Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Развитие предпринимательства в нашей стране в последнее время приобретает все новые формы. Одной из таких форм является фран-чайзинг. Хотя данная форма предпринимательской активности изначально зародилась за рубежом, в России данное направление прижилось. Спра-ведливости стоит отметить, что на сегодняшний день расширение деятель-ности компаний посредством франчайзинга является не только самым эф-фективным видом бизнеса, но и достаточно прибыльным. Анализ совре-менной литературы по данному вопросу позволяет прийти к выводу о том, что расширение деятельности компаний посредством франчайзинга явля-ется достаточно перспективным направлением, за которым будущее. Не-полное раскрытие потенциала франчайзинга как одного из важных направлений предпринимательской активности фирм, недостаточное изу-чение данного вопроса в отечественной практике, актуальность денной те-мы, предопределили выбор темы курсовой работы, определив ее ос-новные задачи:
- определение сущность и значения понятий «франчайзинг», «фран-чайзинговая деятельность», «типы франчайзинга»
- раскрытие основных особенностей развития франчайзинга на со-временном этапе развития науки;
- анализ деятельности компании СДЭК, активно использующей принципы франчайзинга в своей работе;
- разработка схемы – инфраструктуры франчайзинговой системы компании.
Структура курсовой работа представлена в виде введения, первой и второй главы, заключения, списка использованных источников, приложе-ний. При написании работы была использована новейшая научная лите-ратура по тематике франчайзинга, включая зарубежные источники.
1. Франчайзинг и его место в предпринимательской деятель-ности
1.1 Сущность и содержание термина «франчайзинг»
Слово - «франчайзинг» [3] состоялось от французского franchise, что значит освобождение от налога, преимущество, «льгота», что проявляется в праве на свободу ведения некоторой работы, к примеру, проведение яр-марок, использование паромов и переправ, организацию базаров, возве-дение дорог, право на охоту. В средние века подобными привилегиями
владели короли, предоставлявшие франшизы на платную работу всякого
рода. В конечном итоге, данный термин закрепился в англоязычных госу-дарствах.
По другим авторитетным источникам, сам Римский Папа, целью обеспечивания большого сора налогов давал конкретным лицам эксклю-зивное право собирать выплаты в тех (иных) географических зонах.
Важно отметить, что современный франчайзинг, в том понимании как используется сейчас, считается сравнительно новым явлением в эконо-мике, хотя его корни уходят в далекое средневековье. До сих пор юриди-ческий термин «франшиза» в Австралии, США подразумевает передачу кому-либо определенных прав казенной властью.
В той же средневековой Англии государь предоставлял знати раз-личные права, например, взимать налоги на предопределенной террито-рии в обмен на необходимые власти блага и сервисы. Жителям давались особые разрешения (франшиза) участвовать в ярмарках, реализовывать свои товары. В наши дни в Великобритании все еще имеют юридическую силу древние франшизы, дающие возможность их владельцам права на проведение ярмарок, содержание рынков. Можно сделать вывод, что еще с древних времен власть делегировала часть своих полномочий в замен на имеющийся капитал (требуемые услуги), тем самым закладывая фундамент современного франчайзинга на протяжении веков. Что касается торговой практики, то в Лондоне в 17 веке были организованы системы торговых гильдий, которые отдаленно напоминали современные системы фран-чайзинга. В 19 веке в Великобритании была учреждена система «связан-ных домов», сущность которой заключалась в предоставлении властями соответствующего права на торговлю спиртными напитками лишь хозяе-вам постоялых дворов по определенной лицензии. Основная масса соб-ственников не имело достаточно средств для приведения постоялых дво-ров в норму и оплату лицензии. Данную систему великолепно использова-ли пивовары, предоставляя обладателям постоялых дворов заем либо сда-вая им в аренду имущество, а получая в обмен рынок сбыта своего пива и других спиртных напитков.
На рубеже 19-го и 20-го девятнадцатого [4] и двадцатого веков авто-мобильные и нефтеперерабатывающие компании стали предоставлять со-ответствующие права на продажу своей продукции. На данной стадии эво-люции под франчайзингом принято понималось активное распространение прав на продажу продукции производителя.
Современная концепция франчайзинга особенно стала актуальной после второй мировой войны с активным возвращением миллионов аме-риканских военных, и, как следствие, подъемом рождаемости. Одновре-менно с этим возникла огромная необходимость в различных видах това-ров и предложений. В данных условиях франчайзинг проявился как иде-альная модель для убыстренного развития гостинично - туристического сектора и промышленности общественною пи тания.
В 1950 году стартовала эпоха прогрессивного франчайзинга. Ее от-крыл
Рэй Крок, коммивояжер - торговец аппаратов для производства молочных
коктейлей. Единожды посетив паркинг-ресторан быстрого обслуживания «Сан Бсрнадино», управляемый братьями Макдональдами, впечатленный вкусом питательного картофеля - фри, Крок выкупил права на фран-чайзинг их бизнеса. Так возникла одна из самых эффективных фирм в ис-тории американского бизнеса.
60 – 70-ые годы - период наибольшего подъема франчайзингового
бизнеса, однако в это же время разразилась масса скандалов, которые могли
скомпрометировать саму идею франчайзинга. Причиной тому послужило
существование огромного числа «липовых» франчайзинговых компаний,
которые попросту собирали деньги и исчезали. Другой причиной являлось
наличие фирм с недостаточной капитализацией и слабым менеджментом,
которые достаточно скоро разорялись, оставляя после себя вереницу
рухнувших франчайзи и разорившихся людей. Для обеспечения справед-ливых франчайзинговых взаимоотношений были созданы Международная Ассоциация Франчайзинга и Европейская Ассоциация Франчайзинга. Также во многих странах появились национальные франчайзинговые ас-социации.
Сегодня предприниматели всего мира знают франчайзинг как
безопасный способ, чтобы:
- помогать человеку вести бизнес самостоятельно, но не быть в нем
одиноким;
- помогать компаниям эффективно расширяться, не неся больших за-трат
на создание и поддержание массивного административного комплекса и не
испытывая трудностей в управлении широкой сетью корпоративных
предприятий;
- помогать компаниям превратить свою существующую сеть в
эффективно работающий, сильный бизнес, в котором работают преданные делу
люди.
В России франчайзинг появился относительно недавно и еще не по-лучил должного развития. В нашей стране интерес к этому экономическо-му инструменту возродился в 90-х годах прошлого века, когда практиче-ски одновременно возникло несколько франчайзинговых систем – отече-ственных и с участием иностранного капитала. Однако чрезмерные надеж-ды на развитие франчайзинга не оправдались.
Хотелось бы отметить, что сейчас франчайзингу уделяется достаточ-но
большое внимание в публикациях различных печатных изданиях по эко-номике
и управлению. Однако, в большинстве из них приводятся лишь основные
понятия и термины, связанные с этой моделью ведения бизнеса, история её
возникновения, а вот проблемы, с которыми сталкивается франчайзинг,
рассматриваются далеко не всегда.2
Таблица 1
Преимущества франчайзинга
1.2 Особенности развития франчайзинга на современном этапе
Зарождение развития франчайзинга [6] в нашей стране относят к се-редине 90-х годов прошедшего столетия. Широкое распространение он получил в секторе розничной торговли нефтепродуктами. Именно в дан-ный период времени многие специалисты стали рассматривать данный термин как интеграцию крупного и малого бизнеса, такого как электро-энергия, продажа нефтепродуктов, пассажирские перевозки, и пр.
Рисунок 1 – Темы развития франчайзинга в России
В современном предпринимательстве появляются концепции, имею-щие много общего с франчайзингом, при этом строятся на лизинговых от-ношениях. Возможности, которые дала данная концепция развития бизне-са, дали дальнейшие толчок к развитию франчайзинга в России.
При всей положительной динамике развития франчайзинга в России, на сегодняшний день участникам франшизных отношений, приходиться осуществлять свой бизнес в достаточно непростых условиях. Так, к при-меру, отсутствие общего понимания, административные барьеры, большой уровень недоверия, изменение рыночной ситуации, недостаточная защита прав на интеллектуальную собственность и незаконное их использование, а также коммерческие и финансовые риски, - все это и многое другое ока-зывает тормозящее влияние на развитие франчайзинга.