Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Государство проявляет себя посредством осуществления государственной власти. Государственная власть – понятие разноаспектное. Оно выражается в за-конодательствовании, осуществлении прокурорского надзора и правосудия в управлении государством. Каждому из этих самостоятельных типов деятельности государства соответствуют закреплённые на законодательном уровне системы государственных органов. Все они призваны решать основные цели и задачи страны. Между ними происходит известное разделение труда, согласно которому определяется целевое назначение каждого из типов деятельности страны. Консти-туция России, уставы конституции и субъектов России на юридическом уровне закрепляют системы органов исполнительной власти, связывая с их деятельно-стью управленческие функции от имени государства. Для государственного управления (в отличие от других типов государственной деятельности), харак-терными являются следующие черты:
1) оно осуществляется не всеми, а только специализированными субъекта-ми, т. е. органами исполнительной власти – это специальный тип государствен-ных органов, который предназначен исключительно для целей управленческой деятельности. Термин «государственное управление» для характеристики дея-тельности других органов государства, например, Парламента, органов проку-ратуры, судов и т. д. Наименование органов соответствует их деятельности;
2) служебная роль государственных органов проявляется в главных направлениях осуществляемой ими деятельности, т. е. в их назначении. Именно на этом основании происходит разделение труда между ними.
Государственное управление имеет главным направлением своей деятельно-сти исполнение законов и других законодательных актов. Осуществляющие дан-ный тип деятельности государственные органы в совокупности образуют испол-нительный аппарат государства. Он создаётся для проведения в жизнь законов и важных решений страны.
Таким образом, исполнение является основным признаком государственно-го управления как самостоятельного типа государственной деятельности. Госу-дарственные органы действуют на основании и во исполнение законов. Значи-мость исполнительной деятельности очевидна, исполнение требований общих правил и норм, которые устанавливают органы государственной власти, а также исполнение собственных решений является важнейшим условием эффективного функционирования всей системы хозяйственного, административно-политического и социально-культурного строительства.
Поэтому тема курсовой работы является актуальной.
Степень изученности темы. С принятием в декабре 1993 г. Конституции Российской Федерации и появлением института местного самоуправления, уче-ными стали исследоваться проблемы муниципальной власти через призму ре-формирования российского общества, демократизации и межбюджетных отно-шений. Была проведена исследовательская работа в области проблем муници-пальной власти, муниципальных образований. Можно выделить работы О.Е. Ку-тафина, В.И. Фадеева, С.И. Рыженкова, Н.В. Винника, С.С. Митрохина, Л.И. Прониной, С.Ю. Фабричного, Л.В. Гильченко, Н.М. Великой, В.Я. Гельмана.
Ряд авторов рассматривает местное самоуправление в системе государ-ственного управления, характеризуя его конституционно-правовые основы, принципы и модели взаимоотношений между местным самоуправлением и демо-кратическим государством, перспективы развития института в политической си-стеме с учетом отечественного и зарубежного опыта.
Проведенный анализ степени изученности темы, ее актуальность позволили избрать в качестве объекта исследования местное самоуправление в системе пуб-личной власти в Российской Федерации.
Объектом исследования являются функции государства и муниципальных образований в области государственного и муниципального управления, предме-том – степень их влияния на деятельность аппарата в области государственного и муниципального управления.
Целью курсовой работы является исследование основных направлений дея-тельности в системе государственного и муниципального управления.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач, таких как:
описать структуру органов государственного и муниципального управ-ления;
проанализировать нормативно-правовое обеспечение деятельности орга-нов государственного и муниципального управления;
рассмотреть функции государства и государственного управления;
провести анализ проблем государственного и муниципального управле-ния на современном этапе;
охарактеризовать пути совершенствования механизма государственного и муниципального управления.
Теоретической основой курсовой работы являются работы Л, Апсон, Д. Брэдфорда, H.H. Клища, Р. Мальта, У. Оатса, И. Прокопенко, X. Хиетера, П.Д. Эпштейна и др.
Методологической основой настоящей курсовой работы являются теорети-ческий анализ нормативно-правовой и тематической документации и литературы, сравнение точек зрения разных авторов, обобщение и анализ полученной ин-формации.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Структура органов государственного и муниципального управления
Государственное управление в Российской Федерации на современном эта-пе осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную власть. При этом все ветви власти в рамках своих пол¬номочий являют-ся самостоятельными.
Понятие «государственное управление» используется широко в зарубежной и отечественной научной литературе, а также в законодательстве многих стран. Более 70 лет он употреблялся и в России, тем самым давая конституционные ос-нования для выделения этого вида государственной деятельности.
Однако Конституция Российской Федерации 1993 года от этого понятия от-казалась. Вместо него внедрен в оборот новый термин – исполнительная власть. Однако, поскольку деятельность исполнительной власти тесно сопряжена с твор-чеством законодательной, по мнению автора данной работы, рассматривая во-просы государственного управления, можно все же рассматривать их в связке.
Опираясь на выделяемые конституционно на основе разделения властей структурные подразделения государственного механизма и учитывая функции, выполняемые составляющими их органами, иными словами на основе структур-но-функционального анализа, можно выделить структуру, которая образует ме-ханизм современного Российского государства.
1. Президент РФ. Президент РФ как глава государства не относится непо-средственно к какой-либо одной из трех выделенных ветвей власти. В соответ-ствии с Конституцией РФ, Президент РФ является гарантом федеральной Консти-туции, свобод и прав человека и гражданина. В установленном Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее государственной целостности и независимости, обеспечивает согласованное взаи-модействие и функционирование органов государственной власти.
Президент России определяет основные направления внешней и внутренней политики государства. Он является Верховным Главнокомандующим Вооружен-ными Силами РФНекоторые полномочия, которыми Президент РФ наделен, он реализует совместно с Федеральным Собранием России (к примеру, назначение Председателя Правительства РФ и иных высших должностных лиц Российской Федерации).
2 . Органы законодательной и представительной власти. Представительным и законодательным действующим постоянно органом Российской Федерации яв-ляется Федеральное Собрание. Федеральное Собрание РФ, которое состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы, обладает широкими полномочиями, важнейшее среди которых - издание федеральных законов.
Президент РФ согласно Конституции имеет право налагать вето на закон, принятый Федеральным Собранием РФ. Однако последнему предоставляется право, в свою очередь, при повторном рассмотрении федерального закона его одобрить в ранее принятой редакции большинством (не менее двух третей) голо-сов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Ду-мы. В таком случае этот федеральный закон подлежит подписанию и обнародо-ванию в установленный срок Президентом РФ.
Система законодательных и представительных органов государственного управления как составная структурная часть механизма Российского государства, наряду с Федеральным Собранием РФ, в себя включает также представительные и законодательные органы, образуемые субъектами Российской Федерации.
3. Органы исполнительной власти. В соответствии с Конституцией РФ, ис-полнительная власть Российской Федерации осуществляется Правительством России.
Правительство РФ:
- разрабатывает и представляет федеральный бюджет Государственной Ду-ме РФ и обеспечивает его выполнение;
-представляет отчет об исполнении федерального бюджета Государственной Думе РФ;
- обеспечивает проведение единой денежной, кредитной и финансовой поли-тики в Российской Федерации;
- обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в обла-сти науки, культуры, здравоохранения, образования, экологии, социального обеспечения;
- осуществляет управление федеральной собственностью;
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах орга-низации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 18.07.2017) // СПС «Консультант Плюс».
2. Научно-исследовательская программа «Местное самоуправление в Рос-сии: Исторический опыт, современность и перспективы развития», утверждённая Постановлением ВС РФ от 21.12.1992 N 4141-1 // СПС «Консультант Плюс».
3. Бердашкевич А. П. Органы государственной власти: функционал и статус / А. П. Бердашкевич, З. И. Елкибаева // Гос. власть и местное самоупр. – 2013. – № 9. – С. 12-17.
4. Васильев В.П. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие. - М.: ДиС, 2014. - 352 c.
5. Гегедюш Н.С. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие для прикладного бакалавриата. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 238 c.
6. Граждан В. Д. Муниципальная служба : учебник для академического ба-калавриата / В. Д. Граждан. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2015. – 467 с.
7. Кудряшов, К.В. Местное самоуправление и муниципальная служба в Ставропольском крае: возможности для дальнейшего успешного развития / К.В. Кудряшов, А.А. Санькова // Местное самоуправление в России: итоги реформы и перспективы развития: мат-лы науч.-практ. конф., 5 апреля 2013 г. – Ростов-на-Дону: Изд-во ЮРИФ РАНХиГС, 2013. – С. 167-174.
8. Литвак Б.Г. Государственное управление. Лучшие мировые практики. - М.: МФПУ Синергия, 2013. - 624 c.
9. Петров В. И. Государственная и муниципальная служба / В. И. Петров – М. : Юрайт, 2014. –365 с.
10. Наумов С.Ю. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие. - М.: Дашков и К, 2016. - 556 c.
11. Рой О. М. Основы государственного и муниципального управления / О. М. Рой. – 4-е изд. – СПб : Питер, 2013. – 360 с.
12. Санькова, А.А. Анализ основных моделей организации местного само-управления в России / А.А. Санькова // Сборник научно-практической конферен-ции «Человек в сфере социально-гуманитарного познания». – Ставрополь, 2009. – С. 38-42.
13. Санькова, А.А. Системный анализ международно-правовых проблем, последствий и возможных правовых решений Президента Российской Федерации в условиях охлаждения современных российско-турецких отношений / А.А. Санькова, К.В. Кудряшов // Вестник СевКавГТИ. – 2015. – №4 (23). – С.131-135.
14. Чиркин В. Е. Основы государственного и муниципального управления : Учебник. – М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 421 с.