Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Китай - культурная держава с давними культурными традиция-ми. 56 национальностей, проживающих в Китае, создали многообразную и светлую народную культуру.
Корни зарождения великой культуры Китая относят к древним временам. Показателем общего подъема культуры Древнего Китая явля-ются развитие научных знаний, письменности, искусства и литературы.
Великая пролетарская культурная революция в 1966-1976 гг. была одним из наиболее драматичных периодов в истории современного Китая.
Нам хорошо известны деятели Великой французской революции, которая произошла два столетия назад. Из учебников истории средней школы мы знаем, в чем состояли противоречия между якобинцами и жи-рондистами, кто и в какой последовательности был гильотинирован, и чем все закончилось. В подробностях, в десятках книг описана борьба внутри партии большевиков, как до, так и после взятия ими власти. Но о событи-ях, имевших место 30-40 лет назад, о революции, участником которой стал каждый четвертый житель планеты Земля, мы не знаем почти ничего. Конечно, этот пробел необходимо ликвидировать.
Так на тему китайской революции в 1990-е - 2000-е годы кроме за-падных книжек для обывателя, были изданы в основном "труды" бывших работников пропагандистского аппарата КПСС. От этого, конечно, ценнее в научном плане или познавательнее они не стали.
Вопреки своему названию, культурная революция представляла собой политическую кампанию, которую развязал Мао Цзэдун, возглав-лявший тогда коммунистическую партию Китая (далее КПК), с целью вернуть власть. Он уступил ее соперникам, так называемым "людям во власти, идущим по капиталистическому пути", которых обвиняли в том, что они хотели ввести капитализм. Ставилась также задача сокрушить "реакционное" академическое руководство, якобы зараженное капитали-стическими идеями. Культурная революция, травмировавшая и озлобив-шая всех китайцев, стала подлинной катастрофой для китайской интелли-генции и оказала разрушительное влияние на китайскую науку.
Развязывая "культурную революцию", Мао преследовал цель устранить из руководящих органов партии всех несогласных с его поли-тикой формирования в Китае казарменного коммунизма. Для расправы со своими потенциальными противниками он использовал политически не-зрелую молодежь, из которой формировались штурмовые отряды хун-вейбинов - "красных охранников".
"Культурная революция" не была и не могла быть революцией или социальным прогрессом в каком бы то ни было смысле, она была смутой, вызванной сверху по вине руководителя и использованной контрреволюционными группировками. Смутой, которая принесла серь-езные бедствия партии, государству и всему многонациональному наро-ду. Сама по себе "культурная революция" неповторима, но такой путь мобилизации народа на борьбу против правящей элиты может воспроиз-вестись в будущем.
Интерес к китайской революции, Мао Цзэдуну и его идеям в нашей стране повышается не только как к историческому событию. К маоистско-му периоду Китая, и особенно к Культурной революции, вообще сложно относится отвлеченно, как к "истории", настолько ее политические идеи за-трагивают интересы ныне здравствующих партий и социальных групп. Если к Французской революции за два века научились относиться более-менее беспристрастно, то к маоистскому Китаю - ни в коем случае. Мао-истский Китай - это арена политической борьбы, в которой каждый вы-нужден выбрать сторону.
Актуальность темы исследования в данной работе "культурной ре-волюции" Китая заключается в том, что большой скачок бурного разви-тия Китая, который в начале ХХ века называли "восточным больным", требует объяснений. Современное состояние Китая - это результат вели-кой революции, которая по значению является второй после революции в октябре 1917 года, и которая сломала все общественные отношения ста-рого Китая, как бы расчистив место для современного развития.
Цель курсовой работы: изучение культурного развития Китая в 1966 - 1976 гг.
Задачами для достижения поставленной цели является следующее:
1. Изучить и проанализировать основные моменты и этапы прове-дения
2. Сделать основные выводы об общем развитии и состоянии культуры в Китае в 1966 - 1976 гг.
Глава 1. Суть «Культурной революции в Китае»
1.1 Политические и экономические цели «культурной революции»
"Культурная революция" в Китае - это политическая кампания, инициированная лидером компартии Мао Цзэдуном в 1966 году, с целью создания "нового человека". Этот "новый человек" должен был стать "бес-корыстным общественным созданием в свободном от господства социуме, которое то и дело встречается в разных утопиях", отмечает китаевед Оскар Веггель (Oskar Weggel). Для достижения этой цели Мао призывал уничто-жить "четыре пережитка": старые идеи, старую культуру, старые обычаи и старые привычки. Их место должны были занять идеи Мао Цзэдуна.
Кроме того, Мао выступал за нейтрализацию так называемых контрреволюционных и ревизионистских элементов внутри партии, во-площением которых стал его политический оппонент Лю Шаоци, который сменил Мао на посту председателя КНР несколькими годами ранее. Таким образом, "культурная революция"также была своего рода борьбой за власть в руководстве Коммунистической партии Китая.
В области экономики Лю делал ставку на рыночные отношения (как позднее и Дэн Сяопин), а в политике - на партийную дисциплину. Для Мао же любые стимулы к обогащению были ненавистны. Даже партийных функционеров он относил к "новому классу эксплуататоров". Соответ-ственно он видел двигатель социального прогресса лишь в перманентной классовой борьбе.
Длилась эта кампания с 1966 по 1976 год.Все началось с разгром-ной деятельности школьников и студентов - хунвейбинов ("красногвардей-цев"): сформированная в отряды молодежь затеяла агрессивную борьбу с "четырьмя пережитками". Конкретно это коснулось в первую очередь учи-телей и профессоров, которых принуждали к "признаниям". Квартиры учителей были разгромлены, храмы, пагоды и библиотеки - разрушены. Вскоре к "революции" примкнули и рабочие, а также значительная часть городского населения. Все чаще жертвами становились сотрудники пар-тийного аппарата на местах.
Страна погрузилась в хаос. Более половины всех членов Политбю-ро, а также ЦК и секретарей местных партийных организаций потеряли свои посты в первые же месяцы "культурной революции". Государствен-ная система рухнула.
Когда ситуация полностью вышла из-под контроля, Мао пустил в дело Народно-освободительную армию Китая под руководством его со-ратника, министра обороны Линь Бяо. Поскольку армия представляла со-бой своего рода государство в государстве, ее мало затронул царящий ха-ос. К 1968 году военные почти полностью взяли страну под контроль. Хунвейбины, которые продолжали сопротивление, были отправлены "на перевоспитание" в сельские районы или в ускоренном порядке казнены.
В 1969 году началось восстановление партийного аппарата. Однако военные под командованием Линь Бяо не горели желанием добровольно сдавать свои позиции. Сам Линь Бяо участвовал в печально известном за-говоре под названием "Проект 571", целью которого было в том числе и убийство Мао. Но заговор был раскрыт, а самолет, на котором Линь Бяо бежал из Китая в сторону СССР, рухнул при до сих пор неясных обстоя-тельствах на территории Монголии.
Несмотря на восстановление партии, спокойствие вернулось в Ки-тай лишь в 1976 году. Так называемая "банда четырех", в которую входи-ла и жена Мао Цзэдуна, пыталась выступить против новых партийных звезд - Чжоу Эньлая и Дэн Сяопина. Окончательное поражение они потер-пели в момент смерти Мао 9 сентября 1976 года. Хаос "культурной рево-люции" закончился вместе со смертью ее инициатора.
С начала 80-х годов в Китае стало складываться сосуществование разных экономических систем. Большая часть народного хозяйства по-прежнему
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Борисов О. Б. Внутренняя и внешняя политика Китая в 70-е годы / О. Б. Борисов. – М.: Политиздат, 1982. – 384 с.
2. Белоусов С.Р. Китайская версия "государственного социализма". М., 1989
3. Березный Л.А. Сунь Ятсен и неувязка творения новой государствен-ной государственности (к постановке вопроса) // Глобальная ситуация и Восток. М., 2015, с. 132-140.
4. Волков М.Я. О генезисе капитализма в сельском хозяйстве Китая // Народы Азии и Африки, №6, 2013, с. 108-118.
5. Воронцов В. Участь китайского Бонапарта. М., 2014.
6. Гельбрас В.С. К вопросу о становлении военно-бюрократической диктатуры в Китае // Народы Азии и Африки, 1968, с. 21-35.
7. Делюсин Л.П., Костяева А.С. Революция 1966-1976 гг. в Китае: трудности и оценки, М., 2013.
8. Ефремов Г.В. Очерки по новой и новой ситуации Китая. М., 2013.
9. Ипатова А.С. Политического деятеля "закрытых дверей" Цинов // Глобальная ситуация и Восток. М., 2015, с. 242-252.
10. Китай: правительство и сообщество. М., 2013.
11. Маомао. Мой отец Дэн Сяопин: Культурная революция. Годы испы-таний: Пер. с кит. – М.: Муравей-Гайд, 2014. – 493 с.
12. Постановление Центрального Комитета Коммунистической партии Китая о великой пролетарской культурной революции. Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Культурная_революция_в_Китае
13. Ситуация Китая с старейших деньков до наших дней. М., 1974.
14. Ситуация Китая (под ред. А.В. Меликсетова). М., МГУ, 2014.
15. Сухарчук Г.Д. “Культурная революция” в Китае в свете социо-естественного подхода // “Общество и государство в Китае”: ХХIХ науч. конф. – М., 2013. – С.219-222.