Фрагмент для ознакомления
2
– акт выездной таможенной проверки;
– акт об отказе в доступе должностных лиц таможенного органа, проводящих выездную таможенную проверку, на объект проверяемого лица;
– постановление о наложении ареста на товары;
– постановление об изъятии товаров;
– постановление об изъятии документов;
– акт о наложении ареста на товары;
– акт изъятия товаров;
– акт изъятия документов;
– разрешение на пользование товарами;
– постановление о снятии наложенного ареста;
– акт о возврате изъятых товаров;
– акт о возврате изъятых документов;
– требование о предъявлении товаров и (или) представлении документов и сведений при выездной таможенной проверке;
– требование о представлении документов и сведений при камеральной таможенной проверке .
Данные положения являются основополагающими для возможности проведения камеральной таможенной проверки.
Глава 2.Практика проведения камеральной таможенной проверки
2.1.Методика проведения камеральной таможенной проверки
Таможенная проверка - форма контроля, в ходе которого таможенный орган проверяет соответствие деятельности, осуществляемой проверяемыми субъектами, требованиям таможенного законодательства и при выявлении нарушений законодательства применяет полномочия, предоставленные законодательными актами в целях пресечения нарушений таможенных правил и устранения их вредных последствий.
Основными задачами, решаемыми таможенными органами в ходе проведения проверок, являются: проверка правильности исчисления, полоты уплаты и своевременности уплаты таможенных платежей; выявление, пресечение и предотвращение нарушений в сфере таможенного законодательства, привлечение к ответственности лиц, виновных в совершении данных нарушений; осуществление контроля по другим вопросам финансово-хозяйственной деятельности субъектов в пределах своей компетенции.
Таможенная проверка как форма таможенного контроля чаще всего осуществляется после выпуска товаров. Таможенные органы могут проводить таможенную проверку после выпуска товаров в течение трех лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем. То обстоятельство, что таможенная проверка представляет собой форму таможенного контроля после выпуска товаров и имеет сроки давности проведения, позволяет таможенным органам выявлять нарушения таможенного законодательства, которые имели место непосредственно при выпуске товаров .
Следует отметить, что проведение таможенной проверки допускается только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, т.е. проведение таможенной проверки в отношении физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, не допускается.
Камеральная таможенная проверка как форма таможенного контроля имеет двойное значение: во-первых, это средство контроля за достоверностью представленных в таможенные органы сведений о товарах; во-вторых, это одно из средств отбора проверяемых субъектов для проведения выездных таможенных проверок.
ТК ТС закрепляет два признака камеральной таможенной проверки: содержательный и территориальный. Содержательный признак камеральной таможенной проверки предусмотрен п. 1 ст. 131 Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС), в соответствии с которым такая проверка осуществляется путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях, коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом.
Территориальный признак рассматриваемой формы таможенной проверки установлен в п. 2 ст. 131 ТК ТС, согласно которому камеральная таможенная проверка проводится таможенными органами по месту его нахождения без выезда к проверяемому лицу. Данный факт позволяет минимизировать вмешательство в деятельность субъекта хозяйствования. Характерным для камеральной таможенной проверки является то, что она не требует оформления предписания о назначении проверки, и в отношении нее не установлено временных ограничений (периодичности проведения камеральных таможенных проверок). Последнее обстоятельство означает, что камеральная таможенная проверка проводится по мере необходимости проверки достоверности сведений, указанных в документах, имеющих значение для таможенных целей.
Следует отметить, что в таможенном законодательстве не предусмотрено конкретных оснований для проведения камеральных таможенных проверок.
По аналогии с налоговым законодательством стран – основателей Таможенного Союза (России, Белоруссии и Казахстана), основанием для начала камеральной таможенной проверки может стать подозрение должностного лица таможенного органа о совершении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем таможенного правонарушения. На это могут указывать следующие факты:
проверяемое лицо использует льготы по уплате таможенных платежей;
подача проверяемым лицом заявления о возврате ему излишне уплаченных таможенных платежей;
в случае, если обнаружены ошибки в таможенной декларации и противоречия показателей в представленных таможенным органам документах;
если таможенная стоимость товара, представленная субъектом хозяйствования, не соответствует таможенной стоимости, согласно имеющейся у таможенных органов информации.
Касаясь сроков проведения камеральной проверки, следует отметить, что на законодательном уровне они не определены. Однако можно предположить, что таким сроком является время, необходимое для исследования и проверки документов, представляемых таможенным органам, с момента истребования таких документов у проверяемого лица и до составления акта таможенной проверки (если выявлены нарушения таможенного законодательства).
По завершении камеральной таможенной проверки могут иметь место два варианта развития событий. В первом случае в отличие от выездной таможенной проверки, результаты камеральной проверки, в ходе которой не выявлены нарушения таможенного законодательства, документально не оформляются. В то же время законодателем определено, что в журнале таможенных проверок делается соответствующая отметка о том, что в ходе камеральной проверки нарушений законодательства не выявлено.
Второй случай связан с оформлением результатов камеральной проверки, в ходе которой выявлены нарушения таможенного законодательства: не позднее трех рабочих дней со дня окончания проверки составляется акт таможенной проверки установленной формы в двух экземплярах.
Таким образом, проанализировав совокупность признаков, присущих камеральной таможенной проверке, можно сделать вывод о том, что данная форма проверки представляет собой упрощённую форму таможен ного контроля, которая требует минимальное количество средств и затрат для её проведения. В то же время проведение камеральной проверки требует от должностных лиц таможенных органов умения анализировать большие объёмы информации и на основании результатов такого анализа определять объекты, которые далее подлежат более тщательному таможенному контролю .
Прежде, чем рассмотреть результативность проведения таможенных проверок, необходимо отметить некоторое смещение акцентов при проведении камеральных и выездных таможенных проверок. Имеет место тенденция роста камеральных проверок и снижения количества выездных таможенных проверок.
Переориентация на проведение камеральных таможенных проверок и снижение количества выездных проверок является целенаправленной работой, проводимой таможенными органами стран ТС по снижению контрольной нагрузки на субъектов хозяйствования, минимизации вмешательства в их деятельность, приданию контрольной деятельности предупредительного характера, но в то же время позволяющей не снизить общий уровень контроля за соблюдением субъектами хозяйствования требований таможенного законодательства.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Договор о Евразийском экономическом союзе (в ред. от 08.05.2015): подписан в г. Астане 29 мая 2014 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2015. - № 8. - Ст. 1107.
2. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. № 17) (ред. от 08.05.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2010. - № 50. - Ст. 6615.
3. О таможенном регулировании в Российской Федерации. Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ (ред. от 23.06.2016) // Российская газета. - 2010. - № 269. - 29 ноября.
4. Вопросы Министерства финансов Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 15 января 2016 г. № 12 (ред. от 15.01.2016) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
5. О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2575-р (ред. от 15.04.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2013. - № 2. - Ст. 109.
6. Об утверждении Правил по формированию журнала регистрации и учета результатов форм таможенного контроля, проводимого подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров таможенных органов // Приказ ФТС России от 31 марта 2016 г. № 631 (ред. от 31.03.2016). Документ опубликован не был. // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420347858
7. Анохина, О.Г. Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза - М.: Проспект, 2011. - 134 с.
8. Басарева, К.В., Коварда, В.В. Таможенный контроль после выпуска. - СПб.: ИЦ Интермедия, 2014. - 162 с.
9. Годунов Д. Инструменты ЮНКТАД // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. – 2014. – № 10. – С. 50-59.
10. Дубинский Н. Новые правила проведения таможенных проверок //Валютное регулирование. - 2010. - № 6. - С. 25 - 32.
11. Легкий А. Камеральная таможенная проверка: особенности проведения //Таможенный вестник. - 2014. - №12. - С. 39 - 41.
12. Осипов Г.В., Садовничий В.А., Якунин В.И. Интегральная евразийская инфраструктурная система как приоритет национального развития страны. М.: ИСПИ РАН, 2013. - 288 с
13. Римко О. Таможенная проверка: чего ждать от контролёров? //Таможенный вестник. - 2014. - № 5. - С. 50 - 52.
14. Рыжков, К. Смещение акцентов: тенденция развития посттаможенного контроля в рамках Таможенного союза //Таможенный вестник. - 2014. - № 10. - С. 21 - 24.