исправительно-трудовой лагерь. ИТЛ существовали с 1918 года, куда отправлялись осужденные граждане, которые непосредственно представляли опасность для социального строя.
С 30 – х по 50 – е годы Исправительно-трудовой кодекс РСФСР изживает себя и по факту уже не действует.
В 1960 г. принимается Уголовный кодекс РСФСР. Цели кодекса звучали более гуманно и демократично: исправление и перевоспитание осужденных в уважении к закону и труду, предупреждение новых преступлений. Он ознаменовал переход к уголовно-исполнительному праву.
После принятия Конституции РФ в 1993 году права человека не должны отрицаться в связи с тем, что он совершил преступление.
Были отменены ссылка, высылка, принудительное лечение наркоманов и алкоголиков, ликвидация лечебно-трудовых профилакториев, передача уголовно-исполнительной системе функций надзора, охраны, слияние ранее самостоятельных систем по исполнению наказаний (ГУИТУ и ГУЛИТУ), появление в структуре уголовно-исполнительной системы новых служб, меры по социальной защите персонала и т.д. - все это часть системы реформирования УИС, некоторой гуманизации исполнения наказаний, перехода к рыночным отношениям[11, С.24-25].
Затем реформирование продолжилось Законом РФ от 6 июля 1993 г. "О внесении изменений в Уголовный кодекс РСФСР и Исправительно-трудовой кодекс РСФСР". Были отменены исправительно-трудовые колонии усиленного режима, но были образованы исправительно-трудовые колонии особого режима для осужденных, которым смертная казнь была заменена таким видом наказания, как лишение свободы.
Система наказаний по УК РФ 1996 г. по сравнению с УК РСФСР 1960 г. претерпела значительные изменения. И хотя определенная преемственность опыта советского государства в части определения системы наказаний и принципов ее построения наблюдается, тем не менее современный законодатель стремился отвечать тем требованиям, которые выставило перед ним новое демократическое общество.
В результате, из системы уголовных наказаний были исключены отдельные наказания, включены более мягкие их виды, пересмотрены принципы расположения наказаний в лестнице наказаний.
В общем, следует обозначить, что применение исторического опыта, дало бы выстроить более усовершенствованную систему назначения и исполнения уголовных наказаний.
Так, например, при вырабатывании современной системы наказаний законодателем не учитывается:
- исторический опыт по уменьшению количества видов наказаний (а ведь к такому выводу пришло и дореволюционное и постреволюционное законодательство), по тому, что не включили в систему наказаний такого исключительного вида наказания, как смертная казнь,
- не включение в систему таких наказаний, которые могут быть использованы лишь к узкому кругу лиц (в частности, речь идет о наказаниях, применяемых к военнослужащим),
- расположении дополнительных видов наказаний в конце системы наказаний (тем самым они являлись одними из самых мягких видов наказаний, поскольку имели вспомогательный характер) и др.
Всяческое усовершенствование уголовного закона, в том числе и в момент построения системы наказаний, должно исходить из исторических традиций и преемственности в уголовном праве, уголовное законодательство только том случае станет эффективным, когда оно будет научно и исторически обоснованным.
1.2. Понятие лишения свободы как уголовного наказания, его видов
Лишение свободы является одним из основных видов наказания, входит в систему наказаний, отражённую в ст. 44 УК РФ.
Как и любое наказание, лишение свободы обладает признаками наказания и имеет те же цели. Поэтому целесообразно начать с общего понятия наказания, раскрыть его цели и признаки и затем прейти непосредственно к рассмотрению понятия лишения свободы.
В соответствии со ст.43 УК РФ наказание – это мера государственного принуждения, назначаемое по приговору суда, наказание применяется к лицу, признанного виновным в совершении преступления и заключается в лишении либо ограничении его прав и свобод.
Наказание необходимо отграничивать от иных мер принудительного характера, таких как принудительные меры медицинского характера, конфискация и принудительные меры воспитательного воздействия.
Принудительные меры медицинского характера не являются наказанием, т.к. их основная цель не исправить осужденного, не претерпеть лишения, а вылечить, чтобы лицо стало психически здоровым, эти меры – не кара и не влекут судимости, когда назначаются, то срок не устанавливается[13, C.127].
Принудительные меры воспитательного воздействия – меры, целью которых является профилактика, не влекущие судимости. Назначаются на определенный срок.
В настоящее время наказание назначается лишь судом и носит публичный характер, проводится в исполнении только государственными органами.
Недопустимо назначение наказания по аналогии.
В настоящее время все виды наказания четко определены в уголовном кодексе РФ, и такой перечень является исчерпывающим (ст.44 УК РФ).
Назначение наказания основывается на соблюдении определенных принципов, к таковым относятся:
1) Принцип законности. Он означает:
- все виды наказания определены законом (ст.44 УК РФ);
- наказание назначается, если есть состав деяния;
- применяются установленные законом правила назначения наказания (ст.60-70 УК РФ).
2) Принцип равенства (ст.4 УК РФ) означает, что наказание назначается одинаково для всех, независимо от пола, национальности, статуса, должности, расы и т.д.;
3) Принцип вины означает применение наказание только за виновные деяния (ст.5 УК РФ);
4) Принцип справедливости (ст.6 УК РФ) – наказание должно соответствовать закону, характеру и степени общественной опасности деяния и личности; нельзя наказывать за одно и то же преступления дважды;
5) Принцип гуманизма означает, что более строгий вид наказания должен применяться только в исключительных случаях, когда менее строгий вид не может обеспечить цели наказания, одно не должно преследовать унижение человеческого достоинства.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993. // РГ. – 1993. №237. – 25 дек.
2. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 07.02.2017) // "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954
3. "Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 28.11.2015) // "Собрание законодательства РФ", 13.01.1997, N 2, ст. 198.
4. "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 19.12.2016) // "Собрание законодатель-ства РФ", 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.
5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2015 N 58 О практике назначения судами Российской Федерации уголовного нака-зания. // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 2, февраль, 2016.
6. Беляев Н.А. Уголовно-правовая политика и пути ее реализации. Л., 1986.
7. Бриллиантов А.В. Уголовное право России. Части Общая и Особенная: Учебник. – М.: Проспект, 2011. С. 150.
8. Ибрагимов О.А. Развитие института пожизненного лишения свободы в контексте вступления России в Совет Европы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2016. N 1. С. 26 - 28
9. Коротких Н.Н. Вид исправительного учреждения и условия отбывания наказания в виде лишения свободы за множественность преступлений // Lex russica. 2015. N 9. С. 20 - 31.. С. – 136.
10. Малинин В.Б., Смирнов Л.Б. Уголовно-исполнительное право. - М.: Контракт, Волтерс Клувер, 2009. — 368 с.
11. Миклин С.А.Развитие уголовно-исполнительного законодатель-ства Российской Федерации и направления его совершенствования // Журнал российского права, N 10, октябрь 2005 .
12. Стручков Н.А. Уголовная ответственность и ее реализация в борьбе с преступностью. Саратов. 1978. С. - 57-60.
13. Уголовное право. Общая часть. Под ред. Кадникова Н. Г., М.: Городец, 2012. – С. 231.
14. Уголовное право. Общая и Особенная части. Курс лекций. Ба-тычко В. Т., Таганрог: ТРТУ, 2014. – С. 132.
15. Фойницкий И.Я. Учение о наказании в связи с тюрьмоведением. (Извлечение) в кн. Философия угол. права. – СПб.: "Юрид. центр Пресс", 2004.
16. Шаргородский М.Д. Вопросы Общей части уголовного права. - Л.: Изд-во Лен. Ун-та, 1955.
17. Уголовное дело № 1-245/08. Архив Автозаводского районного суда г. Тольятти.