Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современный мир развивается в условиях интеграции, глобализации образования, когда реформы затрагивают все основные сферы общественной жизни. Главными направлениями развития российского образования становятся его гуманизация и демократизация.
Сегодня именно личность признается высшей ценностью, меняется отношение людей к себе и друг другу. Все указанные изменения отражаются в концептуальных основах педагогической науки и образовательной практики, а также в нормативно- правовых актах, где ведущими принципами политики Российской Федерации признаются:
- уважение прав человека,
- гуманистический характер образования,
- приоритет жизни и здоровья, а также общечеловеческих ценностей.
Современное экономическое общество должно понимать, что для его дальнейшего развития необходим учет таких показателей как: уровень жизни и уровень духовно-нравственных ценностей людей, являющихся членами этого общества.
Гуманистическая тенденция развития современного общества направляет нас обратиться к гуманистическому наследию отечественной педагогики, а именно к мыслителям и педагогам второй половины XIX в.
Новое звучание передается отечественному педагогическому наследию, потому что это сегодня- основа решения всех современных задач российской педагогики. Для исследователей становится важным теория и практика образования того времени, времени, когда был накоплен уникальный педагогический опыт.
Большое влияние на развитие гуманистической направленности отечественной педагогики оказали такие ученые и мыслители как: К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, П.Ф. Лесгафт, Л.Н. Толстой и другие.
Педагогическая мысль гуманистической направленности оказала огромное влияние на воспитательную и образовательную деятельность образовательных учреждений, как в прошлом, так и в настоящем времени.
Цель работы: охарактеризовать гуманистическое наследие русской педагогики второй половины XIX в.
Для достижения цели решался ряд задач:
- рассмотрение теоретических аспектов гуманистической направленности отечественной педагогики второй половины XIX в.,
- характеристика гуманистических идей второй половины XIX века,
- знакомство с педагогическими идеями главных мыслителей гуманной педагогики того времени.
Объект исследования: гуманистическое наследие русской педагогики второй половины XIX в.
Предмет исследования: педагогические идеи главных мыслителей гуманной педагогики второй половины XIX в.
Методы исследования: сравнение, теоретический обзор, анализ.
Глава 1 Теоретические аспекты гуманистической тенденции в отечественной педагогике второй половины XIX в
1.1 Теоретические подходы к гуманистическому направлению в педагогике второй половины XIX в.
В педагогике термин «подход» означает способ анализа, описания или рассмотрения чего-то, что может иметь форму:
- идеи,
- теории,
- мысли,
- модели и т.д.
В таком контексте можно понимать определение этого термина как идею или мнение.
В педагогической литературе можно увидеть несколько видов теоретических подходов:
- системный,
- аксиологический,
- антропологический,
- цивилизационный и этнопедагогический.
Рассмотрим более подробно антропологический подход. Антропология представляет собой учение о сущности человека, его природе и особенностях. Антропологический подход определяет человека главным в природе. Именно человек – это главное в науке, наука видит человека предметом своего изучения, своей конечной целью.
Педагогическая антропология помогает осмыслению и пониманию человека с самых разных точек зрения:
- с психологической,
- социальной,
- биологической.
Впервые данный подход к содержанию отечественной педагогики был предложен К.Д. Ушинским во второй половине XIX в.
Сущность антропологического подхода, по мнению К.Д. Ушинского, должна заключаться в системном применении достижений всех наук о человеке. Эти достижения должны быть учтены в педагогическом процессе, как на этапе планирования, так и на этапе его реализации. Наука педагогика должна стремиться к синтезу принципов и методов разных наук о человеке.
Антропологический подход рассматривает педагогическую деятельность как деятельность по развитию:
- воли и чувств ребенка,
- духовных, телесных и душевных стремлений.
Если педагог владеет принципами антропологического подхода, то он должен владеть такими знаниями как:
- знания своего предмета,
- знания о жизни общества,
- знания психолого- возрастных особенностей ребенка,
- знания о особенностях педагогического процесса.
Во второй половине XIX в. научное пространство было уже развитой научной системой, поэтому каждый педагог мог воспользоваться в своей педагогической деятельности научными знаниями, именно это позволял антропологический подход.
Антропологический подход определяет задачи исследования педагогического процесса:
- построение системы работы педагога, которая определяется целями и задачами образовательного учреждения любого уровня и социального заказа общества,
- проектирование образовательного процесса по соответствию с принципами
- построение образовательного процесса в соответствии с проводимыми исследованиями.
Исследование педагогического процесса заключается в проектировании этого процесса и образовательной среды в соответствии с принципами целостности и внутренней активности человека.
Антропология, по мнению А.В. Шашкова, может разделиться на три области:
- социальная,
- биологическая,
- духовная. [10, с. 98].
Для каждой из сфер можно подобрать методологический критерий. Данный критерий дает возможность к определению человека в целом.
Чтобы определить уровень человеческого в человеке К.Д. Ушинский использовал разные свойства и качества человека, к наиболее важному из них он относил проявления духа (самосознание). Этот факт определял то, что Ушинский видел прямую связь меду аспектами. Например, физиологический аспект и психофизиологический аспекты находятся во взаимосвязи с духовным аспектом.
К.Д. Ушинский считал, что человек - не главная составляющая природы, в лишь ее часть. Биологическая природа человека не является главным смыслом его познания, поэтому очень важным становится познание духовное, например:
- потребность в самосовершенствовании,
- потребность изучать свой родной язык, обычаи и культуру.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антология педагогической мысли России первой половины XIX века. – М.: Наука, 2010.- 234 с.
2. Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. О России и русской философской культуре. – М.: Педагогика, 2003.- 267 с.
3. Бондарев С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. – М.: Педагогика, 2016.- 345 с.
4. Гончаров Н.К. Педагогическая система К.Д. Ушинского. – М.: Наука, 2002.- 112 с.
5. Добролюбов Н.А. Избр. пед. соч. - М..: Просвещение, 1986.- 589 с.
6. Королев А.П. Педагогический процесс. - М.: Наука, 2015.- 289 с.
7. Красин А.Р. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения.- М.: МГУ, 2015.- 293 с.
8. Копысов М.С. Гуманистическое образование.-М.: Просвещение, 2015.- 165 с.
9. Козьмин В.Ф. Педагогические идеи Н.А. Добролюбова.- Избр. пед. соч. – М.: Просвещение ,1988. - С. 6-18.
10. Куликов А.В. История педагогики. Идеи гуманизма.-М.: Педагогика, 2015.- 366 с.
11. Ломов С.В. Педагогическое наследие К. Д. Ушинского.- Избр. пед. соч. - М.:Педагогика, 1974. - Т. 2. - С. 365-413.
12. Пирогов Н.И. Избр. пед. соч. – М.: Наука, 1999.- 473 с.
13. Петров М.А. Педагогическое наследие: Белинский В.Г., Чернышевский Н.Г., Добролюбов Н.А.-М.: Просвещение, 2015.- 273 с.
14. Плеханов А.В. Революционно-демократическая педагогика Н.Г. Чернышевского.- Избр. пед. соч. - М., 1983. - С. 7-23.
15. Серов А.В. Гуманистическое наследие отечественной педагогики 19 века.-М.: Наука, 2014.- 352 с.
16. Толстой Л.Н. Пед. соч. – М.: Просвещение, 1987.- 484 с.
17. Ушинский К.Д. Избр. пед. соч. – М.: Педагогика, 1985 .- 482 с.
18. Чернышевский Н.Г. Избр. пед. соч. - М.: Наука, 1983.- 523 с.
19. Юминов С.А. История российской педагогики, 2015.- 373 с.
20. Шаталов А. А. Проблемы народной школы в педагогике Л.Н. Толстого. - М.: Просвещение, 2001.- 288 с.