Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Руководство государства и ФТС России
принимает различные меры по повышению качества работы всей
таможенной системы, и прежде всего качества управления ее основными
процессами.
3
В современных условиях развития экономики сформировались
предпосылки для мобилизации системы менеджмента качества. На
практике неоднократно применялась система менеджмента качества на
предприятиях разного рода деятельности в экономической системе нашей
страны, в том числе и в таможенных органах. Общеобязательными
являются принципы, которые заложены в теоретическом базисе системы
менеджмента качества [1].
По мнению ученых, системное управление качеством стоит выделять как
часть общей системы управления предприятием, которая находится в
тесной взаимосвязи с другими элементами менеджмента [2]. Практика
выявляет различные случаи применения системы менеджмента качества, в
которой отражены все положительные и отрицательные стороны теории.
ГЛАВА 1 СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМ ОРГАНОМ НА
ОСНОВЕ МС ИСО СЕРИИ 9000
1.1 Особенности системы управления таможенным органом
Деятельность таможенных органов следует рассматривать в качестве
исполнительного аппарата государственной власти. Иерархичность
системы управления таможенными органами носит ярко выраженный
характер и основывается на принципе единоначалия, необходимость
которого обусловлена спецификой и сложностью решаемых таможенными
органами задач, а так же обстановкой, в которой они осуществляют свою
деятельность, а именно:
- повышенной ответственностью за принятые конкретные решения;
- динамикой оперативной обстановки, требующей высокой мобильности и
максимальной управляемости;
4
- сбором и обработкой информации об участниках внешнеэкономической
деятельности.
Рассматривая систему таможенных органов и входящие в нее подсистемы,
следует отметить, что они представляют собой организационные
структуры, строящиеся в соответствии с особыми принципами их
деятельности. Речь идет о законности, о равенстве лиц перед законом,
уважении и соблюдении их прав и свобод, о единстве системы
таможенного органа и централизованного руководства. К этому же
перечню следует добавить профессионализм и компетентность
сотрудников таможенного органа, единообразие правоприменительной
практики при совершении таможенных операций и проведении
таможенного контроля, применение современных информационных
технологий [10].
Таможенная система отличается большой динамичностью. Для того чтобы
справиться с постоянно восполняющимся потоком задач и при этом
прийти к разумному эффективному управленческому решению,
таможенная система должна обладать гибкостью и оперативностью в
совершенствовании своей структуры.
Характерные функции, как одна из особенностей таможенных органов,
определены ст. 12 ФЗ-№311 от 27.11.2010г. «О таможенном регулировании
в РФ». Согласно данной статье таможенные органы выполняют
следующие таможенные функции:
- Осуществляют таможенный контроль.
- Содействуют развитию внешней торговли РФ.
- Производят ведение таможенной статистики внешней торговли.
- Взимают таможенные пошлины и налоги.
- Обеспечивают порядок перемещения товаров и транспортных средств
международных перевозок через таможенную границу.
5
Обеспечивают соблюдение запретов и ограничений в отношении товаров,
ввозимых в РФ и вывозимых из РФ.
Обеспечивают защиту прав на объекты интеллектуальной собственности и
др.
Вся сфера таможенного менеджмента задействована в содействии защиты
государственной безопасности, обозначая результаты своей деятельности
выявлением, предупреждением, пресечением преступлений и
административных правонарушений, отнесенных законодательством РФ к
их компетенции [6].
1.2 Принципы системы управления таможенным органом на основе МС
ИСО серии 9000
Признавая в целом важность сертификации как внешней независимой
оценки деятельности госорганов, необходимо отметить, что особое
значение имеет и внутренняя оценка деятельности, выстраиваемая на
основе разработанных для каждого ведомства собственных критериев.
Так, в качестве механизма такой оценки в таможенных органах
предлагается ведомственная аттестация систем управления таможенными
органами. Концепция широкомасштабного освоения в таможенных
органах требований международных стандартов ИСО серии 9000,
рассмотренная на коллегии ФТС России 2 декабря 2010 г., стала
методологической основой формирования системы ведомственной
аттестации, присущей специфическим (ведомственным) процессам,
например, процессу таможенного контроля.
Внедрение положений этой Концепции в таможенных органах РФ
позволит реализовать единые подходы к оценке качества всего
многообразия таможенных процедур и в рамках Таможенного союза. Цель
6
данной Концепции состоит в определении путей и способов внедрения в
практику управления таможенными органами системы управления
качеством для повышения эффективности таможенного
администрирования [7].
Одним из приоритетных направлений реализации Концепции освоения в
таможенных органах стандартов ИСО серии 9000 является введение
механизма ведомственной аттестации, направленной на формирование
заинтересованности руководящего состава таможенной службы и
персонала таможенных органов в систематическом улучшении
таможенных процессов и результатов деятельности [8].
Исследования показали, что для реализации идеи ведомственной
аттестации необходимо создание специализированного подразделения в
ФТС России. Причем на этапе экспериментального применения
ведомственной аттестации целесообразно апробировать метод учета
результатов ведомственной аттестации в действующей системе оценки
деятельности таможен и присвоить показателю соответствия
определенный уровень весомости в общей номенклатуре учитываемых
показателей.
ГЛАВА 2 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
ТАМОЖЕННЫМ ОРГАНОМ НА ОСНОВЕ МС ИСО СЕРИИ 9000
2.1 Анализ системы управления таможенным органом
Приволжское таможенное управление (далее – ПТУ) образовано 11 июня
1993 года в соответствии с приказом Государственного таможенного
комитета России от 11 июня 1993 года № 227.
7
Штатная численность таможенных органов Приволжского региона на
31.12.2018 составляет 4 134 ед., из них: 996 ед. сотрудников, 2 454 ед.
гражданских служащих, 684 ед. работников.
Фактическая численность составила 3 687,5 ед., из них: 928 ед.
сотрудников, 2 159 ед. гражданских служащих, 600,5 ед. работников.
Укомплектованность кадрами – 89,20%.
Протяженность Государственной границы Российской Федерации с
Республикой Казахстан в регионе деятельности ПТУ составляет 2387 км,
из которых 1836 км – по границе территории Оренбургской области и 551
км – Саратовской области.
В состав ПТУ входят: 10 таможен: Башкортостанская, Нижегородская,
Оренбургская, Пермская, Самарская, Саратовская, Татарстанская,
Ульяновская, Приволжская электронная таможня, Приволжская
оперативная таможня;
47 таможенных постов (включая Приволжский тыловой таможенный
пост).
Приволжская электронная таможня создана 15 июня 2018 года, с 24
октября начала функционировать в полном объеме. В настоящее время на
Приволжском таможенном посту (центре электронного декларирования),
подчиненном Приволжской электронной таможне, сконцентрировано
около 90% общего объема декларирования региона.
Регионы деятельности таможен:
- Башкортостанской таможни - Республика Башкортостан;
- Нижегородской таможни - Нижегородская и Кировская области,
Чувашская Республика и Республика Марий Эл, Кукморский район
Республики Татарстан;
- Оренбургской таможни - Оренбургская область;
8
- Пермской таможни - Пермский край, Удмуртская Республика,
Железнодорожная станция Агрыз, находящаяся на территории Республики
Татарстан (Татарстан);
- Самарской таможни - Самарская область;
- Саратовской таможни - Республика Мордовия, Пензенская и Саратовская
области;
- Татарстанской таможни - Республика Татарстан (Татарстан), за
исключением Кукморского района и железнодорожной станции Агрыз;
- Ульяновской таможни - Ульяновская область;
Приволжской электронной таможни – территория Российской Федерации
(Приволжский таможенный пост (центр электронного декларирования)
уполномочен принимать декларации на товары, поданные в электронном
виде из любого региона Российской Федерации).
2.2 Рекомендации по совершенствованию системы управления
таможенным органом на основе МС ИСО серии 9000
Опытная эксплуатация системы управления качеством таможенного
контроля в таможенных органах Приволжского таможенного управления
(далее — проект) рекомендуется реализовать во исполнение решения
коллегии Приволжского таможенного управления (далее – ПТУ) от
28.01.2010 в соответствии с приказом ПТУ от 26.02.2010 № 125.
Основными целями проекта являются:
1. Организация внедрения системы управления качеством процесса
таможенного контроля (торговый оборот) в таможенных органах ПТУ,
обеспечение управления качеством процесса таможенного контроля.
2. Повышение качества таможенного администрирования.
9
Повышение качества и эффективности руководства таможенной
деятельностью является одним из путей реализации стратегической цели
развития Федеральной таможенной службы до 2020 года, определенной
как достижение уровня.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В целом таможенная деятельность представляет собой совокупность
государственных услуг и функций, направленных на регулирование ВЭД.
При этом результаты реализуемых таможенными органами функций,
безусловно, важны государству, так как качественная работа ведомства
способствует созданию благоприятных условий для экономического
развития страны.
К основным субъектам оценки качества таможенного дела относятся:
- широкая общественность;
- государственные органы, реализующие таможенные операции в
отношении экспортируемых и импортируемых товаров, то есть
соответствующие ведомства, перед которыми субъекты сделок и их
представители несут ответственность;
- персонал таможенных органов;
- таможенные представители;
- участники ВЭД, которые являются экспортёрами и импортёрами товаров;
владельцы складов временного хранения, таможенных складов;
- транспортные и логистические организации, которые непосредственно
отвечают за перевозку грузов.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Приказ ФТС России от 27.12.2010 № 2588 «О решении коллегии
ФТС России от 2 декабря 2010 года».
10
2. Андриашин, Х. А. Таможенное право / Х.А. Андриашин, В.Г.
Свинухов. - М.: Юстицинформ, 2016. - 264 c.
3. Габричидзе, Б. Н. Российское таможенное право: Учебник для вузов /
Б.Н. Габричидзе. - М.: Норма, 2016. - 448 c
4. Гупанова Ю.Е. Концептуальные и методологические основы
оптимизационно-адаптивного управления качеством таможенных услуг в
условиях неопределенности и риска: монография. М.: Изд-во Российской
таможенной академии, 2011. -106 с
5. Гупанова Ю.Е. Развитие организационного обеспечения управления
качеством таможенных услуг // Современные научные исследования и
инновации. 2017. № 3
6. Кукол Е. Чиновников разложат по рейтингу и от этого будет зависеть
их зарплата: интервью с заместителем руководителя Федеральной
антимонопольной службы А. Цариковским //Российская газета. 2011. 7
октября.
7. Макрусев В.В., Суглобов А.Е. Таможенный менеджмент. — М.: ИТК
«Дашков и К», 2017, 348 с.
8. Макрусев В.В. Основы системного анализа таможенного дела:
учебник (электронный ресурс Университетской библиотеки). – Москва,
Берлин: Директ-Медиа, 2015, стр.102-110.
9. Макрусев В.В.. Маркетинг таможенных услуг: учебник ,
Издательство «Проспект», 2017.
10. Модестов Н. Главное – Родину любить: интервью с руководителем
ФТС России А. Ю. Бельяниновым // Таможня. 2011. № 20 (283)
11. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнеспроцессов /Владимир Репин, Виталий Елиферов. — М. : Манн, Иванов и
Фербер, 2013. — 544 c
11
12. Рожкова Ю.В. Управление качеством таможенной деятельности
//ВЕСТНИК ОГУ. №8, август 2013.
13. Управление таможенным делом: Учебное пособие / В. В. Макрусев,
В. А. Черных, B. Т. Тимофеев, А. Ф. Андреев, М. В. Бойкова, И. Н.
Колобова, В. Ю. Дианова, C. В. Барамзин, В. Ф. Волков; Под общей ред. В.
В. Макрусева и В. А. Черных. — СПб.: Троицкий мост, 2012. — 448 с
14. Черныш А. Я., Барамзин С. В., Симахин О. Г. Концепция освоения в
таможенных органах международных стандартов ИСО серии 9000
«Системы менеджмента качества» // Вестник Российской таможенной
академии. 2010. № 4. С. 5–10.