Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Принцип социально-правовой защищенности служащих, в том числе военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, – один из основных принципов государственной службы.
Актуальность вопросов социальной защиты обусловлена объективной потребностью общества в эффективной системе обеспечения правопорядка, способной гарантировать защиту личности, общества и государства от преступных посягательств.
Кроме того, в соответствии с Национальным планом противодействия коррупции ; Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г. социальная защита сотрудников правоохранительных органов является одним из условий антикоррупционной политики государства.
Особенностью системы социальной защиты военнослужащих и членов их семей является специфика главного элемента данной системы – субъекта обеспечения.
Указанная специфика находит отражение в различных видах социального обеспечения и в нормативных правовых актах.
Объект исследования – социальная защита лиц, уволенных с военной службы и членов их семей на примере Калининграда и области.
Предмет исследования – нормы российского федерального и регионального законодательства в сфере социальной защиты лиц, уволенных с военной службы и членов их семей на примере Калининграда и области.
Цель настоящей работы – рассмотреть реализацию государственной социальной политики в сфере социальной поддержки лиц, уволенных с военной службы и членов их семей на примере Калининграда и области.
Цель определила формулирование следующих задач:
рассмотреть состояние социальной защиты военнослужащих;
изучить социальную поддержку лиц, уволенных с военной службы и членов их семей;
охарактеризовать некоторые вопросы социального обеспечения военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы и членов их семей на примере Калининграда и области;
дать рекомендации по улучшению социальной поддержки лиц, уволенных с военной службы и членов их семей на примере Калининграда и области.
Структура работа состоит из введения, двух глав с параграфами, заключения, библиографического списка.
Глава 1. Теоретические основы социальной защиты военнослужащих и
1.1 Состояние социальной защиты военнослужащих
Социальная защита представляет собой систему мероприятий, которая осуществляется обществом и различными структурами общества, для целей обеспечения гарантии минимальных и достаточных условий жизни, поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования человека .
Основные положения о государственной службе в Российской Федерации находятся в ряде основных нормативных правовых актов. А правовая основа деятельности правоохранительных органов, по нашему мнению, имеет более конкретный характер.
Из денежных выплат, которые предусмотрены для лиц, проходящих военную службу, выделяют: пенсии, пособия и компенсации, они установлены законодательными актами как общего, так и специального характера (Федеральным законом от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» , Федеральным законом от 07.11.2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» ).
Назначение и выплата пенсий военнослужащими происходит в соответствии с нормами двух законодательных актов. На основании положений Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» осуществляется выплата пенсий гражданам, проходившим военную службу по контракту, и членам их семей. Федеральным законом от 15.11.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» [6] регулируется пенсионное обеспечение военнослужащих из числа призывников. Этими законами устанавливают три вида пенсий: за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца.
Структура пенсий, которые предусмотрены для военнослужащих из числа призывников, согласно общим правилам, не включает дополнительных выплат. При этом согласно пункт 4 статьи 8 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», если инвалидность военнослужащего или гибель (смерть) кормильца из числа лиц, проходивших военную службу, наступила вследствие совершения им преступления, назначается социальная пенсия. Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих закрепляет надбавки к пенсиям (статьи 17, 24, 38), повышение пенсий (статья 45) и увеличение пенсий (статья 16).
Пособия лицам, которые проходят военную службу, назначаются при наличии различных оснований: в случае повреждения здоровья в результате военной травмы (для членов семьи военнослужащего – в случае смерти кормильца по указанной причине); в связи с рождением и воспитанием детей; при увольнении.
Пособия при рождении и воспитании детей назначаются по нормам Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» . Военнослужащим, как и иным гражданам Российской Федерации, при наличии соответствующих оснований выплачиваются пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком; ежемесячное пособие на ребенка; единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью.
Право на единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего службу по призыву, предоставляется в том случае, если срок беременности супруги военнослужащего-призывника составляет не менее 180 дней.
Матери ребенка военнослужащего-призывника выплачивается ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву. Право на пособие возникает со дня рождения ребенка, но не ранее дня начала его отцом военной службы по призыву. Выплата указанного пособия прекращается по достижении ребенком возраста 3 лет или по окончании его отцом военной службы по призыву. Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, выплачивается в размере 6 000 рублей на каждого ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву (статьи 12.5 – 12.7 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»).
Пособия предоставляются военнослужащим и в связи с увольнением. Так, военнослужащему-контрактнику, общая продолжительность военной службы которого составляет менее 20 лет, при увольнении с военной службы выплачивается единовременное пособие в размере двух окладов денежного содержания, а военнослужащему, общая продолжительность военной службы которого составляет 20 лет и более, выплачивается единовременное пособие в размере семи окладов денежного содержания (часть 3 статьи 3 Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 21. Ст. 1929.
3. Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 06.03.2019) «О статусе военнослужащих» // Собрание законодательства РФ. № 22. 1998. Ст. 2331.
4. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 51. Ст. 4831.
5. Федеральный закон от 07.11.2011 № 306-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 45. Ст. 6336.
6. Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 (ред. от 30.04.2019) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. № 9. Ст. 328.
7. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2016. № 1 (часть II). Ст. 212.
8. Указ Президента РФ от 29.06.2018 № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 – 2020 годы» // Собрание законодательства РФ. 2018. № 27. Ст. 4038.
9. Постановление Правительства РФ от 20.11.1992 № 889 (ред. от 01.10.1994) «О Межведомственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих и членов их семей» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. № 22. Ст. 1911.
10. Приказ Министра обороны РФ от 15.03.2011 № 333 (ред. от 15.11.2018) «О порядке санаторно-курортного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации» // Российская газета. № 135. 2011.
11. Антипьева Н.В. Понятие и виды социального обеспечения военнослужащих // Российский юридический журнал. 2013. № 1. С. 164 – 174.
12. Антипьева Н.В. Социальное обеспечение военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, и членов их семей // Право в Вооруженных Силах. 2013. № 5. С. 16 – 23.
13. Новиков А.В., Ярашева А.В. Проблематика становления системы социального контроля в России // Право и образование. 2014. № 9. С. 127-137.
14. Ординарцева Г.П. Особенности социально-правового регулирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в России // Власть. 2015. № 9.
15. Полевец И.М. Правовые основы прохождения военной службы // Административное право и процесс. 2013. № 4. С. 74 – 77.