Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время торговые торгового предприятия находятся на этапе структурных преобразований, когда их устойчивое функционирование в значительной степени определяется эффективностью развития. Повышение эффективности деятельности торговых предприятий лежит в основе экономического и научно–технического прогресса. Важнейшим, качественным показателем, отражающим данную эффективность в рыночных условиях, является уровень конкурентоспособности.
Целью исследования является разработка мероприятий направленных на повышение конкурентоспособности ООО «Арк Девайс».
Для достижения цели, поставленной в работе, был определен перечень требующих своего решения, задач:
рассмотреть теоретические основы управления конкурентоспособностью организации;
провести оценку конкурентоспособности ООО «Арк Девайс»;
разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности ООО «Арк Девайс».
Объектом исследования – торговое торгового предприятия ООО «Арк Девайс».
Предмет исследования – конкурентоспособность организации.
Теоретическую и методологическую основу составили научные труды отечественных и зарубежных специалистов по проблемам управления конкурентоспособностью торгового предприятия, результаты фундаментальных и прикладных исследований в области формирования, организации и повышения конкурентоспособности торгового предприятия, федеральные нормативно–правовые акты, официальные статистические данные и материалы периодической печати.
Информационной основой исследования явились статистические данные объекта исследования, федеральное и местное законодательство по теме и объекту исследования, материалы научных конференций, периодической печати и сети Интернет.
1.Понятие и факторы конкурентоспособности организации
1.1 Сущность конкуренции и ее современное состояние
Конкуренция занимает центральное место в системе рыночной экономики и относится к числу наиболее важных элементов рыночного механизма. Посредством конкуренции обеспечивается взаимодействие субъектов рынка. Конкуренция стимулирует более эффективное экономическое развитие национального и мирового хозяйства.
Слово «конкуренция» в переводе с латинского (Concurrence) [2, с. 125] означает «столкновение», «состязание». «Конкуренция» является многоаспектным понятием. При определении ее сущности используются различные подходы.
В рамках данной работы конкуренция рассматривается как форма взаимного соперничества субъектов рыночной экономики. Средства конкуренции — это преимущества, с помощью которых соперничающие предприятия стремятся завоевать признание и получить доход. Конкуренция базируется на двух процессах: соперничестве и удовлетворении потребностей.
Конкуренция обязывает предприятие создавать конкурентоспособный товар или предоставлять конкурентоспособную услугу. Существует диалектическая связь конкуренции и конкурентоспособности — одно вытекает из другого.
Можно выделить следующих ученых, которые внесли немалый вклад в развитие теории конкуренции А. Смита: Д. Рикардо, Д.С. Миаль, Дж. Кейнс, Дж. Робинсон, П. Хейне, Й. Шумпетер, Ф. Найт, Ф.А. Хайек, С.Л. Брю, К.Р. Макконнелл, Г.Л. Азоев, М. Портер, А.Ю. Юданов, Л.Г. Раменский, Ю.И. Коробов, и др.
Так австрийский ученый Фридрих Август фон Хайек, (в 1974 стал лауреатом нобелевской премии по экономике), являясь сторонником неоклассической школы, критиковал положения классиков политэкономии: «надлежит принимать во внимание, что конкуренция существует внутри государства, и государство ее порождает. Если бы модель совершенной конкуренции когда–либо существовала в реальном государстве, то никаких ограничений во всех сферах деятельности не было бы. Однако фактически это невозможно, потому как ограничения со стороны государства жизненная необходимость» [30, с. 11].
Ф. А. Хайек обозначает, что конкуренция является процессом, посредством которого граждане получают и передают свои знания. Он считал, что на рынке лишь благодаря конкуренции «скрытое» становится явным. Конкуренция ведет к наилучшему использованию знаний и способностей. Основная часть человеческих благ получена как раз путем состязания, конкуренции. Конкуренция стимулирует рациональность [39, с. 26].
«Конкуренция это устремление как можно лучше удовлетворять критериям доступа к редкостным благам», – это мнение И.М. Лифиц [20, с. 31].
Ю.Б. Рубин конкуренцию обусловливает как ситуацию, в которой конкурирующих единиц много и они независимы [25, с. 12].
К.Р. Макконнелл и С.Л. Брю полагают, что конкуренция — это, когда на рынке имеется большое количество независимых менеджеров и покупателей, и существует возможность для менеджеров и покупателей свободно входить на рынок и свободно покидать его [40, с. 11].
В первой половине ХХ в. выходит ряд фундаментальных работ Дж. Робинсона, Э. Чемберлина и Дж. Кейнса, в которых авторы указывают на то, что при расширении масштабов производства, у крупных торгового предприятиях существуют дополнительные преимущества, которые они реализовать могут только за рамками модели совершенной конкуренции [11, с. 32].
Одни из влиятельных экономистов своего времени Эдвард Гастингс Чемберлин предложил термин «монополистическая конкуренция».
В книге «Теория монополистической конкуренции» Эдвард Гастингс пишет о то, что цены на рынке стремятся занять промежуточное положение. В соответствие с его теорией, монополия и конкуренция являются взаимосвязанными явлениями; рынок любого единичного производителя в условиях монополистической конкуренции обусловливается и лимитируется тремя факторами: ценой товара, особенностями самого товара, расходами по сбыту данного товара.
Таким образом, можно сделать заключение, о том, что исследования ученых позволили к середине двадцатого века сформировать общие представления о сущности такого явления, как конкуренция, о ее основных элементах, что в последствие, послужило основой для создания 4–х классических моделей: совершенная (чистая), монополистическая, олигополистическая конкуренция, чистой монополии и обособлении теории конкуренции [14, с. 78].
1.2 Конкурентоспособность организации и методы ее оценки
В условиях рынка невозможно достичь уровня стабильного успеха в деятельности организации, если не планировать ее развитие и не собирать, и анализировать информацию о перспективах и потенциальных возможностях компании, о состоянии отрасли в целом и положении конкурентов в области деятельности организации [10, с. 36].
Конкурентоспособность предприятия - отличительная черта, определяющая степень отличия конкретного предприятия от конкурентов в разрезе удовлетворения потребностей потребителей. Значительный уровень конкурентоспособности обусловлен такими условиями как, удовлетворенность и готовность потребителя приобретать продукцию предприятия неоднократно, отсутствием претензий к предприятию со
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Федеральный закон «О защите конкуренции»: Федер. закон от 26 июля 2006 г. № 135–ФЗ (ред. от 02.11.2013 г.) // Собрание законодательства РФ. — 31.07.2017. — № 31 (1 ч.). — Ст. 3434.
2. Андреева Л. Проблемы конкурентоспособности компаний. // Экономист. – 2013. – № 1. – С. 81–88.
3. Азоев Г. Л., Челенков А. П. Конкурентные преимущества торгового предприятия. – М.: Государственный университет управления, национальный фонд подготовки кадров, 2016. – 124 с.
4. Алиев З. Т. Конкурентоспособность компаний // Вестник университета. – 2012. – № 2(10). – 25 с.
5. Антипов Ю. Влияние цифровой экономики на конкурентоспособность компаний // Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2016. – № 3 (89). – С. 212–221.
6. Беляев В. Н. Конкурентоспособность компаний. –Екатеринбург: ИЭ УрО РАН , 2012. – 70 с.
7. Бутко Г. П. Стратегия обеспечения конкурентоспособности компаний. – Екатеринбург, 2018. – 227 с.
8. Бутенко Я.А. Оценка конкурентоспособности компании малого бизнеса / Я.А. Бутенко // Маркетинг в России и за рубежом. – 2016. – № 4. – С. 126 – 133.
9. Васильева Н. А. Оценка конкурентоспособности компаний // Экономика строительного торгового предприятия. – 2017. – № 1. – С. 56–61.
10. Волчков А. Н. Инновация как ресурс сохранения конкурентоспособности и экономического роста компаний // Инженерный журнал. – 2016. – № 4. – С. 41–46.
11. Войцеховская И.А. Конкурентоспособность компаний / Экономика. – №5, 2012. – С. 5–9.
12. Воронов А. А. Моделирование конкурентоспособности компании // Стандарты и качество. – 2012. – № 11. – С. 44–47.
13. Кочетков Г. Б. Конкурентоспособность/ Г. Б. Кочетков // Экономика – политика – культура. – 2012. – № 10. – С. 21–40.
14. Конкуренция и антимонопольное регулирование. – М.: Логос. 2016, С. 76–77.
15. Круглов В.В. Конкуренция: Учебное пособие. – М.:Т.К. Велби, Изд–во Проспект, 2016. – С. 52.
16. Кейнс Дж. М. Избранные произведения: Пер. с англ. / Дж. М. Кейнс. – М.: Экономика, 1993. – 541 с.
17. Лифиц И.М. Конкурентоспособность товара и товаров: учебное пособие / И.М. Лифиц. – М.: Высшее образование, 2012. – С.245.
18. Лукашов, А.А. Конкурентоспособность организации в современных условиях / А.А. Лукашов // Экономика, 2018. – №3. – С.15–16.
19. Майоров, А.К. Способы повышения конкурентоспособности малых и средних организаций / А.К. Майоров // Экономика и управление. – 2018. – №3. – С.69–75.
20. Мищенко, М.А. Механизм управления развитием организации в конкурентной среде / М.А. Мищенко, Н.А. Крикливая, А.В. Заступов // Наука XXI века: актуальные направления развития. – 2017. – №1. – С.380–384.
21. Напхоненко Н. В. Коммерциализация технологий и конкурентоспособность отечественных предприятий // Известия. Технические науки. – 2012. – № 5. – С. 105–107.
22. Повышение конкурентоспособности организаций в России. – М.: Российская газета, 2012. – 215 с.
23. Прокопенко С.А. Финансовый результат как главный аспект конкурентоспособности организации. – М.: Юнити, 2016. – 496 с.
24. Портер М. Э. Конкуренция. – М.: Вильямс, 2016. — С. 43–44.
25. Портер М. Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. – М.: Альпина Паблишер, 2018. – 716 с.
26. Портер М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран. – М.: Альпина Бизнес Брукс, 2017. – 947 с.
27. Павлишевская А.Р. Проблемы роста конкурентоспособности российских организаций. – М.: Юнити, 2017. – 145 с.
28. Панов А.И. Современный менеджмент: новые тенденции / А.И. Панов. – Н. Новгород, 2008. – 590с.
29. Пржедецкая Н.В. Технология оценки конкурентоспособности организации в условиях меняющегося рынка // Фундаментальные исследования. – 2017. – №2. – С. 614–617.
30. Путятина, Л.М. Комплексный подход к анализу положения организации в отраслевой среде // Вестник университета – 2017. – №3. – С.49–52.
31. Рубин Ю.Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции. – М.: Юнити, 2012. – 356 с.
32. Рудычев А. А. Конкурентоспособность товаров: теоретико–методологический аспект // Экономика. – 2016. – № 8. – С. 2–7.
33. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции / Дж. Робинсон. – М.: Прогресс, 1986. – 469 с.
34. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – СПб.: Питер, 2016. – 198 с.
35. Селютина, Л.Г. Методы оценки конкурентоспособности организации // Вопросы экономических наук. – 2018. – №1. – С. 72–73.
36. Скорниченко, Н.Н. Конкурентная среда организации и процедура ее анализа // Современная наука. – 2017. – №5. – С. 64–68.
37. Торопова Т.А. Конкурентоспособность организаций как основа эффективной экономики // Решений. – 2017. – №1. – С.433–435.
38. Трифонов Ю.В. Позиционирование организаций в рыночной среде // Экономика и предпринимательство. – 2018. – №2–1. – С. 385–389.
39. Управление конкурентоспособностью: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / под ред. Е. А. Горбашко, И. А. Максимцева. – М.: Юрайт, 2018. – 447с.
40. Филимонова Л.А. Оценка конкурентоспособности организации // Экономика и социум. – 2018. – №6. – С. 122–152.
41. Хулей Г. Маркетинговая стратегия и конкурентное позиционирование. – М.: Баланс Бизнес Букс, 2016. – 800 с.
42. Хусаинова Р.Р. Современные маркетинговые технологии // Бенефициар. – 2018. – №13. – С.12–16.
43. Конкурентная борьба // Studwood [2018–2018]. – UPL: https://studwood.ru/2190625/marketing/konkurentnaya_borba (дата обращения: 04.12.2018).
44. Конкуренция // Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/?oldid=92587467 (дата обращения: 03.12.2018)