Фрагмент для ознакомления
2
Глава 2. Эмпирическое исследование развития математических представлений у детей дошкольного возраста
Глава 2. Методические основы использования моделирования при формировании математических представлений дошкольников
Для диагностики уровня математических представлений у детей, первоначально сравним программы в ДОУ «Детство» и «От рождения до школы»:
Программа «Детство» (Дошкольное образование) ориентирована на всестороннее развитие ребенка дошкольного возраста, а именно ее разделы направлены на развитие интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, волевого, личностного потенциала. Данная программа позволяет осуществить введение ребенка в окружающий мир через взаимодействие с миром природы, с людьми, с культурой.
Приоритетным направлением в этой программе выступает социализация ребенка, через осознание своих возможностей и способностей.
Данную программу разрабатывали на базе гуманистической педагогики и личностно-деятельностного подхода, в которой заложены следующие теоретические положения:
- положения А.В. Запорожца, в котором звучит, что необходимо ориентироваться на возможности возраста для того, чтобы усилить развитие ребенка;
- теория целостного развития личности ребенка, ориентирующая исследователей на такие новообразования возраста, как возрастные особенности, половая идентификация (это качества ребенка как индивида), развитие индивидуальных черт, формирование ребенка как субъекта деятельности;
- субъект-субъектное взаимодействие, в котором основные участники - это взрослый и ребенок, выполняющие сотрудническую деятельность.
Анализируя раздел «Первые шаги в математике» по программе «Детство», который включает в себя подразделы «Свойства», «Отношения», «Числа», «Сохранение», «Алгоритм», можно выделить основные моменты, которые являются методологическими в ней:
- программа «Детство» по содержанию математических знаний соответствует традиционной программе, но в этой программе развивающая направленность. Все задания, развивая математические знания, параллельно развивают внимание, мышление, память.
- детям формируют базовые знания по математической логике, эквивалентности, порядку, алгоритму.
- в воспитательно-образовательном процессе преобладает идея личностно-ориентированной модели поведения и воспитания детей.
- делается акцент на развитие познавательных способностей детей.
- инновационным моментом выступает переструктурирование и обновление знаний детьми и представление об окружающем. Все эти знания соединяются с трудовой деятельностью дошкольников.
Действия моделирования в этой программе используются в играх и упражнениях.
Очень распространены кодовые карточки, где обозначены свойство блоков по цвету, форме, размеру, толщине. С помощью карточек дети развивают способность замещать, моделировать свойства, кодировать, декодировать информацию. Например, раскладывая карточки со свойствами блока, дети внешне создают своеобразную модель. Дети переходят от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому мышлению.
С помощью моделирования дети находят фигуры по цвету, размеру, толщине. Например: найди красную фигуру треугольника, круга, квадрата и т.д.
С помощью игр и упражнений дети осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одной какое-нибудь свойство. После чего дети учатся анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать по свойствам предмет.
Очень доступное для воспитателей и родителей упражнение с палочками Кюизенера.
Палочки представляют собой цветные числа сечение 1 см, а длина 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10 см. Каждая палочка представляет число, выраженное цветом и величиной. С помощью этих палочек моделируются числа, свойства, отношения, зависимости цвета и длины.
Детям интересно заниматься с этими палочками, у них развивается активность, самостоятельность.
Игра «Собери цепочку» дети ищут недостающий конец цепочки, а в игре «Автотрасса» у детей развивается способность анализировать, абстрагироваться, умение действовать по правилам.
Таким образом, выделяя основные моменты в разделе «Первые шаги в математике» по программе «Детство» можно отметить, основополагающие составляющие:
1. Развитие познавательных и творческих способностей.
2. Включает в себя доматематические, математические виды деятельности и элементы логики и математики.
3. Применяются разнообразные методы и приемы, расширяющие технологии педагогического воздействия: игровые, моделирование, экспериментирование, воссоздание, преобразование, конструирование.
4. Заложены основы дидактики: наглядность (блоки Дьенеша, палочки Кюизенера).
5. Разнообразные формы детской деятельности на занятиях: индивидуально-творческая, учебно-игровая, игровой тренинг.
Таким образом, данная программа ориентируется на развитие возможностей и способностей ребенка.
Проанализируем также программу «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Данная программ выдвигает такие основополагающие моменты, как:
- принцип развивающего образования;
- имеет научное обоснование и практическое применение;
- осуществляет единство воспитательных, развивающих, обучающих целей;
- применяется принцип интеграции образовательных областей;
- комплексно-тематическое обеспечение подачи материала;
- осуществляет решение программных образовательных задач при совместной деятельности взрослого и ребенка, учитываю особенность развития детей, дошкольного возраста;
- образовательный процесс, строится на игровой деятельности.
Данная программа не содержит отдельного раздела по развитию математических способностей. В программе есть раздел «Познавательное развитие», который включает в себя несколько блоков:
1. Развитие познавательно-исследовательской деятельности.
2. Приобщение к социокультурной среде.
3. Формирование элементарных математических представлений.
4. Ознакомление с миром природы.
Блок «Формирование элементарных математических представлений» реализуется через программу воспитания и обучения в детском саду под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.
Данный блок начинает внедрять в образовательный процесс, с двух-трех лет, т.е. с первой младшей группы. В программу включены такие разделы, как:
- «Количество и счет»,
- «Величина»,
- «Ориентировка в пространстве»,
- «Геометрические фигуры»,
- «Ориентировка во времени».
В этом блоке выдвигаются основные задачи в образовании:
- развивать умение составлять группу из отдельных предметов или выделять отдельный предмет из группы.
- понимать такие понятия, как «много», «один».
- формировать умение сравнивать две равные или неравные группы предметов.
- формировать навык сравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один предмет или убирать его.
На первом году изучения этой программы предусматривается формирование базовых математических представлений.
Эта программа ставит особым условием – организация предметно-развивающей среды в группе и на участке детского сада.
Такая среда обеспечивает прямое действие детей с предметами, имеющие математическое содержание.
В разделе «Количество и счет» рассматривают множество.
Программа не предполагает четкое решение задач с арифметическими операциями, но при этом программа требует работы над арифметическими действиями. Т.е. дети должны знать сложение, вычитание, деление.
Также программа учитывает такие разделы, как:
- формирование представлений об операциях с множествами.
- формирование представлений о делении целого предмета на равные части, знакомство с объемом, с измерением жидких и сыпучих веществ.
- задачи по развитию у детей чувства времени, формирование умения определять время по часам.
- формируются знания о плоскости, объемных геометрических фигурах, и расширяются знания о геометрических фигурах.
С помощью моделирования используется операция «классификация», которая учит детей распределять предметы по группам сходств и различий. Такие игры, как «Цвет и формы», «Четвертый лишний», «Фрукты-овощи» развивают умение классифицировать предмет.
Для умения «обобщать» используются такие игры, как «Угостим куклу чаем», «Составь картинку».
При моделировании умения ориентироваться на плоскости используют игру «Построим дом», «Найди клад» и т.д.
Игры со строительным материалом развивают логические операции, пространственные отношения, восприятие, мелкую моторику. Дети формируют представления о цвете, величине и т.д.
Таким образом, в данной программе моделирование применяется в различных играх и упражнениях, повышает мотивацию к игре и формирует математические способности.
Сравнивая программу «Детство» с программой «От рождения до школы» в формировании математических представлений можно отметить сходства и различия:
1. В программе «От рождения до школы» преобладает вариативная позиция взрослого (он может выступать в роли учителя, а может быть в роли партнера). Такой подход учитывается в программе «Детство».
2. В программе «От рождения до школы» детям больше предоставляется самостоятельности, проявления индивидуальности. Взрослый организовывает развивающий предметный мир и подключается в любой момент к деятельности ребенка.
Программа «Детство» также ориентируется на данный подход.
3. В программе «Детство» применяются блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, модели. В программе «От рождения до шести» моделирование практически отсутствует.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Антоненко Т.Е. Приемы занимательности // Начальная школа. 2009. № 5.- С.25.
2. Аргинская И.И. Математика / И.И. Аргинская, Е.П. Бененсон, Л.С. Итина. Самара: Учебная литература, 2002. - 196 с.
3. Бакина М. Современные дети, современные игры // Дошкольное воспитание - 2005. -№4. - С.58-60.
4. Белошистая А. Знакомство с арифметическими действиями// Дошкольное воспитание.- 2003.- №8.- С.13
5. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. - М.: ВЛАДОС, 2003. – 240 с.
6. Бугрименко Е.А., Венгер А.Л. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. Томск: Пеленг, 2005. - 411 c.
7. Венгер Л.А. Психология: учебное пособие / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. М.: ПРОСПЕКТ, 2008. - 336 с.
8. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., Смысл, 2001. - 233 с.
9. Гончар В.В. Модульное оригами. М.: Айрис-пресс, 2008. - 233 с.
10. Гурвиц В.Н. Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по художественному конструированию // Преподаватель ХХI век. 2010. Т. 1. №4. - С.112-114.
11. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 2007. -159 с.
12. Дошкольная педагогика: Учебное пособие / Л.В. Трубайчук, С.Д. Кириенко, С.В. Проняева. Челябинск: ООО «Издательство РЕКПОЛ», 2010. -290 с.
13. Дыбина О. Игра - путь к познанию предметного мира. // Дошкольное воспитание, 2005. № 3. – С. 24-30.
14. Елжова Н.В. Методическая копилка для педагогов дошкольного образовательного учреждения / Н.В. Елжова. Изд. 2-е, перер. и дополн. Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 250 с.
15. Елжова Н.В. Формы работы в дошкольном образовательном учреждении: педсоветы, семинары, методические объединения / Н.В. Елжова. Ростов н/Д: Феникс, 2010.- 245 с.
16. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 220 с.
17. Заваденко Н. Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. М.: Школа-Пресс, 2000. - 112 с.
18. Запорожец А.В. Особенности психологии детей раннего и школьного возраста. М., Владос, 1985. - 148 с.
19. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ /под ред.О.В. Дыбиной. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 120 с.
20. Козлина А.В. Уроки ручного труда в детском саду и начальной школе. М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 64 с.
21. Комарова Т.С. Детское художественное творчество: Методическое пособие для воспитателей и педагогов. М., 2005. - 211 с.
22. Липчанская И.А. Контроль функционирования и развития ДОУ: методические рекомендации. - М.: ТЦ Сфера, 2012. – 328 с.
23. Маркова Л.С. Управленческая деятельность руководителя социального учреждения. М., 2013. – 268 с.
24. Михайлова З.А. Носова Е.А., Столяр А.А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 220 с.
25. Никишина И.В. Диагностическая и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях. - Волгоград, 2014. – 300 с.
26. Общая психология: Учебн. пособие для студентов вузов / Под ред. А.В. Петровского. М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 462 с.
27. Панфилова А.П. Психология общения: учебник для студентов учрежд. сред. профессионального образования. М.: Издательский центр «Академия», 2014. 368с.
28. Парамонова Л.А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Теория, практические рекомендации, конспекты занятий для слушателей курсов повышения квалификации и читателей, интересующихся темой детского конструирования // Дошкольное образование. 2008. №18. - С.33.
29. Розин С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека. СПб.: Речь, 2006. - 365 с.
30. Роль педагога в процессе формирования познавательной активности детей дошкольного возраста / Сборник научных статей преподавателей и аспирантов.- Балашов: Изд-во БФ СГУ 2001. - С. 27-30.
31. Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании. // Дошкольное воспитание №1, 2006. - С.21.
32. Сажина С.Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ: методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008. – 190 с.
33. Сапогова В.Д. Шестилетний ребенок: Вопросы и ответы. Тула: Приокс.кн. изд.-во, 1992. - 206 с.
34. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. - М.: Просвещение, 1991.- 220 с.
35. Федоренко Е.Ю. Возможности развивающей системы образования для гиперактивных детей. М., Речь, 2007. - С.232-236.
36. Хоменко И.Н. Психологическая диагностика, игровые технологии. -Волгоград: издательство «Учитель», 2012 . - 85 с.
37. Хоменко И.Н. Психологическая диагностика, игровые технологии. Волгоград: издательство «Учитель», 2009 . - 85 с.
38. Хрестоматия по детской психологии: Сост. и ред. Г.В. Бурменская: - М: Институт практической психологии, 1996. - С. 133.
39. Чутко JI.C. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью у детей и подростков. СПб.: Издательский дом СПб МАПО, 2004. -112 с.
40. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Знание, 1974 . - 64с.