Фрагмент для ознакомления
2
Глава 2.
2.1 Необходимость применения "кейнсианских" инструментов регулирования экономики в России
Экономическое развитие в ХХ веке можно охарактеризовать как постоянную борьбу между кейнсианской моделью экономической политики и либеральным подходом к ее регулированию. В 2008 году финансовый кризис в очередной раз заставил сомневаться в эффективности неолиберальной парадигмы, отрицающей необходимость постоянного воздействия государства на экономику, и большинство экономик мира продемонстрировали неоконсервативную реакцию: и инструменты государственного регулирования экономики снова стали превалировать в экономической политике.
Начиная с 1989 г. и присоединения России к Вашингтонскому консенсусу, в основе которого находились идеи Ф. Хайека и М. Фридмена, все рыночные преобразования в России велись по рекомендациям МВФ, которые подразумевали комплекс мер и рекомендаций, стабилизирующих государственную экономику, для стран, испытывающих финансовый и экономический кризис. К таким мерам относились поддержание фискальной политики, снижение налоговой ставки, либерализация финансовых рынков и внешней торговли, снижение ограничений для прямых иностранных инвестиций, а так же приватизация и дерегулирование экономики. Однако результаты данной политики оказались весьма неутешительными. По мнению ведущих экономистов, именно Вашингтонский консенсус, основанный на сочетании неолиберализма и монетаризма, явился основной причиной мирового финансово-экономического кризиса. Политика консенсуса негативно отразилась и на российской экономике. Приватизация привела к резкому расслоению общества по доходам (см. табл. 1), что закрепило за Россией и её сырьевую направленность и дальнейшее экономическое отставание от развитых стран. Отсутствие должного контроля со стороны государства за частным капиталом привело к неразрешимой проблеме оттока капитала и сокращения инфляции. Следовательно, дерегулирование экономики и перевод государственной собственности в частную лишь снижает сопротивляемость кризисам.
Таблица 1. Показатели социально-экономической дифференциации населения в России и их динамика
Годы Децильный коэффициент (в разах) Коэффициент Джинни Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума (в % общей численности)
1995 13,5 0,387 34,9
2000 13,9 0,395 29,0
2003 14,5 0,403 20,3
2006 15,9 0,415 15,2
2009 16,6 0,421 13,0
2012 16,4 0,420 10,7
2016 15,5 0,412 13,3
2018 15,5 0,411 12,9
С каждым годом становится все очевидней, что модель развития рыночной экономики России, основанная на использовании механизмов саморегулирования рынка, не в состоянии решать накопившиеся социально-экономические проблемы, и рынок не может регулировать многие процессы без активного участия государства, а, следовательно, самое время обратиться к идеям Дж.М. Кейнса.
Рисунок 1 - Динамика величины налогового бремени в РФ, %
Тем более, что кейнсианская модель государственного регулирования экономики демонстрировала свою результативность в условиях экономических кризисов ХХ века (особенно в послевоенные годы) и применялась в большом количестве государств (США, Европа, Латинская Америка и др.), что позволяет сделать вывод о ее универсальности и эффективности. Безусловно, что в настоящее время не идет речь о тотальном использовании только данного подхода к экономической политике, однако синтез наиболее эффективных, проверенных временем, методов кейнсианского подхода с другими механизмами воздействия на экономику, на наш взгляд, может стать успешной стратегией развития российской экономической системы.
Таким образом, современная экономическая система в результате своей эволюции и постоянного усложнения экономических отношений между ее элементами и хозяйствующими субъектами требует внешнего воздействия со стороны государства для устранения проблем, порожденных несовершенствами рыночного механизма. Необходимость и важность государственного регулирования экономики сегодня не оспаривается ни политиками, ни экономистами. Сложность заключается только в том, какую модель регулирования экономики применять в тех или иных условиях. Методы государственного регулирования, предложенные Дж.М. Кейнсом в начале ХХ века и развитые его последователями в дальнейшие годы, не теряют своей актуальности по сей день, и способны внедряться правительствами разных стран в свои политические стратегии.
2.2 Возможности применения прямых методов регулирования экономики в России
Модель государственного регулирования экономики Дж.М. Кейнса предполагает использование как прямых (дирижистских), так и косвенных (экономических) методов воздействия на экономику.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ильиных К.А. Противостояние планирования и неолиберализма в современном обществе // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2018. Выпуск 1. С. 53-62.
2. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. – М.: Гелиос АРВ, 2002.
3. Ляскин Г. Г. Формирование антимонопольной политики в переходной экономике России: федеральный и региональный аспекты. / дисс. – Кемерово, 2001.
4. Ляскин Г.Г., Шабашев В.А. Подходы к оценке роли монопсонии на рынке труда: региональный аспект // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. - 2016. - № 2.
5. Мастеров А.И. Развитие методологии бюджетного планирования на этапе становления программно-целевого бюджетирования в России // Финансы и кредит. – 2015. – № 17 (641). – С. 20 – 28.
6. Мельник М. С. Финансовые и денежно - кредитные методы регулирования экономики в условиях мирового финансово - экономического кризиса // Бизнес в законе. Экономико - юридический журнал. – 2013. – № 6.
7. Налоговая политика страны на современном этапе. [Электронный ресурc]. – Режим доступа: http://reftrend.ru/946988.html.(Дата обращения 13.05.2019 г)
8. Нуримухаметов Р.М., Моисеева Ю.Н. Налоговое стимулирование как фактор развития предпринимательства // Вестник экономики, права и социологии. – 2012. – № 1. – С. 92–96.
9. Семенович Н.С. Теоретические подходы к антикризисному регулированию // Проблемы современной экономики. – 2011. – № 2.
10. Соболева Г.В., Попова И.Н. Стимулирование экономического развития регионов средствами бюджетной и налоговой политики // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия: Экономика. – 2014. – № 1. – С. 5–26.