Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Раннее христианство занимает особое место в истории античности. Возникнув как одно из течений в иудаизме, за триста лет оно превратилось в доминирующую религиозную силу в Римской империи и стало одним из важнейших факторов формирования новой, средневековой западной цивилизации.
История раннего христианства в настоящее время - одна из самых динамично развивающихся областей античной истории. Это связано как с обнаружением и публикацией новых источников, прежде всего, рукописей из Кумрана и Наг-Хаммади, так и с появлением новых подходов к изучению уже имеющихся данных (в первую очередь, это методы социологии и психологии).
На сегодняшний день нет окончательной точки зрения касательно зарождения и происхождения гностицизма. Различные исследователи, в большинстве своем, отмечают основную черту этого учения - синкретизм.
Объект исследования – отечественная историография (последняя четверть XX – начало XXI вв.) раннего христианства.
Предмет исследования – гностицизм как учение в историографии раннего христианства.
Цель исследования – на основе изученных материалов, выявить основные черты и особенности гностицизма как философско-этического учения в освещении отечественной историографии.
В соответствии с целью сформулированы исследовательские задачи:
1. Анализ представлений о гностицизме как учении.
2. Обзор отражения гностицизма в отечественной историографии.
3. Характеристика основных направлений деятельности александрийских христиан-гностиков в отечественной историографии.
Глава 1.Отечественная историография гностицизма (последняя четверть XX – начало XXI вв.)
1.1.Общие представления о гностицизме как учении
На данный момент, есть несколько классификаций и теорий зарождения гностицизма. Например, М.Э. Поснов, в основе своей классификации гностических учений ставит, пространственно¬временной критерий. Он выделяет следующие типы гносиса:
1)Дохристианский гносис;
2) Гностицизм I и II века;
3) Восточный (сирийский) гностицизм;
4) Западный (александрийский гностицизм).
Если рассмотреть теории зарождения гностицизма, то в большинстве своем в их основе лежит синкретический характер. Так, российский ученый М. Ю. Оренбург выделяет четыре основных версий происхождения гностицизма:
1) Гностицизм - это христианская ересь, которая возникла и оформилась в конкретные школы в I веке н.э.
2) Гностицизм представляет собой определенную стадию в развитии синкретической ирано-вавилонской религии, которая попыталась ассимилировать христианство на ранних этапах его развития.
3) Гностицизм - это самобытная религия синкретического характера и восточного происхождения.
4) Гностицизм - это тайная экзегетическая традиция, которая была сформирована в рамках иудаизма.
Лично я придерживаюсь второй версии, так как в учении гностиков практически весь понятийный аппарат изобилует ирано-вавилонскими мотивами, а позднее и христианскими. Также, две основные черты гностического учения, это дуализм и синкретизм.
Для того чтобы понять характерные особенности и черты присущие гностическому феномену, как религиозно-философскому учению, необходимо обратиться к символическому (образному) языку, который использовали гностики. Эти выражения и слова имеют особые качества, они не только расширяют контекст, но и открывают важнейший опыт, способ чувствования и видение реальности, четко характеризующие гностический ум. Данные выражения колеблются от единичных слов с символическими аллюзиями до расширенных метафор, и их неотъемлемое красноречие, часто усиливающее их первоначальный смысл, значит больше, чем частота их появления.
Метафоры гностиков (символический язык): «Иное», «чуждое», «не от мира»; «Потустороннее», «внешнее», «иная жизнь», «мир иной»; «Свет» и «тьма», «жизнь» и «смерть»; «Смешение», «рассеяние», «единое» и «многое»; «Падение», «утрата памяти», «пленение»; «Покинутость», «страх», «тоска по дому»; «Оцепенение», «сон», «опьянение», «шум мира»; «Зов извне»; «Чужеземец» (странник); «Отклик на зов» (пробуждение).
Для гностиков, как для людей думающих и занимающихся рефлексией, очень важным было ответить на вопрос: «В чем смысл жизни человека?». И здесь необходимо отметить, что смысл жизни до сих пор - является одной из фундаментальных философских проблем. Так, в книге «Аллогена-Чужеземца» мы можем увидеть цитату: «Мы должны познать сами себя: откуда мы пришли, куда идем, и что мы должны делать для того, чтобы жить». Таким образом, гностики делили «мир» на два противоположных «полюса»: духовный и материальный. А цель и смысл жизни сводился к освобождения от материального мира и возвращению к духовному. Так услышав «зов извне» гностики «откликаются на зов».
Примечательно, что Христос в их понимании это Дух. Так, в книге «Второе слово великого Сифа» сказано что: «Христос не тождественен материальному телу (аар^), в которое он вошел как в дом, дабы очистить его. Он есть Дух (луєн^а), неведомый земным управителям. Когда в мире появился Христос, все вздрогнуло, а архонты (ap%®v) встревожились. Они замыслили схватить Иисуса Христа, подвергнуть его мучениям и смертной казни. Однако архонты пребывают в тупости (avaiaGnata) и невежестве (ayvoia), поскольку не знают, что Дух невозможно убить». «Я страдал лишь в их глазах и в их мыслях... Смерть, которую я претерпел, была лишь в их сознании - ошибочном и слепом. Они прибили гвоздями своего человека и убили его своей смертью. Их мысли не могут схватить меня, поскольку они глухи и слепы. Я посмеялся над их неведением» [1, с. 62].
Еще важно понимать, что гностики уделяли особое место чувствам (эмпатии). Преимущественно, они использовали эмпирическое (чувственное) познание. Глубинное чувство для них - это общение с Единым (незримым богом). Так, в «Апокрифе Иоанна» сказано что: «Глубокий сон - это отсутствие чувств. Как Первый Архонт сказал устами пророка: «Я притуплю их умы, так что они не смогут ни понимать, ни различать» [1, с. 51]. Таким образом, пробуждение ото сна происходит благодаря глубинным чувствам и гносису. Здесь следует отметить, что «гносис» (знание) играет ключевую роль в развитии человека как духовного существа и, соприкасаясь с истинным знанием человек, обретает шанс духовного спасения. «Если у человека есть Гносис, он будет в вышине. Если его призывают, он слышит, отвечает и обращается к Тому, кто зовет его, чтобы вновь подняться к Нему. И он знает, что призван. Имея Г носис, он выполняет волю Того, кто призвал его. Он желает делать то, что приятно Ему, и он обретает покой. [Каждое?] имя приходит к нему. Тот, кто овладел Гносисом, знает, откуда он пришел и куда идет». (GT 22:3-15)...«Радость тому, кто вновь открыл себя и пробудился!» (GT 30:13 f.).
Далее, следует отметить, что для выявления основной идеи гностиков необходимо провести контент-анализ и обнаружить ключевые слова и фразы данного учения. Под категорией контент-анализа понимается множество слов, объединенных вместе по тому или иному основанию [4, с. 15].
Известны собрания гностических текстов (библиотека Наг-Хамади), в переводах разных авторов (А. Мома, Дм. Алексеев, А.И. Еланская, М.К. Трофимова, И.Ю. Мирошников, В. Н. Нечипуренко, А.Л. Хосроев, Е.Б. Смагина, А.Б. Ровнер, А. Неверов, И.С. Егоренков, А.С. Небольсин, А.С. Четверухин). Проведя анализ, текстовых массивов, всех доступных на сегодняшний день переводов гностических текстов, на русский язык, можно сделать определенные выводы, а именно то, что чаще всего в гностических сочинениях мы можем определить ключевое слово: «свет». Второе по значимости выражение: «человек».
Ядро учения гностиков связано с таким понятием как «свет». В их понимании «свет» являлся истоком всего (духовным домом) и внутренней сущностью человека. Так, например, в «Апокрифе Иоанна» сказано, что: «Изначальный Дух (Отец, монада) является неиссякаемым источником жизни. Он есть чистый свет, характеризуется как безграничный, непостижимый, невидимый, вечный, невыразимый и безымянный». Понятие «света» у гностиков, также, связано с душой и спасением, а озарение (просветление) происходит тогда, когда личность обретает гносис с помощью чувственного (эмпирического) способа познания.
1.2.Обзор отражения гностицизма в отечественной историографии
Феномен гностицизма в исследовательской литературе занимает двойственное положение. С одной стороны, существует значительное число исследований (хотя, впрочем, говорить об исчерпывающем или, хотя бы, достаточном освещении темы пока не приходится) этого явления. С другой – мы так до сих пор и не представляем себе более или менее отчётливо, что же собой представляет гностицизм. Действительно, уже в 1917 г. в России вышла в свет фундаментальная монография
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аман, А.-Г. Повседневная жизнь первых христиан. 95-197 / Пер. с фр. и предисл. В. Д. Балакина. - М.: Мол. гвардия, 2003. - 322 с.
2. Античный гностицизм. Фрагменты и свидетельства / Предисловие, перевод и комментарии Е.В. Афонасина. - СПб.: Издательство Олега Абышко, 2002. - 368 с.
3. Бультман, Р. Новый Завет и мифология // Социально-политическое измерение христианства: Избранные теологические тексты XX века. - М.: Наука, 1994. - С. 302-339.
4. Воробьёва, Н.Н. Проблема отношений христианской церкви и государства в Римской империи I-IV вв. в освещении отечественной историографии второй половины XIX - начала XX в. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. - 216 с.
5. Казаков, М.М. Проблема христианизации Римской империи //Исследования по зарубежной истории. - Смоленск, 2000. - С. 196-204.
6. Ранович, А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. - М.: Политическая литература, 1990. - 478 с.
7. Светлов Р.В. Гнозис и экзегетика. – СПб., 1998.
8. Трофимова М.К. Гностическая проблема в современной культуре Запада // Культура и искусство античного мира. ГМИИ им. А.С. Пушкина. Материалы научной конференции (1979). - М.,1980.
9. Трофимова М.К. Историко-философские вопросы гностицизма (Наг-Хаммади, 11, сочинения 2, 3, 6, 7). – М., 1979.
10. Трофимова М.К. Философия экзистенциализма и проблемы истории раннего христианства // Вестник древней истории. – 1967. - N 2.
11. Хосроев А. Из истории раннего христианства в Египте (На материале коптской библиотеки из Наг-Хаммади). - М., 1997.
12. Хосроев А.Л. Александрийское христианство. По данным текстов из Наг-Хаммади (II.6; VI.3; VII.4; IX.3). - М.,1991.
13. Хосроев, А. Из истории раннего христианства в Египте. - М.: Присцельс, 1997. - 375 с.
14. Шохин В.К. Санкхья-йога и традиция гностицизма // Вопросы философии. – 1994. - № 7-8. С. 188-207.