Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Архитектура модерна – явление яркое и неоднозначное. Долгое время вопрос о культуре модерна был как бы в подполье и целая эпоха, одна из самых интересных и таинственных в истории искусства человечества оставалась практически забытой. Сейчас появилось представление об архитектуре конца XIX – начала XX века, как о явлении самостоятельном, обычно характеризуемом общим термином «модерн». И хотя временной период архитектуры модерна крайне непродолжителен и занимает примерно 25 лет, модерн признан не только как стиль, но даже как целая эпоха в истории мирового искусства. Архитектура модерна не похожа ни на то, что было создано человечеством ранее, ни на то, что будет создаваться в будущем.
Таким образом, актуальность темы курсовой работы определяется большим интересом к теме «Архитектура модерна» в современной науке.
С середины XIX века историко-культурные условия оказались неблагоприятными для формирования нового стиля и прогрессивного художественного мышления, и художники видели источник современного стиля только в прошлом. Несмотря на это, исторические стили прошлого уже исчерпали внутренние возможности своего развития и были не способны более к естественному существованию. Опытные архитекторы это понимали и старались «улучшить» эти стили, применяя новую школу проектирования, но форма оставалась старой. В процессе борьбы с историзмом, стилизацией и эклектикой наиболее передовые архитекторы своего времени создавали новый большой стиль – стиль модерн, утвердившийся в архитектуре в 80–90 годы XIX века. Модерн родился на рубеже веков в европейской архитектуре как движение за создание стиля своей эпохи.
Теоретическая база исследования: основные черты стиля модерн в архитектуре освещены в отечественных работах по архитектуре (В.С. Горюнов, Д.В. Сарабьянов и др.); особенности каталонского модерна Антонио Гауди, архитектура Федора Шехтеля с достаточной подробностью представлены в работах западных и отечественных исследователей (И. Артигас, И.И. Давыдова, С.М. Демкина).
Цель курсовой работы – выявить предпосылки формирования стиля, характерные черты архитектуры модерна, а так же проследить их реализацию в западной и отечественной архитектуре данного направления.
Объект исследования – архитектура модерна.
Предмет исследования – характерные черты стиля модерн.
Задачи курсовой работы:
определить предпосылки зарождения стиля модерн в архитектуре;
выявить характерные особенности данного направления;
обозначить основные моменты, позволившие отнести творения А. Гауди и Ф. Шехтеля к лучшим образцам архитектуры модерна.
Структура курсовой работы отражает общую логику исследования и включает введение, две главы, заключение, библиографический список.
Глава 1. Характеристика понятия «стиль модерн» в искусстве Европы и России
1.1.Основные черты модерна как стиля в культуре
В 90е гг. XIX в. в Европе стал складываться новый стиль, получивший название «модерн». Главным содержанием модерна (франц. Moderne от лат. Modernus - новый, современный) было стремление противопоставить свое творчество историзму и эклектизму искусства второй половины XIX - отсюда название. Поэтому термин «модерн» следует отличать от общего смысла слова «современный» или «современное искусство», а также термина «модернизм», обозначающего все наиболее авангардистские, экспериментальные и формалистические течения в искусстве XX века. Хронологические рамки модерна очень узки, всего каких-нибудь тридцать лет: приблизительно 1886-1914 гг. Однако модерн - это не один какой-либо стиль, а множество различных стилей и течений, составляющих период, может быть, не менее важный, чем эпоха Возрождения XVI века.
На возникновение «нового искусства» повлиял Романтизм в формах национально-романтического движения, начавшегося в Европе после наполеоновских войн, и символизм, оформившийся в отдельное течение западноевропейского искусства в 1870-1880-х гг. Однако национальный романтизм ранее, в 1830-1880-х гг., способствовал формированию идеологии историзма и эклектики, а символизм присущ искусству, в особенности архитектуре, на всех этапах развития. Поэтому подлинной основой «нового стиля» следует считать не идеологию рубежа веков, а смену принципов формообразования, имеющую более глубокие внутренние причины .
Рубеж XIX-XX вв. имел «значение этапа, завершающего грандиозный цикл развития европейской культуры, начинавшегося еще в пору античности. Несомненно, то, что предпринятая на рубеже веков попытка обобщения эстетического опыта человечества, синтеза художественных традиций Запада и Востока, античности и средневековья, классицизма и романтизма сопровождалась и, в известной мере, была порождена явлениями упадка, кризиса сложившейся к этому времени системы научных, эстетических и этических ценностей». В этих словах отражен созидательный пафос того времени. Однако, несомненно и другое - именно это искусство создало предпосылки, обусловившие радикальные изменения в мировой художественной культуре ХХ столетия
Стиль модерн самым тесным образом связан с разными социальными факторами: обострением общественных противоречий, в некоторых странах приведших к революционным взрывам, техническим и промышленным прогрессом, развитием общественной мысли, философии, науки, литературы. Все течения искусства модерна объединяло общее, так называемое, мировоззрение «fin de siecle» – «конец века», отличавшееся, с одной стороны и растерянностью, духовной усталостью, кризисом идеалов, скептицизмом и самоиронией, а с другой – настоящими поисками нового большого стиля во всех сферах творческой жизни, стиранием границ между элитарным и массовым искусством .
Искусство модерна завершило в начале XX века свой стилистический цикл развития. И художники следующего поколения не смогли создать свой стиль. Их отказ от идей художественности и привел к модернизму: конструктивизму, функционализму, абстракционизму. Поэтому искусство модерна часто называют последним большим художественным стилем.
Многим, вероятно, тогда казалось, что на их глазах создается совершенно новое искусство. «Мы гребень вставшей волны», - писал В. Брюсов. В период модерна происходило стремительное переосмысление старых и открытие новых художественных форм и приемов, сближение и слияние различных видов и жанров искусства. Художники модерна дерзко ломали привычные нормы и границы.».
Главным содержанием периода модерна стало стремление к синтезу различных источников, методов, стилей, форм и приемов.
Действительно, так же, как и в начале XX столетия, на рубеже веков преобладал идеализм, вера в то, что искусство может изменить жизнь. Однако художники модерна стали использовать в своем творчестве разные формы: греческой архаики, крито-микенского искусства, античной классики, экзотического искусства Китая и Японии, Готики и Ренессанса, искусство этрусков и французского Рококо...
В сравнении с предыдущим периодом эклектики чаще применялся принцип формовычитания, а не формосложения, обеспечивающий целостность внешних и внутренних, декоративных и конструктивных элементов композиции .
Стремление к такой целостности и есть главное качество искусства модерна. В то же самое время многообразие художественных форм и различных композиционных приемов, сложность переходной эпохи, ее кратковременность не позволили принципу целостности реализоваться достаточно полно во всех произведениях. Поэтому в период модерна существовали разные стилистические течения. Во Франции: «флореальное», или Ар Нуво («Новое искусство»), в Австрии и Шотландии - геометрическое, в Германии близкое французскому Ар Нуво искусство именовали югендстилем, в Италии - либерти, в Польше - «сецессией». В России утвердился термин «модерн» (в западноевропейском искусствознании он не используется, обычно применяют название «Ар Нуво», а слово «модерн» означает просто современный, актуальный, передовой). Тем не менее, все эти термины - не синонимы, они имеют разный смысл.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Артигас, И. Гауди. Архитектор и художник/ И. Артигас. – М.: Арт-Родник, 2008. – 600 с.
2. Бхаскаран Л Дизайн и время. Стили и направления в современном искусстве и архитектуре. Арт-Родник, 2006 - с.136-142
3. Горюнов В., Тубли М. Архитектура модерна. СПб.: Стройиздат, 1992. – с.9 - 25
4. Горюнов, В.С. Архитектура эпохи модерна/ В.С. Горюнов. – М.: Стройиздат, 1992. – 360 с.
5. Давыдова, И.И., Демкина, С.М. Архитектор Ф. О. Шехтель/ И.И. Давыдова, С.М. Демкина. – М.: ИМЛИ РАН, 2009. – 80 с.
6. Звагельская В.Е. Архитектура и градостроительство Урала. - Свердловск, 1988.с.56- 62
7. Петкова С.М. Справочник по мировой культуре и искусству. - Изд. 4-е. - Ростов на Дону: Феникс, 2007. – с.411-418
8. Сарабьянов, Д.В. Модерн/ Д.В. Сарабьянов. – М.: Искусство, 1989. – 296 с.