Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
По данным статистики Минздрава РФ за последние 10-15 лет наблюдается тенденция дальнейшего ухудшения основных показателей состояния здоровья населения, начиная с дошкольного возраста. Это касается, прежде всего, увеличения роста числа заболеваний, связанных с различными нарушениями опорно-двигательного аппарата детей
Проблема увеличения двигательной активности в общеобразовательной школе, в первую очередь, направлена на решение задач сохранения и укрепления здоровья учащихся. В результате анализа форм занятий физическими упражнениями в школе было показано, что большой объем двигательной активности достигается во время проведения уроков физической культуры.
Для правильной организации двигательного режима и двигательной активности в процессе учебной деятельности важное значение имеет выявление оптимального соотношения подбора средств, форм и методов. В школьный период жизни че¬ловека значение физической культуры заключается в создании фундамента для всестороннего фи¬зического развития, укрепления здоровья, формирования разно¬образных двигательных умений и навыков.
Оптимизация двигательного режима определяется рациональным соотношением учебных нагрузок, режимом дня школы, возможностями использования физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня.
Важное значение в увеличении двигательной активности приобретает планирование уроков физической культуры.
Целью работы является изучение роли планирования в физическом воспитании.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
изучить виды планирования в физическом воспитании;
определить требования к планированию;
выявить методические подходы к планированию урока физической культуры.
Объект исследования: двигательная активность детей старшего школьного возраста.
Предмет исследования: формы и методы повышения двигательной активности детей старшего школьного возраста
ГЛАВА 1. ПЛАНИРОВАНИЕ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ
1.1. Понятие и виды планирования
Планирование физического воспитания представляет собой предварительную разработку и определение целевых установок и задач, методики, содержания, форм организации и методов учебно-воспитательного процесса с конкретными обучающимися на предстоящий период деятельности.
По срокам планирование может быть: перспективным, текущим (этапным) и оперативным.
Перспективное планирование является планированием на длительный срок, например, на год или несколько лет. При этом распределение программного материала осуществляется по годам обучения.
Текущее планирование осуществляется на какой-либо этап работы. В общеобразовательной школе текущее планирование обычно проводится на учебную четверть.
Оперативное планирование – это составление плана на ближайшее время (на предстоящее занятие) [21]
Планирование всегда предполагает творческий подход, требует глубоких разносторонних профессиональных знаний и практического опыта, так как оно не определяется только жесткими рамками методических предписаний.
1.2. Требования к планированию в физическом воспитании
К планированию в физическом воспитании предъявляют следующие требования:
Направленность педагогического процесса должна быть целевой, т.е. должна определяться конечная цель этого процесса и этой цели подчиняется все его содержание, методы и формы организации достижению поставленной цели. Намеченные цели должны быть реальными. Преподаватель должен оценить возможности ее достижения, что определяется подготовленностью занимающихся, затратами учебного времени, наличием материально-технической базы и пр. [18].
С установлением цели создается конкретная перспектива в педагогической работе.
Цель конкретизируется целой системой подчиненных частных или промежуточных педагогических задач, определяется последовательность и сроки их реализации. Все входящие в план задачи должны быть сформулированы ясно, однозначно, легко поддаваться оценке и контролю. Планирование задач педагогического процесса должно быть всесторонним.
Исходя из поставленной цели необходимо достаточно полно предусмотреть образовательные, общевоспитательные, оздоровительные задачи и наметить средства, методы и формы организации занятий, соответствующие им [15, 21].
Необходимо учитывать закономерности физического воспитания. Планирование будет эффективным, если оно основывается на объективных закономерностях физического воспитания, соответствующих им педагогических принципах. Планирование процесса физического воспитания должно также учитывать возрастные биологические и психологические закономерности возраста учащихся.
Планирование должно быть конкретным, намеченные задачи, средства и методы физического воспитания должны соответствовать подготовленности учащихся и условиям занятий [21].
Степень конкретизации определяется временным периодом, на который составляется план. Чем меньше срок, тем в большей степени конкретизируется план. Самым конкретным планом является план-конспект одного урока (занятия).
1.3. Методическая последовательность планирования
При разработке любого плана желательно соблюдать следующую последовательность основных операций [20].
Поучить определенные сведения о контингенте занимающихся, для которого предстоит составить план: состояние здоровья, уровень физической подготовленности и др. Без этого нельзя полноценно осуществить планирование.
Кроме того, при проведении курса физического воспитания в общеобразовательной школе эти данные необходимы для подбора однородных по составу групп с учетом состояния здоровья и уровня подготовленности учащихся. Необходимо определить и конкретизировать цели и задачи учебно-воспитательного процесса в соответствии с определенным контингентом учащихся и конкретными условиями ведения занятий [1, 5, 9].
Установить нормативы и требования, которые должны быть выполнены учащимися на соответствующих этапах, исходя из поставленных задач.
Определить разделы программы занятий, рассчитать учебное время на разработку теоретического и практического содержания программы, ее прохождение.
Наметить рациональную последовательность прохождения теоретического и практического учебного материала по периодам, этапам, отдельным занятиям и уточнить объем и интенсивность нагрузок.
Определить общую организацию работы по реализации плана, подобрать для решения поставленных педагогических задач методы и формы занятий.
В заключение оформить сводный текстуально-описательный либо табличный план. При этом необходимо согласовать все его разделы, пункты, параметры нагрузок и т.д. [14, 15, 16]
Таким образом, планирование носит последовательный характер и осуществляется по признаку от общего к частному.
1.4. Характеристика основных документов планирования в физическом воспитании
В физическом воспитании основными документами планирования являются учебный план, учебная программа, план-график учебного процесса, рабочий (тематический) план, расписание занятий, планы-конспекты занятий.
По своему функциональному назначению все документы планирования можно разделить на три типа [21].
1. Документы, которые определяют основную направленность и содержание учебного процесса в школе. К ним относятся учебный план и учебная программа, которые являются государственными и обязательными для выполнения.
Учебные планы и программы по физическому воспитанию разрабатываются государственными
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арзуманов С. Г. Физическое воспитание в школе. Практические советы преподавателям; Феникс – Москва, 2009. – 448 c.
2. Барчуков, И.С. Физическая культура и физическая подготовка: Учебник. / И.С. Барчуков и др. – М.: Советский спорт, 2013. – 431 c.
3. Бикмухамедов Р. К. Содержание процесса физического воспитания в системе педагогического образования // Теория и практика физической культуры. – 2003. – N 7. – С. 45-50
4. Вайнбаум Я.С., Коваль В.И., Родионова Т.И. Гигиена физического воспитания и спорта.М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 240 с
5. Василевская Е. С. Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного дня начальной школы; ИД "Белый Ветер" – Москва, 2007. – 804 c.
6. Воробьева, Н. Л. Игры и спортивные развлечения в школе и оздоровительном лагере для детей подросткового возраста / Н.Л. Воробьева. – М.: АРКТИ, 2013. – 200 c.
7. Каинов, А.Н. Физическая культура 1-11классы: комплексная программа физического воспитания учащихся В.И. Ляха, А.А. Зданевича. / А.Н. Каинов, Г.И. Курьерова. – М.: Советский спорт, 2013. – 171 c.
8. Качашкин, В. М. Методика физического воспитания / В.М. Качашкин. – М.: Просвещение, 2015. – 304 c.
9. Ковалько В. И. Поурочные разработки по физкультуре; ВАКО – Москва, 2012. – 400 c.
10. Найминова, Э. Б. Спортивные игры на уроках физкультуры : книга для учителя / Э. Б. Найминова. Ростов н/Д : Феникс, 2001. – 256 с.
11. Настольная книга учителя физической культуры / авт.-сост. Г. И. Погадаев ; предисл. В. В. Кузина, Н. Д. Никандрова. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Физкультура и спорт, 2000. – 496 с
12. Осинцев, В. В. Лыжная подготовка в школе: 1-11 кл. : метод. пособие / В. В. Осинцев. М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 272 с.
13. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физической культуре / Авт.-сост. А.П.Матвеев, Т.В.Петрова. – М.: Дрофа, 2000.
14. Сальников В. А. Индивидуальные различия как основа оптимизации спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. – 2003. – N 7. – С. 2-9
15. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура» : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю. Д. Железняк [и др.] ; под ред. Ю. Д. Железняка. 4-е изд., перераб. М. : Академия, 2010. 272 с.
16. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. Ю.Ф. Курамшина. – М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.
17. Фёдорова, Н. А. Физическая культура. Подвижные игры. 9-11 классы / Н.А. Фёдорова. – М.: Экзамен, 2016. – 973 c.
18. Физическая культура. 10-11 классы. Сборник элективных курсов. – М.: Учитель, 2016. – 216 c.
19. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. 8-е изд., стер. М. : Академия, 2010. – 480 с.
20. Янсон Ю. А. Физическая культура в школе. Научно-педагогический аспект. Книга для педагога; Феникс – Москва, 2009. – 640 c.