Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современном обществе каждый человек должен быть экологически образован, так как только в этом случае можно адекватно оценивать последствия практической деятельности в ходе взаимодействия с природой. Сегодня экологическая ответственность тесно связана с экологическим воспитанием, а также с такими качествами личности, как постоянное развитие самоконтроля, умения предвидеть ближайшие и отдаленные последствия собственных действий, критическое отношение к себе и другим. Соблюдение требований, которые тесным образом связаны с отношением к природе, которое предполагает развитую убежденность, а не страх за возможное наказание и осуждение со стороны окружающих. В современных образовательных учреждениях по всему миру, значительное внимание стало, уделяется уже не только наблюдению за сезонными изменениями, но гораздо стали шире стали использоваться эмпирические и теоретические методы познания мира.
Актуальность данной работы обусловлена общей необходимостью многостороннего рассмотрения и изучения экологических вопросов студентами, с целью выявления их взаимосвязей и взаимозависимостей в процессе формирования экологической культуры восприятия окружающего мира.
Объектом исследования являются студенты …..
Предметом исследования является отношение студентов … к экологической ситуации в г. Омске.
Цель данной работы состоит в исследовании отношения студентов к экологической ситуации в городе Омске и ….
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме экологического образования.
2. Определить содержание экологического представления у студентов.
3. Выявить отношение студентов к экологической ситуации в городе Омске.
4. Провести исследование отношения студентов к экологической ситуации в городе Омске.
1. Теоретическая часть программы исследования
1.1. Описание проблемной ситуации и формулировка проблемы исследования
Коля, у тебя тема не экологическое образование, а экологическая ситуация!!! Об этом и надо писать. Нужно написать об экол.ситуации в крупных городах России и в Омске, какое место по данным Росстата занимает Омск в списке самых грязных городов России и что поэтому мы и проводим это исследование. Экологическое содержание образования направлено, прежде всего, на формирование отношений, представляющих из себя сплав знаний, чувств и действий. Оно включает научно-познавательный, ценностный, нормативный и деятельностный аспекты. Научно-познавательный аспект природопользования позволяет воспринять природу как единое целое, где объекты неживой и живой природы тесно взаимосвязаны. Ценностный аспект обосновывает необходимость охраны природных объектов, комплекс нравственных, эстетических, познавательных, практических, санитарно-гигиенических и других ценностей и их значение в жизни человека.
Нормативный аспект отражает нормы поведения человека в природе, знакомит с ними, приучает действовать в соответствии с ними.
Деятельностный аспект предусматривает усвоение соответствующих знаний норм и правил, позволяющих оказывать реальную помощь растениям и животным, воспроизводить природные ресурсы [22].
Эти аспекты лежат в основе определения основных задач экологического образования, которые требуют:
- доказать, что в природе все взаимосвязано;
- помочь понять, для чего человек должен знать природные связи: для того, чтобы не нарушать их, ибо нарушение людьми природных связей влечет за собой отрицательные последствия (и для природы и для самого человека;
- Строить свое поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков [11, С. 32].
Основными тенденциями в развитии высокого качества экологического образования являются:
1) Проводимая образовательная политика, которая характеризуется последовательностью (координация органов государственной власти в соответствии с целями образования).
2) Соотнесение целей образования с ценностями общества (например, в Финляндии – обеспечение равенства возможностей людей).
3) Уважение и одновременно жесткие требования к профессии учителя.
4) Инвестиции в фундаментальные исследования.
5) Финансовые потоки, направленные на экологическое образование.
6) Независимая оценка результатов деятельности школ.
7) Различные подходы к образованию, реализация специальных педагогических технологий.
8) Организация образовательных ресурсов, создание благоприятной учебной среды с учетом культурного контекста и местных условий.
9) Хорошая инфраструктура, и как следствие качественное обучение.
10) Обеспечение поэтапного развития учащихся, воспитание.
11) Обязательна межпредметная интеграция, проблемное обучение, работа в группах, организация самостоятельной работы, дистанционное обучение.
12) Свободный выбор учебных пособий.
13) Объективные методы оценки результатов обучения на этапах.
14) Использование интернет-технологий (Европейская сеть по педагогическим исследованиям, оцениванию, эффективности и инновациям) [13, С. 29].
Здесь процесс формирования познавательных действий основан на активизации их познавательных потребностей.
Формирования экологической культуры проявляется в том, что обучающийся отражает в деятельности принцип бережного отношения к природе формирует умение решать экологические задачи без ущерба для окружающей среды, укрепляется в стремлении сохранить красоту природы. На этом уровне непосредственный личный опыт пополняется новым содержанием и посильным вкладом в улучшение ее состояния, а также сознательным соблюдением норм и правил поведения в окружающей среде. Все это проявляется в действительной заботе о представителях растительного и животного мира с использованием полученных знаний, умений и навыков в экологической деятельности.
1.2 Выбор объекта исследования
У тебя объект – это студенты – нужно написать каких студентов ты опрашивал и почему.Методика преподавания экологии опирается на основные дидактические принципы, с учетом своеобразия изучения природоведческого материала. В Германии была развернута широкомасштабная работа по образованию в окружающей среде, ее анализ представлен в обстоятельных исследованиях А. К. Шульженко [24, С. 29].
Эта работа началась в 70-е годы XX века, сразу после того, как международная общественность проявила тревогу о состоянии природы на планете. Решающее значение на первых порах имели группы гражданских инициатив, которые занимались защитой окружающей среды, активно выступали против загрязнения, стремились улучшить положение в своих микрорайонах. Экологическое образование уже на самой ранней стадии — представляет собой систему наук о природе, в совокупности естественных наук, взятых как единое целое.
Понятие «природа» в процессе воспитания определяется с философской точки зрения как все сущее, то есть весь окружающий человека мир в многообразии его форм, во всем бесконечном многообразии проявлений. Таким образом, это объективная реальность, которая существует вне человеческого сознания. Природа, с этих позиций, не имеет ни начала, ни конца, то есть она бесконечна в пространстве и времени, при этом она находится в непрерывном изменении и движении [24, С. 36].
Естествознание в качестве учебного предмета очень тесно связано с различными науками о природе, однако между школьным предметом и естественными науками есть серьёзные различия по цели, как объему, так и структуре, а также методам и форме изложения.
Целью естественных наук является, получение исследовательским новых данных о природе. В отличие от исследовательского подхода методика изучает закономерности педагогического процесса обучения студентов основам наук о природе, а не сами закономерности развития природы.
Таким образом, цель предмета экологии в изучении студентами состоит в том, чтобы непосредственно сообщать детям различные элементарные сведения о фактах и закономерностях, которые уже добыты наукой, и на основе их изучения вырабатывать у студентов простейшие навыки исследовательской работы в рамках курса экологического образования.
Необходимо отметить, что при этом информация очень тщательно отбирается с учетом различных особенностей учащихся. Структура знаний, а также форма их изложения в учебном предмете непосредственно определяются общепедагогическими и различными специфическими принципами, которые свойственны методике естествознания [24, С. 110].
Так как непременными условиями для саморазвития являются ответственность, инициативность, самостоятельность и творчество, а также выработка собственного стиля индивидуальной учебной деятельности, то обучаемый всегда должен сначала учатся оценивать значимость и трудность заданий, а также временных затрат, и учатся рассчитывать свои силы, учатся прогнозировать различные возможные последствия, а также планировать результаты учебной деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
Литературу, ранее 2012 года не использовать
1. Болотова А. К., Жуков Ю. М., Петровская Л. А. Социальные коммуникации: учебное пособие. — М.: Гардарики, 2008. — 279 с.
2. Бориснев С. В. Социология коммуникации: Учеб. пособие для вузов. — М., 2003. – 280 с.
3. Борисова Т.С. Активность и инициативность как основа формирования социальной ответственности учащейся молодежи // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. - 2011. - Вып. 1(103). - C. 131-136.
4. Ворошилов В. В. Теория и практика массовой коммуникации : учебник / В. В. Ворошилов. - СПб., 2006. – 180 с.
5. Ворошилов В. В. Теория и практика массовой информации : учебник / В. В. Ворошилов. - СПб., 2006. – 320 с.
6. Гаврилов А.В., Гаврилова Л.А. Дидактические принципы экологического образования студентов в высшей школе // Материалы III Междунар. научно-практ. конф. «Профессиональное образование на рубеже тысячелетий: непрерывность и интеграция – состояние, проблемы и перспективы развития». Ч. I. (Минск, апрель, 1999).
7. Григорьева Е.В. Методика преподавания естествознания Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Педагогика и методика начального образования». — М., 2008. – 280 с.
8. Гужин Г.С., Тюрин В.Н., Нагалевский Ю.Я и другие. Экология Краснодар, 2011. – 280 с.
9. Емельянова Т. П. Представления о гражданской ответственности в обыденном сознании // Психология человека в современном мире : (материалы Всерос. юбил. науч. конф., посвящ. 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна, 15-16 окт. 2009 г.) / Рос. акад. наук, Ин-т психологии ; отв. ред. А. Л. Журавлев [и др.]. - М. : Ин-т психологии РАН , 2009 - Т. 5 : Личность и группа в условиях социальных изменений. - 2009. – 320 с.
10. Колесов В.И. Формирование гражданской ответственности учащихся старших классов в условиях современного социума 2011. - 152 с.
11. Методика преподавания естествознания. Учеб. Пособие для студ. учреждений среднего проф. образования. – / Аквилева Г.Н., Клепнина З.А. - М., 2011 – 240с.
12. Методика преподавания естествознания// Козина Е.Ф., Степанян Е.Н. . - М., 2014. – 280 с.
13. Мясников В.А., Найденова Н.Н., Тагунова И.А. Стандартизация общего образования в зарубежной педагогике. Монография. М.: ИТИП РАО, 2008.
14. Родионов В.П., Ступицкая М.А., Кардашина О.В. Я и другие. Тренинг социальных навыков. Ярославль, Академия развития, 2011. – 280 с.
15. Педагогика высшей школы: Учебное пособие/ Р.С. Пионова. – Мн.: Высш.шк., 2005. – 303 с.
16. Панасюк А. Ю. Формирование имиджа. Стратегия. Психотехники. Психотехнологии / А. Ю. Панасюк. – М.: Омега-Л, 2006. – 272 с.
17. Паровозов, И. Интернет-общение. – М.: Изд-во МГУ, 2004. – 56с.
18. Прохоров А. Социальные сети и Интернет // Компьютер Пресс // [Электронный ресурс]. – URL: http://www.compress.ru/article.aspx?id=16723&iid=776.
19. Сахно А.В. Экологическое воспитание учащихся. – Мн.: Красико-Принт, 2005. – 128 с.
20. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Как обучать экологии. М.: Просвещение, 2009. – 180 с.
21. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 2008. – 320 с.
22. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://fcior.edu.ru/
23. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. 2-е издание, перераб. и доп. – М.: Высш. школа. – 2010. – с. 576
24. Шульженко А. К. Экологическое воспитание: Европейский опыт: учебное пособие. – М., 2013. – 280 с.
25. Шульженко А. К. Концепция устойчивого развития в практике экологического воспитания европейской школы // Опыт экологического воспитания. Информационно-методическое пособие. – М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2014. – 180 с.