Фрагмент для ознакомления
2
Анализ полученных данных. По методике «Уровень субъективного контроля» (УСК) Е. Ф. Бажина, Е. А. Голынкиной и Л. М. Эткинда мы получили следующие результаты:
У большинства респондентов средний уровень общей интернальности, что характеризует их как людей, которые ответственны за свои поступки, решения, они понимают их значимость в своей жизни, но при этом они осознают, что и внешние факторы влияют на достижение их целей, на жизнь в целом.
Также студенты являются уверенными, целеустремленными людьми, они несут ответственность за атмосферу в семье. Они считают свои действия важным фактором для успешной организации любого вида деятельности. Выявленные низкие результаты по шкале интернальности в области межличностных отношений позволяют нам в дальнейшем разработать систему коррекционно-развивающих занятий, так как мы считаем, что для студентов очень важно умение нести ответственность за отношения с людьми.
Анализируя результаты методики «Уровень субъективного контроля», по группам можно отметить, что диапазон индивидуальных значений по шкале общей интернальности в группе студентов в группе 1 несколько шире (от 1 до 9 стен), чем у студентов группы 2 (от 1 до 8 стен). Параметры распределения показателей уровня субъективного контроля (средние арифметические и стандартные отклонения) в двух выборках студентов вузов представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Показатели уровня субъективного контроля студентов, (М ± σ)
Критерии
Группы Ио Ид Ин Ип Ис Им Из
Группа 1 4,6460+-1,56 5,92+-1,62 3,73+-1,29 5,77+-1,72 4,65+-1,73 5,23+-1,09 5,68+-1,56
Группа 2 4,64+-1,73 5,34+-1,7 4,22+-1,32 5,87+-1,74 5,01+-1,93 5,46+-1,66 5,98+-1,76
Значимость различий 0,8 2* 2* 0,1 1 0,7 0,7
Примечание: t0,05 = 1,97*; t0,01 =2,61**
Анализ представленных данных демонстрирует, что в среднем студенты распределяют ответственность за значимые события в своей жизни между обстоятельствами и собственными усилиями. При анализе средних значений обращает на себя внимание тот факт, что в группе 1 самый высокий локус контроля по отношению к сфере достижений (М=5,9254), в то время как в сфере неудач – самый низкий (М=3,7463). Различия значимы (tэмп=9). Это говорит о высоком уровне самопринятия и низкой критичности к себе будущих психологов, приписывающих достижения в большей степени себе, а неудачи – внешним факторам. Причем, показатель стандартного отклонения в данной шкале (S=1,2950), являющийся самым маленьким в данном исследовании, демонстрирует нам достаточно большое единообразие студентов по данному параметру.
Таким образом, необходимо повышать уровень рефлексивности студентов-первокурсников с интернальным локусом контроля при анализе собственных неудач.
Анализируя остальные шкалы, можно сказать, что наиболее проблемной сферой для студентов -первокурсников с экстернальным локусом является семейная, т.к. они не всегда могут контролировать события в ней (М=4,6567). Сферой самореализации является производственные отношения, где они считают в большей степени себя виновниками событий (М=5,7761).
Для студентов-первокурсников с интернальным локусом производственные отношения также являются сферой самореализации (М=5,8209), а ответственность за семейные отношения они разделяют в равной степени с партнером (М=5,0149). Студенты -первокурсников с