Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы. В нынешней социокультурной ситуации трудовая деятельность представляет собой важнейшую сферу самореализации и самовыражения личности, обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей и способностей индивида.
В современных условиях заинтересованность работодателей в гибких высококвалифицированных кадрах, для которых характерна трудовая мобильность и профессиональная компетентность, конкуренция трудовых ресурсов, с которой выпускникам учреждений профессионального образования приходится сталкиваться на рынке труда, заставляет корректировать подходы мастера производственного обучения к становлению профессионального имиджа учащегося, к развитию его компетентности, конкурентоспособности, эрудиции, творческих начал и культуры личности.
Это и является отправной точкой в поиске новых форм и методов работы мастера производственного обучения, направленной на формирование профессиональных компетенций учащихся.
Степень разработанности темы. Известны научные труды по основам профессиональной деятельности мастера производственного обучения (Б.И. Адаскин, Б.С. Гершунский, Г.Н. Жуков, Г.И. Кругликов, Н.В. Кузьмина, В.А. Скакун, С.А. Шапоровский, Н.Е. Эрганова, Ю.А. Якуба и др.).
Цель исследования состоит в выявлении, научном обосновании и практической проверке комплекса организационно-дидактических условий повышения педагогической компетентности мастера производственного обучения в процессе его профессиональной деятельности.
Объект исследования: процесс повышения профессионально-педагогической компетентности мастера производственного обучения.
Предмет исследования: организационно-дидактические условия повышения профессионально-педагогической компетентности мастеров производственного обучения в процессе профессиональной деятельности на базе учреждения начального профессионального образования.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи исследования:
1.На основе изучения современной научно-педагогической литературы определить особенности процесса повышения профессионально-педагогической компетентности мастера.
2.Разработать и апробировать модель повышения профессионально-педагогической компетентности мастера производственного обучения в процессе его профессиональной деятельности.
Методы исследования: метод анализа основных тенденций и подходов в научно-педагогических исследованиях по проблеме повышения профессиональной компетентности педагогов, изучение научно-теоретической литературы; моделирование;
Научная новизна исследования состоит в характеристике единства учебной и воспитательной работы мастера производственного обучения.
Практическая значимость исследования. Разработанные методические материалы по оцениванию деятельности мастеров производственного обучения и определению уровня их профессионально-педагогической компетентности:
Глава 1. Теоретические аспекты учебной деятельности мастера производственного обучения
1.1 Мастер производственного обучения и его функции
Мастер производственного обучения является педагогическим работником, он и основной процесс производственного обучения и воспитания учащихся. Функции мастера производственного обучения:
1.Организация и проведение учебно-производственного процесса при реализации образовательных программ различного уровня и направленности:
- Организация учебно-производственной деятельности обучающихся по освоению программ профессионального обучения и (или) программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих;
- Педагогический контроль и оценка освоения квалификации рабочего, служащего в процессе учебно-производственной деятельности обучающихся;
- Разработка программно- методического обеспечения учебно-производственного процесса.
2.Организационно- педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся по программам СПО:
- Создание педагогических условий для развития группы (курса) обучающихся по программам СПО;
- Социально-педагогическая поддержка обучающихся по программам СПО в образовательной деятельности и профессионально- личностном развитии.
3.Проведение профориентационных мероприятий со школьниками и их родителями (законными представителями):
- Информирование и консультирование школьников и их родителей (законных представителей) по вопросам профессионального самоопределения и профессионального выбора;
- Проведение практикоориентированных профориентационных мероприятий со школьниками и их родителями (законными представителями),
Обязательными компонентами компетентности являются:
положительная мотивация;
ценностно-смысловое представление о содержании и результатах деятельности;
знания, лежащие в основе выбора способа осуществления соответствующей деятельности;
умение, опыт, навык.
Заключение
В деятельности мастера производственного обучения на первый план должны выступать ценностные ориентации, направленные не только на мотивы экономического характера (доходы, прибыль, уровень собственного благополучия и т.д.), но и учитывающие в качестве приоритетных мотивы гуманистического характера (моральные установки, профессиональные ценности, творческая самореализация и т.д.). В настоящее время предприятия трудоустраивают молодежь осторожно, и часто молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда, поскольку развитие производства, новых технологий предъявляет особые требования к современному специалисту, работодатели все больше заинтересованы в гибких высококвалифицированных кадрах, для которых характерна трудовая мобильность, профессиональная самостоятельность и высокий уровень владения ключевыми профессиональными компетенциями.
Учащиеся в учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического образования, поступают в возрасте 15 – 16 лет, когда уже у каждого из них сформированы свой личностный жизненный опыт, ценностные ориентации, мотивы (положительные либо отрицательные) к учению. Уровень знаний по общеобразовательным предметам колеблется от 3,0 до 5,8 балла. Практика показывает, что большинство учащихся не подтверждают свой уровень обученности. Кроме этого при организации работ необходимо учитывать, что учащиеся приходят из разных школ, районов столицы, немало поступает и иногородних, многие из которых (30 – 60 %) из малообеспеченных, неполных семей.
Все эти особенности мастеру производственного обучения необходимо учитывать при формировании коллектива группы, обучении и воспитании. Несмотря на то, что учащиеся имеют разный уровень мотивации, всех их необходимо обучить избранной профессии, влюбить в профессию, не разочаровать тех, кто целенаправленно решил стать строителем.
Результативность работы также обеспечивается, если сумел добиться взаимодействия с родителями.
Позитивная результативность опыта выражается в том, что даже те учащиеся, которые пришли в училище, не имея выраженного профессионального мотива, а также те, кто имели пробелы в знаниях по предметам профессионального и специального цикла, в результате осваивали специальность, успешно сдавали экзамены, пробные работы по специальности и получали установленный разряд.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Аронов М.Ф., Молчан Л.Л. Совершенствование производственного обучения. - Мн.: РИПО, 2015. - 65 с.
2. Макиенко Н.И. Педагогический процесс в училищах профессионально - технического образования. - Мн.: Выш. шк., 2007. - 312 с.
3. Организация и методика производственного обучения / Под ред. М.А.Жиделева и др. - М.: Высш. шк., 2000. - 331 с.
4. Позняк И.П., Малашевич В.В. Организация и методика обучения в профтехучилищах. - Мн.: Выш. шк., 2005.
5. Положение о планировании производственной деятельности средних профессионально-технических училищ. - М.: 2014. - 108 с.
6. Профессиональная педагогика. Учебник для студентов, обучающихся педагогическим специальностям и направлениям. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2000. - 512 с.
7. Радченко, А.К. Проектирование технологии обучения техническим дисциплинам: учеб. пособие / А.К. Радченко. - Минск: Адукацыя i выхаванне, 2003. - 288 с.
8. Савенок, П.И. Урок производственного обучения и методика его анализа. /Методические рекомендации / П.И. Савенок, А.А. Соловянчик. - Мозырь: МГПИ, 2014. - 40 с.
9. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и методы обучения в средних специальных учебных заведениях. - М.: Высш. шк., 2010. - 192 с.
10. Титов А.И. Методика производственного обучения в профтехучилищах. - Мн.: Выш. шк., 2008.- 216 с.
11. Уманский В.С. Применение технических средств в учебном процессе средних профтехучилищ. - М.: Высш. шк., 2009.
12. Шапоринский С.А. Вопросы теории производственного обучения. - М.: Профтехобразование, 2006.