Фрагмент для ознакомления
2
Вопрос 12. Методы изучения влияния факторов в АХД
Технически, процедура состоит в сборе первичной информации о материальных ценностях и нематериальных активах, затем сведения отражаются в учетных программах, систематизируются и готовится единая отчетная форма. Анализ финансового состояния предприятия, группы компаний или целого государства — задача бухгалтеров, сотрудников налоговых служб, инвестиционных банков.
Преимущество анализа финансов состоит в комплексном подходе: первичная информация группируется по экономическому смыслу (например, доходы и обязательства), структуре (оборотные активы и основной капитал), временным рамкам (краткосрочные и долгосрочные вложения). Эффективность оценки зависит от полноты и достоверности предоставленных первичных данных: анализ финансов проводится на основе бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, а также промежуточных показателей внутренней CRM-системы организации.
Аналитика финансового положения проводится с помощью системы показателей, учитываются данные предыдущих периодов и прогнозы развития. Например, нефтеперерабатывающие компании включают в состав активов стоимость неосвоенных месторождений, учитывают динамику цен на топливно-энергетические ресурсы. Выделяют следующие методы:
• Горизонтальный метод — последовательное сравнение стоимости активов в текущем и предыдущем периодах. Такой вариант подходит компаниям с обилием имущества на балансе: строительным фирмам, производственным предприятиям.
• Структурный метод — определение удельного веса (доли в общей стоимости) каждой группы активов на текущий момент. Способ применяют организации, регулярно реализующие активы: компании «полного цикла», посредники, логистические предприятия.
• Трендовый метод — сравнение удельных весов каждого актива в текущем и предыдущем периодах. Развернутый анализ применяется для построения прогнозов развития, оценки долгосрочной прибыльности предприятия.
• Метод сравнения коэффициентов — расчет соотношения между группами активов, представленных в бухгалтерской или управленческой отчетности. Такой вариант определяет взаимосвязь между разделами баланса, позволяет выделить наиболее прибыльную категорию.
• Пространственный метод — сопоставление показателей юридического лица с цифрами конкурентов, среднеотраслевыми, нормированными показателями. Методика используется при выработке долгосрочной стратегии развития компании, перед выходом на новый рынок.
• Факторный метод анализа — оценка влияния внешних событий на финансовое положение организации. Такой способ актуален в условиях нестабильного положения на рынке, резких изменений хозяйственного строя страны.
В зависимости от способа обработки данных, разделяют прямой (рассмотрение исходных сведений) и возвратный (работа с ретроспективными, обобщенными показателями) метод анализа финансов.
Анализ финансовых показателей дает собственникам организации развернутую картину текущей экономической ситуации и перспектив развития бизнеса.
1. Применение относительных величин. Финансовые показатели оцениваются относительно предыдущих периодов, нормативных показателей по отрасли (или рынку), данных конкурентов.
2. Потребность в полной и достоверной информации. Развернутый анализ финансовых показателей возможен при наличии всех сведений на начало и конец рассматриваемого периода.
Оценка финансов – это комплексная оценка финансовой деятельности компании. Основная цель ее проведения – получить небольшое количество основных показателей, которые дают точную и объективную картину о деятельности компании. Очень важны показатели финансовой оценки, которые дают информацию о прибыли и убытках предприятия, структуре активов и пассивов, о состоянии дебиторской и кредиторской задолженности. Очень важно получить сведения не только о текущей деятельности компании, но и спрогнозировать результаты на ближайшее будущее, то есть рассчитать параметры финансового состояния на перспективу.
Функции финансового анализа
1) Объективная и своевременная оценка финансового состояния учреждения.
2) Установление «слабых» сторон финансового состояния и выявление причин их образования».
3) Финансовая оценка достигнутых результатов и причин достигнутых показателей.
4) Разработка и обоснование принимаемых управленческих решений по вопросам финансовой деятельности компании.
5) Выявление и использование резервов для улучшения финансового состояния фирмы, повышение эффективности и рентабельности производства.
6) Прогнозирование возможных финансовых результатов при различных вариантах использования ресурсов.
Финансовая оценка предприятия: основные методы ее проведения
1) Временной (горизонтальный) анализ.
Его суть заключается в сравнение каждой статьи финансового отчета с предыдущим периодом. Для проведения горизонтального анализа строится несколько аналитических таблиц, в которых указываются данные баланса предприятия и относительные темпы роста или снижения в процентном выражении.
2) Структурный (вертикальный) анализ.
Определение структуры показателей финансов предприятия с выявлением влияния каждого значения на финальный результат в целом. Данная финансовая оценка организации позволяет определить удельный вес отдельной статьи баланса в общем результате. Обязательным элементом данного вида анализа являются динамические ряды этих значений. С помощью их можно отследить и спрогнозировать структурные изменения в активе баланса, определить источники их покрытия.
Данные два вида анализа дополняют друг друга. На практике экономист ведет аналитические таблицы, которые характеризуют структуру бухгалтерского баланса и динамику отдельных финансовых показателей.
3) Трендовый анализ.
Сравнение каждого показателя отчетности с предыдущими периодами и определение тренда, то есть тенденции изменения данного результата, очищенной от случайного влияния особенностей отдельных периодов. На основании тренда проводится оценка финансового состояния предприятия на будущие периоды, осуществляется прогнозный анализ всех показателей.
4) Анализ относительных коэффициентов.
Расчет отношений отчетности, выявление взаимосвязи между полученными показателями.
5) Пространственный (сравнительный) анализ.
Анализ отдельных показателей дочерних компаний, подразделений, отделов, сравнение их с данными фирм-конкурентов, у которых схожие общеэкономические результаты.
6) Факторный анализ.
Определение влияние отдельных факторов на финальный показатель. Данный вид анализа может быть прямым – дробление результативного показателя на составляющие
Фрагмент для ознакомления
3
а) основная литература:
1. Спиридонова Н. Теоретический анализ экономических систем: учебное пособие/ Н. Спиридонова.- СПб.: Питер, 2013.- 240 с.
2. Шадрина Г.В. Экономический анализ: учебник для вузов/ Г.В. Шадрина.- М.: Юрайт, 2014.- 515 с. (ГРИФ)
б) дополнительная литература:
1. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебник / Л.Н. Чечевицына, К.В. Чечевицын. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – 368 с.
2. Вартанов А.С. Экономическая диагностика деятельности предприятия: организация и методология: Учеб. пособие / А. С. Вартанов. – М.: Финансы и статистика, 2014. – 326 с.
3. Вахрушина, М.А. Управленческий анализ: вопросы теории, практика проведения: монография / М.А.Вахрушина, Л.Б.Самарина. - М. : Вузовский учебник, 2012. - 142 c.
4. Любушин, Н. П. Экономический анализ: учебник / Н. П. Любушин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 575 с.
5. Маркарьян, Э.А. Экономический анализ хозяйственной деятельности : учеб. пособие / Э.А. Маркарьян. - М.: КноРус, 2014. - 550 с.
6. Пласкова, Н. С. Экономический анализ: стратегический и текущий аспекты, российская и зарубежная практика / Н. С. Пласкова. – М.: Эксмо, 2010. – 702 с.
7. Савицкая, Г.В. Теория анализа хозяйственной деятельности: учеб. пособие / Г.В.Савицкая. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2010. - 301 c.
8. Савицкая, Г. В. Экономический анализ: учебник / Г. В. Савицкая. – М.: Инфра-М, 2011. – 647 с.
9. Экономический анализ. Основы теории. Комплексный анализ хозяйственной деятельности организации: учебник / [Н. В. Войтоловский и др.]. – М.: Юрайт: ИД Юрайт, 2011. – 507 с.
10. Экономический анализ: учебник / [Ю. Г. Ионова и др.]. – М.: Московская финансово-промышленная академия, 2012. – 426 с.