Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современном социуме увеличение объема информации, расширение сферы человеческих взаимоотношений, развитие разнообразных форм массовой культуры, а также повышение темпа жизни ведет к повышению объема знаний, которые необходимые сегодня человеку. Изменения, происходящие в социуме, повлияли и на развитие детей, энергично подключившихся к изменениям интенсивной жизни, и обозначили новые стандарты в целом.
Дошкольное воспитание и образование теперь рассматривается как начальная ступень в системе беспрерывного обучения. Дошкольная организация должна организовать условия для интеллектуального, эмоционального, творческого и физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе.
Развитие внимания в дошкольном возрасте является одним из важных условий успешности обучения в современной школе. Совершенствовать и развивать внимание так же важно, как и учить чтению, счету и письму.
Внимание – это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой [20].
Исследованием проблематики внимания занимались многие исследователи:
1. физиологические основы внимания, природа и механизмы нарушений внимания с клинической, нейрофизиологической и психологической точек зрения изучались И.П. Павловым, А.А. Ухтомским, И.М. Сеченовым, Н.Н. Ланге, А.Р. Лурия, Е.Д. Хомской, Т. Рибо, К.К. Платоновым и др.;
2. прикладные и возрастные аспекты проблемы внимания изучалисьЮ.З. Гильбухом, И.Л. Баскаковой, П.Я. Гальпериным,С.Л. Кабыльницкой, Ф.Н. Гоноболиным, А.В. Петровским,О.М. Корчемлюком, С.С. Левитиной, М.П. Волокитиной, Т.М. Мирютиной, Т.А. Мелеховой, Е.М Черепановой, М.Ч. Матюхиной;
3. особенности развития внимания у детей с ЗПР исследовались М.С. Певзнер, Т.А. Власовой, Э.Я. Пекелис, И.Ф. Марковской, Г.М. Понарядовой, К.С. Лебединской, Л.И. Переслени, У.В. Ульенковой, В.П. Мусиной, Л.Ф. Чупровым и др.
Но, несмотря на значительное число работ, которые посвященыизучению проблемы внимания и особенностям его развития в различные периоды детства, проблема развития внимания у детей дошкольного возрастаостается очень актуальной.
Актуальность нашего исследования заключается в том, что современных дошкольников отличает недостаточно развитое внимание и неусидчивость. Дошкольные психологи сегодня данной проблеме уделяют пристальное внимание, так как нарушения внимания у дошкольников достаточно очевидны.
Актуальность темы «Развитие внимания старших дошкольников в процессе подготовки к школе» позволила поставить основную цель нашей работы.
Цель исследования – выявить особенности развития внимания у детей дошкольного возраста.
Объектом исследования – индивидуальные особенности внимания у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – особенности проявления закономерностей внимания у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования – проведение экспериментального исследования по диагностике внимания у старших дошкольников способствует выявлению особенностей развития внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Цель и гипотеза определяют задачи исследования:
1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. раскрыть понятие «внимание», охарактеризовать его виды, свойства и функции;
3. раскрыть психологические особенности детей дошкольного возраста и специфические особенности их внимания;
4. на основе анализа психолого-педагогических источников подобрать надежные тесты для осуществления диагностических мероприятий;
5. диагностическим путем выявить особенности внимания детей дошкольного возраста.
В качестве основных методов исследования мы использовали: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, диагностика, анализ продуктов деятельности, математическая обработка результатов.
База исследования: МДОАУ «Детский сад №11 «Родничок» г. Омска».
Структура ВКР определяется логикой исследования. Практическая значимость исследования состоит в выявлении особенностей внимания в процессе проведения игр и упражнений для развития внимания.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав и заключения., списка литературы.
В списке литературы отражены источники, с помощью которых было проведено данное исследование.
Глава I. Теоретический анализ проблемы изучения внимания в психологической литературе
1.1.Понятие внимания. Внимание как психический познавательный процесс.
Любой человек ежеминутно подвергается воздействию множества разнообразных раздражителей: шум, свет, прикосновение одежды, звуки человеческой речи. Действие оказывают также и внутренние раздражители, вызывающие чувство боли, голода, жажды или утомления.
Из всех многообразных воздействий человеку свойственно выделять в каждый конкретный момент какое-либо одно воздействие или же их незначительную группу, например, речь собеседника, которая и воспринимается достаточно четко. Остальные раздражители в этот момент не замечаются и их действие замедляется. Но пройдет время, и какой-нибудь иной раздражитель займет положение доминирующего.
Внимание собственного отдельного и специфичного продукта не имеет. Его результатом будет являться улучшение любой деятельности, которую оно сопровождает.
Мы проанализировали понятие внимания с точки зрения различных научных отраслей, таких как: философия, медицина, социология, педагогика и психология.
С точки зрения философии внимание рассматривается как сосредоточенность практической и познавательной деятельности личности в настоящий момент времени на конкретном объекте или действии.
В медицине внимание - есть форма организации психической деятельности, которая обеспечивает акцент в сознании на одних объектах отражения при одновременном отвлечении от других объектов.
С точки зрения социологии вниманием является произвольная или непроизвольная сосредоточенность и направленность практической и познавательной деятельности личности на конкретном действии или объекте.
В педагогике внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности.
И с точки зрения психологии внимание – это«направленность психической деятельности личности, сосредоточенность ее на объектах, которые имеют для человека конкретную значимость» [13].
Внимание является важнейшим качеством, характеризующим процесс отбора необходимой информации и отсеивания лишней.
Внимание не считают независимым психическим познавательным процессом, подобно восприятию, ощущению, эмоциям, памяти, мышлению. Оно не существует вне каких-либо психических процессов. Мы можем внимательно думать, внимательно воспринимать, запоминать, но быть просто внимательным независимо от ощущений, восприятия, мышления невозможно. Внимание - одна из сторон психической деятельности личности.
Внимание, как указывал Ф. И. Гоноболин, [7] обеспечивает:
во-первых, яркое и четкое восприятие различного материала;
во-вторых, более прочное и быстрое запоминание и сохранение в памяти определенного материала на продолжительный срок.
В изучении физиологических начал внимания значительная заслуга отводится отечественным физиологам И. П. Павлову, И. М. Сеченову, А. А. Ухтомскому.
И. М. Сеченов, в своих изысканиях пришел к выводу, что внимание человека рефлекторно. Любой рефлекс, согласно И.М. Сеченова, вызывается конкретным влиянием внешнего мира и оканчивается закономерно связанным с данным влиянием мышечным движением. Сосредоточенность начинается с приспособления рецепторов посредством мышечных движений к лучшему восприятию.
Внимание тесно связано со склонностями, интересами, призванием человека, от его особенностей зависят и такие качества личности, как наблюдательность, способность выделять в явлениях и предметах непримечательные, но значительные признаки. Внимание заключается в том, что известное ощущение или представление занимает доминирующее место в сознании, вытесняя другие.
Внимание характеризуется разнообразными свойствами и качествами и обладает сложной функциональной структурой, которая образована тесными взаимными связями его основных свойств.
Особенный интерес уделял свойствам внимания советский психолог С. Л. Рубинштейн. Он в доступной форме дает объяснения всем свойствам внимания [32].
Объем внимания - это определенное количество объектов, которые воспринимаются одновременно с достаточной отчетливостью и ясностью.
Устойчивость внимания - это продолжительное удержание внимания на одном и том же предмете или виде деятельности.
Интенсивность внимания характеризуется достаточно значительной тратой нервной энергии при выполнении определенного вида деятельности.
Концентрация внимания - это степень сосредоточения внимания на какой-нибудь одном объекте или виде деятельности и не распространяется на другие объекты.
Распределение внимания - это способность человека удерживать в сфере внимания конкретное количество объектов одновременно, это такое свойство внимания, с которым связана возможность одновременного благополучного исполнения (совмещение) двух или больше разнообразных видов деятельности (или нескольких действий).
Переключение внимания - это осмысленное и сознательное перемещение внимания с одних объектов на другие или с одного вида деятельности на другой в соответствии с постановкой новой задачи.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Акрушенко А.В. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие. — Электрон. текстовые данные.— Саратов: Научная книга, 2012.— 127 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/6328.— ЭБС «IPRbooks»
2. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – 4-е изд., стер. – М.: Ось, 2006. –272 с.
3. Баскакова И.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников. – М., 2013. – 64 с.
4. Большой психологический словарь/ под редакцией Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – М.: Прайм-Еврознак, 2003. – 672 с.
5. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду: пособие для воспитателей детского сада. – М., 2014. – 98 с.
6. Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 2014 г. –120 с.
7. Габай Т.В. Педагогическая психология: учебное пособие для вузов. – М.: Академия, 2010. – 240 с.
8. Герасимова А.С. Тесты для подготовки к школе: словарный запас, грамотная речь, память, внимание. – 3-е изд., – М.: Айрис-пресс, 2010. – 160 с.
9. Долгова В.И. Особенности взаимосвязей психологической культуры родителей дошкольников и стиля детско-родительских отношений. В сборнике: FUNCTIONS OF UPBRINGING AND EDUCATION IN CONDITIONS OF THE ACCELERATED SOCIALIZATION OF THE PERSONALITY IN THE MODERN SOCIETY Peer-reviewed materials digest (collective monograph) published following the results of the CIII International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in Psychology and Educational sciences. 2015. С. 98-100.
10. Кондратьев М.Ю. Социальная психология в образовании: учебное пособие. — Электрон. текстовые данные.— М.: Пер Сэ, 2008.— 383 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7440.— ЭБС «IPRbooks»
11. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст]. – М.: ТЦ Сфера. – 2001. – 464 с.
12. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика. – 2005– 144 с.
13. Осипова, Л.Б. Использование наглядности в познавательном и речевом развитии дошкольников: методическое пособие. - Челябинск : Цицеро, 2012. – 46 с.
14. Павлова Т.В. Психологические особенности развития совместной мыслительной деятельности у дошкольников. Автореф. дисс. … канд. психол. наук: 19.00.13. Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2012. 21 с.
15. Педагогическая психология: практикум / Под ред. Регуш Л.А., Долговой В.И., Орловой А.В. - Челябинск: Изд-во Челяб.гос.пед.ун-та, 2012. – 215 с.
16. Практикум по возрастной психологии / Под.ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – Санкт-Петербург: Речь. – 2005. – 685 с.
17. Психологический словарь / под редакцией П.С. Гуревича. – М.: Владос. – 2007. – 800 с.
18. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития / Под ред. А.А. Реана. – СПб: «АСТ», 2010 – 656 с.
19. Челдышова Н.Б. Общая психология: курс лекций.— Электрон. текстовые данные.— М.: Экзамен, 2008.— 215 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/1137.— ЭБС «IPRbooks»
20. Чернобровкина С.В. Психология развития и возрастная психология: учебно-методическое пособие.— Электрон. текстовые данные.— Омск: Омский государственный университет, 2010.— 128 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24926.— ЭБС «IPRbooks»