Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Современный экологический кризис актуализирует проблему формирования у детей и молодежи устойчивого ценностного отношения к природе, утверждение в сознании молодого поколения бережной позиции относительно окружающей среды. Анализ школьной практики и результатов специальных исследований показывает, что современная система образования не обеспечивает системного воздействия на личность младшего школьника с целью преодоления чрезмерного прагматизма в отношении окружающей среды. Начальная школа нуждается в эффективных педагогических технологиях, направленных на гармонизацию отношений в системе «младшие школьники окружающая среда», результатом которой должно стать формирование у детей бережного отношения к природе.
Процесс экологического воспитания детей школьного возраста будет успешен и эффективен в том случае, если педагогом соблюдаются условия по организации воспитательного процесса:
1. Воспитывающий характер учебного процесса, реализуемого в образовательной организации
2. Наличие стимулирующей национально-региональной направленности процесса воспитания и обучения.
3. Учет значимости семейного воспитания.
4. Организация необходимой экологической направленности воспитательно-образовательной среды в семье и образовательной организации.
5. Учет возрастных, психологических и индивидуальных возможностей и потребностей каждого ребенка.
Большое значение в организации экологического воспитания имеют средства деятельности и средства обучения школьников, используемые педагогом. Обязательным условием является рассмотрение экологической проблематики в рамках каждого учебного предмета, с учетом его содержания и специфики.
Важным условием экологического воспитания школьников является то, что оно должно осуществляться в системе. Под системой понимается использование всех компонентов экологического воспитания: краеведческий материал преемственность и постепенное усложнение элементов экологического воспитания углубленность в экологический материал, начиная с начальной школы
Таким образом, воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе. Последние, в свою очередь, не будут голословными утверждениями, а будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого школьника.
Цель исследования – обосновать и экспериментально проверить эффективность методов формирования бережного отношения к природе у младших школьников.
Объект исследования – процесс формирования бережного отношения к природе у младших школьников при изучении курса «окружающий мир».
Предмет исследования – педагогические технологии, способствующие формированию бережного отношения к природе у младших школьников при изучении курса «окружающий мир».
Задачи исследования:
изучить литературу по проблемам формирования бережного отношения к природе;
подобрать комплекс методов формирования бережного отношения к природе у младших школьников при изучении курса «Окружающий мир»;
провести урок по формированию бережного отношения к природе у младших школьников при изучении курса «Окружающий мир» с использованием художественной литературы
Глава 1. Теоретические основы ознакомления младших школьников с окружающим миром
1.1 Урок «Окружающий мир» в системе начального образования
Организация работы по формированию бережного отношения к природе у младших школьников в рамках курса «Окружающий мир» требует от учителя использования различных методов обучения, как традиционных, так и инновационных. Большими возможностями для реализации данной цели обладает метод проектов. Проектная деятельность играет всё возрастающую роль в современной научно-педагогической теории и практике. Как педагогическая идея метод проектов получил распространение в первой трети XX века. Возникнув в педагогике как одна из форм воплощения в образовании исследовательского метода, он вобрал в себя эвристическое, исследовательское, экспериментальное, научно-теоретическое начала. Проектное обучение способствует формированию личностных качеств обучающихся, обеспечивает возможность самостоятельно находить ответы на возникающие вопросы, предоставляет возможность сотрудничества.
Изучение дисциплины «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Предмет «Окружающий мир» ориентирован на реализацию следующих задач:
формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Данный курс интегрирован, в нем объединены три дисциплины - естествознание (природоведение), география, история (обществознание) что даёт возможность учащимся в совокупности изучать материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 часа в неделю. Программа рассчитана на 270 часов: 1 класс - 66 часов (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68 часов (34 учебные недели).
В ходе изучения окружающего мира достигаются следующие предметные результаты:
понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
В современной системе начального общего образования существует множество программ обучения, УМК, каждая из которых реализует образовательные цели и задачи.
Предмет «Окружающий мир» в начальной школе формирует у младших школьников научную картину мира и место в нем человека. В условиях реализации ФГОС начального общего образования деятельностный подход позволяет активно включать учащихся в самостоятельную познавательную деятельность по изучению окружающего мира. Дидактические основы и технологический подход в обучении в начальной школе раскрыты в трудах различных ученых.
Так, в исследованиях С.П. Баранова процесс обучения основывается на «особенностях познавательной деятельности, на самой природе ребенка» [6, С. 9], гносеологическое обоснование обучения заложено в отражении действительности в сознании ученика [6, С. 28]. Е.О. Иванова и И.М. Осмоловская выделяют в процессе обучения совместную целенаправленную деятельность учителя и учащихся, организованную в информационно-образовательной среде [19, С. 66]. З.А. Клепинина и Г.Н. Аквилева в формировании представлений о природе у младших школьников уделяют внимание чувственному познанию (ощущению, восприятию), средствам наглядности, приемам познания – выделению главных существенных признаков, сравнению, обобщению, классификации, что способствует усвоению знаний об окружающей действительности [2].
Процесс обучения в курсе «Окружающий мир» как и методика обучения и воспитания младших школьников опирается на ряд дидактических концепций: 1) теорию развивающего обучения (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков); 2) теоретические положения о структуре учебной деятельности (Л.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов); 3) культурологическую концепцию содержания образования (В.В. Краевский, М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер); 4) деятельностный подход к обучению младших школьников (Л.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин).
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Аквилева Г.Н. Методика преподавания предмета «окружающий мир» / Г.Н. Аквилева, З.А. Клепинина. – М.: Академия, 2008. – 368 с.
2. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания предмета «окружающий мир» / Г.Н. Аквилева, З.А. Клепинина. - М. : Академия, 2008. - 368 с.
3. Баранов С.П. Сущность процесса обучения / С.П. Баранов. - М. : Просвещение, 1981. - 143 с.
4. Баранов С.П. Сущность процесса обучения / С.П. Баранов. – М.: Просвещение, 1981. – 143 с.
5. Белянкова Н.М. Проблемное изучение блока «человек и общество» в курсе «Окружающий мир» / Н.М. Белянкова // Начальная школа. – 2013. №9. – С. 56 – 60.
6. Бурова Л.И. Реализация дидактической системы С.П. Баранова «Оригинал - модель» в современной начальной школе /Л.И. Бурова. // Начальная школа. - М., 2014. - № 4. - С. 12 - 15.
7. Бурова Л.И. Реализация дидактической системы С.П. Баранова «Оригинал – модель» в современной начальной школе / Л.И. Бурова // Начальная школа. – 2014. №4. – С. 12 – 15.
8. Вахрушев А.А. Окружающий мир. Человек и природа / А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, С.В. Тырин. – М.: Баласс, 2016. – 272 с.
9. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир. 1- 2 классы : методика обучения / Н.Ф. Виноградова. - М. : Вентана - Граф, 2013. - 368 с.
10. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 1-2 классы: Методика обучения / Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана – Граф, 2013. – 368 с.
11. Гордиенко Е.Е. Расширение информационно-образовательной среды на уроках курса «Окружающий мир» / Е.Е. Гордиенко // Начальная школа. – 2012. №12. – С. 88.
12. Демидко Т.Н. Проектно-исследовательская деятельность при изучении курса «Окружающий мир» / Т.Н. Демидко // Начальная школа. – 2013. №1. – С. 56 – 60.
13. Зенова Н.А. Влияние образования на развитее личности ребёнка в период обучения в начальной школе / Н.А. Зенова, М.А. Мазалова // Образование в современном мире: Сборник научных статей Международной научно-практической интернет-конференции / Под ред. Ю.Г. Голуба. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2015. – С. 239 – 241.
14. Иванова Е. О., Осмоловская И. М. Теория обучения в информационном обществе / Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская. - М. : Просвещение, 2011. - 192 с.
15. Иванова Е.О. Теория обучения в информационном обществе / Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с.
16. Миронов А. В. Как построить урок в соответствии с ФГОС /А.В. Миронов. - Волгоград: Учитель, 2014. - 174 с.
17. Миронов А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС / А.В. Миронов. – Волгоград: Учитель, 2014. – 174 с.
18. Мухаметова З.Ф. Внеурочная деятельность в рамках курса «Окружающий мир» / З.Ф. Мухаметова, Л.К. Фаткуллина // Теория и практика начального образования: Традиции и инновации: Материалы Международной научной конференции. – 2013. – С. 109 – 111.
19. Пономарёва Т.Н. Использование проектной деятельности при изучении курса «Окружающий мир» / Т.Н. Пономарёва // Начальное образование. – 2014. – Т. 2. №2. – С. 39 – 42.
20. Смирнова М.С. Работа с одарёнными детьми в процессе изучения курса «Окружающий мир» / М.С. Смирнова // Вестник Московского городского педагогического университета. – 2009. №2. – С. 82 – 87.
21. Смирнова О.М. Деятельностный подход в изучении курса «окружающий мир». / О.М. Смирнова // Актуальные проблемы развития образования в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения [под ред. В.И. Баймурзиной] : коллективная монография. - СПб. : Социальногуманитарное знание. 2015. - С. 78-99.
22. Смирнова О.М. Деятельностный подход в изучении курса «окружающий мир» / О.М. Смирнова // Актуальные проблемы развития образования в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения / Под ред. В.И. Баймурзиной. – СПб: Социально-гуманитарное знание, 2015. – С. 78 – 99.
23. Смирнова О.М. Урок по предмету «окружающий мир» в условиях деятельностного подхода в обучении младших школьников / О.М. Смирнова // Science, Society, Progress / Proceedings of articles the International scientific conference. - Czech Republic: Karlovy Vary. - Russia, Moscow, 28 -29 July, 2016. - C. 194 - 197.
24. Смирнова О.М. Урок по предмету «окружающий мир» в условиях деятельностного подхода в обучении младших школьников / О.М. Смирнова // Science, Society, Progress / Proceedings of articles the International scientific conference. – Czech Republic: Karlovy Vary. – Russia, Moscow, 28 – 29 July, 2016. – C. 194 – 197.
25. Тарасова Т.И. Расширение информационно-образовательной среды на уроках курса «Окружающий мир» / Т.И. Тарасова // Начальная школа. – 2012. №10. – С. 27 – 30.
26. Трофимова Н.А. Исследовательская деятельность младших школьников в учебном курсе «Окружающий мир» / Н.А. Трофимова // Формирование учебных умений: Материалы Международной научно-практической конференции. – 2014. – С. 115 – 116.