Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящей курсовой работы очень велика. Любое кино
должно выражать актуальные проблемы современного общества. В нашей
стране список этих проблем весьма велик и разнообразен. Одной из таких
проблем является выражение политической мысли и отношения к
политическому процессу.
К сожалению, современное российское кино не богато такими картинами.
Гораздо чаще для общества снимаются картины, посвященные Великой
отечественной войне, различные фильмы ужасов или довольно
сомнительные комедии с низкого уровня юмором.
Из последних отечественных политических картин или картин
посвященных проблемам внешнеполитическим можно вспомнить картину
2
посвященную событиям в Южной Осетии или картину посвященную
событиям крымской весны.
1. Политические мысли в современном российском обществе
1.1. Суть термина политическая мысль
Итак, политическая мысль – это выражение отношения государства,
общества в целом к тому или иному социальному или политическому
процессу, эпохе в целом и т.д.
Соответственно художник или вернее деятель искусства может выражать
свою политическую мысль, каким угодно образом. Другими словами, это
может быть театральная постановка, создание картины, кинокартина и т.д.
При этом художник может показать как свое видение ситуации, так и
предположить мнение общества или государства или изложить мнение
автора произведения, на базе которого снимается фильм или создается
спектакль .
Нужно отметить, что эпохальных или знаковых картин посвященных
выражению политической мысли в отечественном кино очень мало. Дело в
том, что государство не любит ворошить эту опасную тему боясь вызвать
ответную реакцию у общества. Особенно когда речь идет о социальнополитическом процессе и его последствиях.
В коммерческом плане с такими произведениями то же довольно все
плохо. Дело в том, что они или принесут прибыль или весь проект
оказывается убыточной затеей. В этом отношении примечательно
отношение к данному жанру кино в мировом кинематографе .
В частности, в США каждый год снимается множество фильмов. Как
минимум одна треть из них в той или иной форме имеет ярко выраженную
социально-политическую направленность. Достаточно вспомнить, что
именно американцы не побоялись снять фильм, посвященный
Уотергейтскому скандалу.
3
Так же можно вспомнить такой фильм как «Робот» с Уиллом Смитом. По
большому счету – это боевик с множеством специальных эффектов,
сценами падений в гигантские трубы и т.д.
Однако в то же время – это еще и социально-политический фильм
затрагивающий проблему роботизации общества. Этот фильм задает
множество вопросов. В частности, насколько человечество готово к
появлению домашнего робота, насколько человечество будет готово
довериться роботу? Самый важный вопрос – это возможно, чтобы робот
вышел из под контроля человека и начал действовать против человека .
Фильм дает утвердительный ответ на все эти вопросы. Что касается бунта
машины против человека – это возможно. Поэтому авторы рекомендуют
составлять все машинные алгоритмы таким образом, что бы оставлять за
человеком последнее слово. Право выбора или принятия решения должно
оставаться у человека, а не у машины.
С другой стороны стоит вспомнить, что в 2017-2018 гг. появился фильмоткровение Оливера Стоуна об истории США – «Не рассказанная история
США». Этот фильм стал настоящей сенсацией в жанре социальнополитического кино. О. Стоун первым из кинематографистов осветил все
или почти все темные закоулки американской истории .
1.2. Способы передачи политической мысли
Рассмотрим способы или формы передачи политических идей.
Во-первых – это кинематограф. По средствам кинематографа можно
передавать все многообразие вариантов такой установки. Более того по
средствам культуры и искусства можно транслировать отношение
предыдущих поколений к тем или иным событиям происходящим в стране.
Кроме этого следует отметить, что кино может быть снято по любому
поводу и в любой момент времени. В этом отношении следует привести
пример Голливуда. Эта «фабрика грез» каждый месяц выпускает
множество различных фильмов. При этом в угоду внутренней и внешней
4
политики в тих фильмах американцы сражаются, дружат или воют рука об
руку с русскими или славянами против мусульманско-арабского соперника
.
Противники главных героев – всегда не отличаются особой
сообразительностью, но при этом они хитрые и коварные. В конце
происходит счастливый конец, который завершает эту великолепную
постановку.
В этом отношении хочется вспомнить отечественный фильм «Брат».
«Брат» – это был фильм откровение, или протестное кино. Перед зрителем
открывается картина быта страны в лихие 90-е годы ХХ века. Расцвет
бандитизма, бессилие правоохранительных органов и полное
пренебрежение традициями русского народа со стороны приезжих
иностранцев .
При этом объединяющим началом всего фильма и отчасти русского народа
является сила русского рока. Причем важно отметить, что весь фильм снят
под музыку группы «Наутилус Помпилиус». Эта группа начала свое
существование еще в 80-е годы ХХ века, т.е. еще во времена СССР. Это
действительно протестные песни, которые вскрывали все несовершенство
быта и жизни в Советском Союзе .
Однако главная сила «Брата» – это простые слова о сложных проблемах.
Весь фильм Данила Багров ищет свое место в этом мире. Он убивает
плохих людей помогая слабым, беззащитным людям. Как сказано в самом
фильме город – это злая сила, которая забирает каждого, кто оказывается в
этом городе. Рецепт жизни по Балабанову – просто жить, как получится и
будь что будет. При этом нельзя не перед кем унижаться и прогибаться,
иначе тебя съедят такие же люди, как и ты.
Во-вторых – это театр. Театральное искусство так же является мощным
источником передачи политических мыслей. Однако здесь существует
целый ряд ограничений. Дело в том, что театральная постановка, как
правило, основана на том или ином произведении, в частности
5
литературном. Поэтому здесь уместнее говорить о трансляции отношения
к событиям или ситуациям прошлого.
2. Политическая мысль в кинематографе
2.1. Основные политические картины отечественного кинематографа
В 2014 году на экраны вышел современный вариант драмы «Дубровский».
Это кинопроизведение – фильм о том, как русский народ начинает уходить
в леса и создавать антиправительственные партизанские отряды. Еще
недавно российское кино боялось социальности как чумы. Продюсеры не
хотели ссориться с властью. Власть – это еще и деньги на съемки,
распределяемые через Министерство культуры. Но ситуация меняется:
появились не просто остро социальные, а по-настоящему политические
картины, содержащие недвусмысленные высказывания о ситуации в
стране. Другое дело, что из-за прокатчиков, которые тоже опасаются
властей и не любят коммерческие риски, почти все эти фильмы не
известны сколько-нибудь широкому зрителю. В список самых ярких
российских политических картин мы включили две важные работы конца
1990-х. Рассмотрим игровое кино на данную тему, из современных
документальных политических картин можно составить отдельный список
.
«Дубровский» (2014) Александра Вартанова и Кирилла Михановского .
Фильм не вполне соответствует оригинальному пушкинскому тексту (за
что его поругивает пресса), но при этом демонстрирует новейший русский
мужицкий бунт – и объясняет его причины. Причины в данном случае в
том, что коррупция и несправедливость на губернском уровне достигли
такого предела, что только и остается взяться за оружие да уйти в леса.
Вообще-то еще ни одна отечественная картина путинских времен не
утверждала, что кризис достиг точки, и народ, более не веря верхам, готов
взяться за оружие. Не доказывала, что бунт в условиях современной
6
России – это уже не фигура речи в колонках политических публицистов, а
вполне возможная – и близкая – реальность.
В соответствии с Пушкиным бунт в «Дубровском» – бессмысленный и
беспощадный. Современные крестьяне ночью сжигают в сарае омоновцев,
испоганивших накануне похороны уважаемого человека и пришедших
сносить – ради корысти коррумпированных чиновников – их якобы
незаконно возведенные дома. Но затем запросто убивают и инкассаторов,
дабы добыть денег .
Крестьянами руководит контуженный на афганской войне (речь не о
Дубровском). Он буйный вожак прямо-таки по Высоцкому: «Настоящих
буйных мало, вот и нету вожаков». У него жесткая идеология: «Это война.
Сегодня они лишают нас домов – завтра они убьют нас как скотину». И:
«В России никогда еще без крови не обходилось». Он произносит еще
одну важную фразу, от которой кровь должна застыть в жилах российских
чиновников: «На Москву, может, не пойдем…», – продолжение менее
значимо.
Он – кошмар. Но порожден-то он российской действительностью,
взяточничеством и утратой веры в закон. Партизан, кстати, тоже
уничтожают беззаконно – попросту вырезают без суда и следствия.
2.2. Кризисные явления в российском кинематографе
Жанровое разнообразие российских фильмов с каждым годом все ниже.
Кажется, в последнее время в прокат выходят картины исключительно
одной из трех категорий: патриотические (либо про войну, либо про
спортивные достижения), драмы о том, как в России плохо живется,
наконец - комедии с совершенно безыскусным юмором. Не относящиеся к
одной из перечисленных категорий фильмы стали штучным товаром.
Справедливости ради, это присуще не только российскому кинематографу
– например, в Голливуде ситуация схожая, но все же далеко не настолько
7
плохая. Там есть явно преобладающие жанры, но и остальные живут и
предлагают зрителям что-то новенькое .
Причин у этой проблемы отечественного кинопроизводства несколько:
небольшие бюджеты, психология зрителя и подход к созданию фильмов.
Разберем их по порядку.
Заключение
1. Сегодня существует множество способов выразить политические
идеи и мысли. Кинематограф – это самый эффективный способ такого
высказывания. При этом политическая мысль может быть как
поддерживающей власти, так и оппозиционной или осуждающей.
Соответственно идеи отражаемые таким образом будут восприниматься
обществом, и оцениваться им.
2. Существует множество способов или форм передачи политических
идей. При этом стоит отметить, что основными являются три – это кино,
театр и музыка. При этом нужно иметь в виду, что кино в нашем случае
объединяет как кинематограф, так и телевидение в целом. Театр – это
мощный инструмент воздействия на интеллигенцию, а музыка – это
механизм воздействия на молодежь.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Антонов Д.П., Бессонов В.И., Гурин Я.В., Чернов Д.Н. Политическая
мысль в культуре. – Новосибирск: Эдельвейс, 2014. – 557 с.
2. Бобров И., Жилин С. Трансформация методов передачи
политической мысли в современной культуре // Материалы
международного научно-практического форума «Евразийский научный
форум» - СПб.: МИЭП при МПА ЕврАзЭС, 2016 – С. 78-93
3. Вильданов М.,Турыгин А. Культура на службе у государства.
Методы трансляции политических установок и идей // Зарубежное военное
обозрение, 2018 № 7 С. 32-37
8
4. Власова А.О., Богданова Е.А. Государство и культура. Трансляция
идеологии страны. – Казань: ДЛТ, 2016. – 374 с.
5. Герасимов П.С., Беляева Н.С. Передача политических идей
обществу. – Воронеж: Альянс, 2017. – 322 с.
6. Измайлова В.П. Российский кинематограф на службе России. –
Волгоград: Пламя, 2017. – 377 с.
7. Ильин А.С., Суворов Д.Е. Кризис в российском кинематографе. –
Мурманск: Полярные зори, 2016. – 389 с.
8. Ильина В.О. Культура на службе российского государства //
Материалы международного научно-практического форума «Евразийский
научный форум» - СПб.: МИЭП при МПА ЕврАзЭС, 2017 – С. 111-123
9. Казанцев А.А., Сорокина А.Л. Концепции трансляции обществу
политических мыслей через кинематограф // Материалы международного
научно-практического форума «Евразийский научный форум» - СПб.:
МИЭП при МПА ЕврАзЭС, 2015 – С. 20-25.
10. Калдор М. Современное искусство и современная пропаганда / пер. с
англ. П. Бортник, М. Давыдов. – СПб.: ИД Черная речка, 2016. 446 с.
11. Карнаухов Г.З. Передача политических идей в современной России.
– Хабаровск: Орион, 2015. – 287 с.
12. Кастрыкин М.В., Карелин А.С. Проблема эффективности методов
современной внутренней пропаганды // Материалы международного
научно-практического форума «Евразийский научный форум» - СПб.:
МИЭП при МПА ЕврАзЭС, 2015 – С. 34-49
13. Кирилова Т.А., Подгорная А.В. Министерство культуры России.
Эффективность деятельности. – Екатеринбург: Капитолий, 2017. – 1476 с.
14. Корецкий В.И. Министерство культуры и пропаганда политического
курса страны – Новосибирск: Pro&Contra, 1986. — 386 с.
15. Костомаров Н.И. История пропаганды в современной России и
Советском Союзе // Исторические монографии и исследования. Кн. 1. М.:
Академия, 2015. – 386 с.
9
16. Котов М.С., Егоров С.С. Актуальные виды искусства и их
использование в пропаганде. – Уфа: Курган, 2016. – 365 с.
17. Кревельд М. Государственная пропаганда в сфере культуры / пер. с
англ. под ред. В. Петровой; 2-е изд. Калининград: Маяк, 2015. – 336 с.
18. Лебедева М.М. Измерение эффективности государственной
пропаганды через систему культуры // Материалы международного
научно-практического форума «Евразийский научный форум» - СПб.:
МИЭП при МПА ЕврАзЭС, 2016 – С. 94-103
19. Мартыненко Е.В., Сырхаев А.А. Ответственность власти за
распространение корректных политических идей // Материалы
международного научно-практического форума «Евразийский научный
форум» - СПб.: МИЭП при МПА ЕврАзЭС, 2017 – С. 78-93
20. Михайленко А.Н. Политические идеи государства и методы их
распространения // Материалы международного научно-практического
форума «Евразийский научный форум» - СПб.: МИЭП при МПА
ЕврАзЭС, 2015 – С. 124-138
21. Михайлова Ю.С. Орлова Ю.И. Мировой кинематограф и
политический дисскурс. – Казань: Пальмира, 2018. – 432 с.
22. Най С. Джозеф (младший). Теория и практика культуры / пер. с англ.
Е.А. Соловьевой. – Самара: Май, 2014. – 445 с.
23. Никитин В.М. Современные методы пропаганды и их эффективность
// Материалы международного научно-практического форума
«Евразийский научный форум» - СПб.: МИЭП при МПА ЕврАзЭС, 2017 –
С. 137-145
24. Семенов С.И. Особенности передачи политических идей через
частное кино и государственный заказ // Материалы международного
научно-практического форума «Евразийский научный форум» - СПб.:
МИЭП при МПА ЕврАзЭС, 2017 – С. 152-167
25. Суворов В.А. Достоинства и недостатки политики современного
министерства культуры России. - Воронеж: ИД Ярус, 2017. — 431 с.
10
26. Терентьева О.В., Логинова В.С. Современное российское социальнополитическое кино. – Нижний Новгород: Фара, 2018. – 1723 с.
27. Титова Н.С. Проблемы современного российского социальнополитического кино. – Екатеринбург: Азимут, 2016. – 449 с.
28. Федорова О.Д. Российское и советское социально-политическое
кино. – Новороссийск: Акцент, 2015. – 380 с.
29. Фененко А. Теория культуры. Учебное пособие / М.: Аспект Пресс,
2015. 384 с.
30. Щербакова А.А. Проблемы современного российского социальнополитического кино // Материалы международного научно-практического
форума «Евразийский научный форум» - СПб.: МИЭП при МПА
ЕврАзЭС, 2015 – С. 386-397
31. Ярцев Е.Н. Сравнительный анализ современного российского и
советского социально-политического кинематографа // Материалы
международного научно-практического форума «Евразийский научный
форум» - СПб.: МИЭП при МПА ЕврАзЭС, 2016 – С. 412-425