Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время в нашей стране наблюдается становление совершенно новой системы образования, которое имеет ориентир на гуманизацию обучения. Современный образовательный процесс направлен не на наделение учащихся теоретическими знаниями по различным предметам, а на личность учащегося как инициативного деятеля. Несмотря на этот факт, проблема неуспеваемости среди подростков заметно увеличивается за счёт повышения требований к учащимся и стремительно меняющихся общественных и духовных ценностей нашего общества.
Сегодня во многих школах по некоторым причинам перестали уделять необходимое внимание психолого - педагогической коррекции неуспеваемости подростков. Это предстаёт реальной проблемой, так как подростковый возраст - комплексный и самый сложный этап становления личности человека. Именно в это время закладывается база для дальнейшего полноценного личностного развития.
Цель данного исследования - провести теоретический и практический анализ проблем неуспеваемости старших школьников.
Задачи:
1.Раскрыть понятие «неуспеваемость» в психолого-педагогической литературе.
2.Проанализировать работы отечественных и зарубежных психологов, касающиеся проблем и причин неуспеваемости у старшеклассников.
3.Дать личностно-психологическую характеристику неуспевающих подростков.
4.Подобрать комплекс мероприятий, направленных на преодоление причин неуспеваемости школьников
Объект исследования - старшеклассники.
Предмет исследования - неуспеваемость старших школьников.
Для решения поставленных задач применялись методы:
-анализ психолого-педагогической литературы
-использование методики школьной тревожности Филлипса
-анкетирование
Глава1 Теоретический анализ проблемы школьной неуспеваемости старшеклассников
1.1Понятие «неуспеваемость» в психолого-педагогической литературе
Школьный период жизни играет огромную роль в становлении личностных качеств человека. Именно в это время формируется под влиянием и в результате тех или иных особенностей школьного периода личность каждого человека. Насколько личность будет самодостаточна и всесторонне развита, зависит не столько от самого ученика, а от того, каков сам школьный процесс, как он организован, как видит общество цели и задачи школьного обучения.[10] Неуспех старшеклассников в обучении отражается на качестве усвоения знаний и на формировании негативных личностных качеств - лживости, неуверенности в своих силах, приспособленчестве, отрицательного отношения к труду, заниженной самооценки.
Под неуспехом подразумевается весь комплекс школьных проблем, которые могут возникнуть у подростка в связи с обучения в школе (Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер, М.М. Безруких). Такие трудности приводят к выраженному функциональному напряжению, часто даже к ухудшению здоровья, нарушению социально-психологической адаптации, а также к неуспеваемости, снижению уровня обучения.
В психолого-педагогическом словаре неуспеваемость обучающихся - это негативное явление педагогической действительности, проявляющееся в наличии обучающихся в образовательном учреждении, не освоивших программу учебного года и имеющих академическую задолженность по двум или более предметам[5]
Неуспеваемость представляет собой ситуацию, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям конкретной школы, то есть неудовлетворительные отметки по какому-либо предмету (или по всем предметам сразу) в четверти или в году. Если же такая неуспеваемость систематическая, то ситуация ведёт к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества [12] Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. [1]
Заключение
В настоящее время проблема школьной успеваемости остро стоит пред школьным педагогическим составом и родителями. Для подросткового возраста характерны серьёзные изменения в психологическом и физиологическом развитии человека, а, следовательно, эти трансформации касаются и школьной успеваемости.
Трудности и проблемы, связанные с учёбой, которые возникают перед подростками, имеют разные причины. Главной можно назвать недостаточный уровень развития познавательной сферы учащихся, и в первую очередь – низкий уровень развития их аналитико - синтетической деятельности в целом.
Одни причины неуспеваемости могут быть объяснены особенностями подросткового возраста. Такие трудности можно преодолеть и скорректировать с помощью тесного взаимодействия родителей и педагогов. Другие проблемы представляют собой накопленные трудности и переживания, они, как правило, связаны с хроническим психологическим неблагополучием подростков, с нарушениями значимых для них взаимоотношений, с неуспешностью в различных областях жизнедеятельности. Самыми распространёнными причинами школьной неуспеваемости можно назвать плохо выраженную мотивационную сферу у подростков и конфликтные отношения с учителями.
Методы психолого – педагогической коррекции направлены на ликвидацию и предупреждение неуспеваемости старшеклассников. Для систематической работы специалисты используют следующие методы: педагогическая профилактика, наблюдение, анализ документации, педагогическая диагностика, педагогическая терапия и воспитательное воздействие. Главными условиями успешности психолого- педагогической коррекции являются системность и осуществление её на протяжении всего процесса обучения.
Фрагмент для ознакомления
3
Методика школьной тревожности Филлипса
Текст опросника.
1Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?
2Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
3Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
4Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?
5Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
6Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?
7Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
8Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
9Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
10Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
11Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
12Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?
13Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
14Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
15Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, чего хочешь ты?
16Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
17Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
18Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
19Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, ли ты сделаешь ошибку при ответе?
20Похож ли ты на своих одноклассников?
21Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
22Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?
23Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
24Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?
25Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?
26Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
27Боишься ли ты временами вступать в спор?
28Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
29Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
30Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?
31Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?
32Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?
33Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?
34Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
35Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
36Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
37Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
38Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?
39Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?
40Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?
41Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
42Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
43Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
44Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
45Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?
46Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
47Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
48Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?
49Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?
50Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?
51Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?
52Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?
53Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?
54Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, чего не можешь ты?
55Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?
56Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?
57Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?
58Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?