Фрагмент для ознакомления
2
Вступление
Несмотря на растущую популярность ГЧП в России и зарубежных странах, многими исследователями отмечаются проблемы на начальной стадии проекта, когда выбор частного партнера сопровождается излишне высокими издержками и затяжным характером переговоров. В мировой практике наблюдается тенденция к использованию механизма ГЧП только в том случае, если будет доказано его существенное преимущество перед достижением аналогичных целей посредством традиционных закупок.
На настоящий момент процедура необходимого обоснования ГЧП в как формы осуществления инфраструктурного проекта обусловлена законодательством о ГЧП во всех странах - членах ЕАЭС. Ее форма, критерий проработанности значительно отличаются относительно государства. Более того, фактически отсутствует практика реализации указанной процедуры в границах конкретных проектов. Допустим, в РФ субъекты рынка ГЧП определяют имеющуюся процедуру как совершенно неустоявшуюся, требующую доработки. Беря во внимание интенсивное совершенствование национальных ГЧП-рынков государств ЕАЭС, растущий запрос на любую инфраструктурную кооперацию существующую между государствами Союза, представляется необходимым исследовать существующий опыт реализации оценки проектов ГЧП в отечественной, мировой практике, выявить различия в имеющихся подходах к указанной оценке, выработать конкретные пути синхронизации, развития указанной процедуры в границах экономического союза.
Формирование благоприятного инвестиционного климата в настоящее время становится одной из ключевых задач государственной политики Российской Федерации, в том числе в области промышленности. Без инвестиций сложно проводить преобразования в любой отрасли, особенно требующей крупных вложений, сложно развивать инновации, заниматься производством и организовывать торговлю промышленной продукцией. Стабильный приток инвестиций является необходимым условием устойчивого промышленного роста.
В настоящее время активно развивается законодательство в направлении расширения возможных инструментов привлечения инвестиций в отрасли, имеющее важное значение для государства и общества в целом, в том числе в рамках осуществления проектов государственно-частного партнерства.
В настоящее время проблемы, связанные с пониманием содержания ГЧП, практики его применения, достаточно активно исследуются отечественными учеными (П.А. Гагарин, Е.А. Двинянин, А.Н. Лукина, К.А. Макаревич, А.А. Родин, В.Е. Сазонов, А.А. Ходырев, Т.В. Юрьева, О.А. Ястребов и др.), к ним привлечено внимание и отечественного законодателя.
Что касается научных исследований, то, несмотря на тот вклад в формирование отдельных положений теории ГЧП, который был сделан перечисленными выше и другими учеными, по-настоящему комплексное исследование административно-правового регулирования ГЧП было проведено лишь А.Н. Лукиной . На наш взгляд, ею дано и наиболее точное и полное определение ГЧП - это административно-правовая форма реализации исполнительной власти и местного самоуправления, в рамках которой они вступают в партнерские отношения с частными лицами в целях реализации публичного интереса в виде эффективного и качественного исполнения функций, возложенных на органы публичной власти (органы государственной власти и органы местного самоуправления), и в целях привлечения в экономику частных инвестиций.
Глава 1 - Теоретико-правовые основы государственно-частного партнёрства
1.1. Понятие и признаки государственно-частного партнёрства
Создание и развитие инфраструктуры является одной из приоритетных задач государства. Одним из механизмов создания инфраструктуры является государственно-частное партнерство (далее - ГЧП). ГЧП как термин, помимо законодательного определения, толкуется крайне широко. Это отчасти является его минусом. Некоторыми авторами предлагается использование терминов «публично-частное партнерство», «государственно-частное взаимодействие» и иных .
Формальным признаком государственно-частного партнерства (далее - ГЧП) следует считать его юридическое оформление. При этом действующий Закон о ГЧП не содержит определения и четкого представления о форме ГЧП. Вместе с тем четкое определение формы как внешнего выражения ГЧП представляется чрезвычайно важным, поскольку позволит очертить границы между отдельными формами, т.к. без внешнего выражения в определенной форме конкретное осуществление ГЧП невозможно.
Выбор формы партнерства во многом зависит от его понимания с позиции перераспределения правомочий собственности. Партнерство понимают как косвенную приватизацию (основанную на участии частных лиц в реализации правомочий собственности, передаваемых от государства), как особую форму обеспечения населения публичными благами и как особую замену приватизации, позволяющую реализовать потенциал частнопредпринимательской инициативы и при этом сохранить контрольные функции государства в социально значимых секторах экономики .
Формирование объектов инновационной инфраструктуры в современных условиях является ключевым фактором стимулирования инновационной деятельности и коммерциализации научных разработок в научных институтах и университетах. В то же время взаимоотношения между высшими учебными заведениями, технопарковыми структурами и институтами развития в настоящее время строятся на исключительно бюджетном финансировании, получение которого нередко связано со значительными трудностями, не говоря уже о том, что оценить эффективность научного проекта для бизнеса в условиях жесткого бюджетного контроля практически невозможно.
1.2. Виды государственно-частного взаимодействия в РФ
В сфере здравоохранения, дорожного строительства и ЖКХ все чаще встречаются концессионные соглашения. Так, например, проект «Создание платной скоростной автодороги протяженностью 11 км от ММДЦ «Сити» до Молодогвардейской транспортной развязки» реализуется в форме концессионного соглашения сроком на 40 лет. Размер концессионной платы в бюджет города Москвы составил 70 млн рублей. На проектирование участка и строительство отведены 2 и 3 года соответственно, по истечении которых инвестор в течение 35 лет будет эксплуатировать дорогу на платной основе, взимая плату за проезд в рамках верхней границы, установленной городом. Объем финансирования данного проекта составляет 40 000 (млн руб.).
Подобным образом производится реконструкция:
- автомобильной магистрали «Скоростная автомобильная магистраль Москва - Санкт-Петербург на участке км 15 - км 53»;
- автомобильной магистрали «Новый выход на Московскую кольцевую автомобильную дорогу (МКАД) с федеральной автомобильной дороги М-1 «Беларусь» Москва - Минск» (северный обход города Одинцово);
- Международного аэропорта «Пулково» в Санкт-Петербурге.
Достаточно много интересных проектов в форме концессионных соглашений реализуются в здравоохранении. Так, к интересным объектам ГЧП на основе концессии можно отнести областной центр (Ленинградская область) медицинской реабилитации в г. Коммунаре (проект создания Областного центра медицинской реабилитации в г. Коммунаре на основе концессионного соглашения). Концедентом в проекте является Ленинградская область, а объектом соглашения - 200 коек, из которых 150 по программе ОМС по профилям «кардиология», «неврология», «опорно-двигательный аппарат»; земельный участок 41 га, объект не менее 22 тыс. кв. м. Проект сроком в 26 лет осуществляется в несколько этапов. На первом этапе (2015 г.) заключается концессионное соглашение, на втором этапе осуществляются инвестиции (2016 - 2018 гг.), эксплуатационная фаза продлится с 2019 по 2041 г.
При этом объем финансирования капитальных затрат на объект между концессионером и концедентом распределяется следующим образом: доля вложений концессионера - 15%, а концедента - 85%. Финансирование операционных затрат (в течение срока эксплуатации) полностью ложится на концессионера, а концедентом устанавливается минимально гарантированный тариф и объем услуг по ОМС (плата концедента в случае недостижения минимально гарантированного дохода). Также в Ленинградской области введена льгота по налогообложению: концессионные соглашения освобождаются от налога на имущество, что позволяет снизить концессионеру издержки в ходе эксплуатации имущества.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Винницкий А.В. Публичная собственность / А.В. Винницкий. М.: Статут, 2013. 732 с.
2. Городов О.А. Понятие, элементы и отраслевая принадлежность концессионного соглашения по праву России // Правоведение. 2011. № 6. С. 67;
3. Городов О.А. Понятие, элементы и отраслевая принадлежность концессионного соглашения по праву России // Правоведение. 2011. № 6. С. 78.
4. Дидикин А.Б., Юдкин А.В. Закон о промышленной политике в России. Экспертный комментарий. Москва: Фонд «СЭЦ «Модернизация», 2015. 40 с.
5. Елистратов А.И. Очерк административного права. М.: Госиздат, 1922. С. 95.
6. Жмулина Д.А. Система российского законодательства о публично-частном партнерстве // Юрист. 2015. № 7. С. 22 - 27; Качкин Д.В., Репин Р.Р. Соглашение о государственно-частном партнерстве как гражданско-правовой договор // Закон. 2015. № 10. С. 147 - 156;
7. Килинкаров В.В. Актуальные проблемы и тенденции в практике разрешения споров в сфере публично-частного партнерства в России // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2018. № 4. С. 64 - 65; Килинкаров В.В., Дружинин Е.И. Проблемы определения объекта соглашений в сфере публично-частного партнерства // Юрист. 2017. № 11. С. 16; Публично-частное партнерство в России и зарубежных странах: правовые аспекты / С.А. Белов, Е.В. Гриценко, Д.А. Жмулина и др.; Под ред. В.Ф. Попондопуло, Н.А. Шевелевой. М.: Инфотропик Медиа, 2015. С. 2.
8. Килинкаров В.В. Актуальные проблемы и тенденции в практике разрешения споров в сфере публично-частных партнерств в России. С. 68.
9. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 1 февраля 2011 г. № 106 «О заключении соглашения о создании и эксплуатации на основе государственно-частного партнерства автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр») // СПС «КонсультантПлюс»
10. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 25 декабря 2015 г. № 1181 «О заключении соглашения о создании и эксплуатации на основе государственно-частного партнерства лечебно-реабилитационного корпуса Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Городская больница № 40 Курортного района» // СПС «КонсультантПлюс».
11. Публично-частное партнерство в России и зарубежных странах: правовые аспекты / Под ред. В.Ф. Попондопуло, Н.А. Шевелевой и др. М.: Инфотропик Медиа, 2015. 528 с.
12. Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации»//СПС «КонсультантПлюс»
13. Белицкая А.В. Правовое регулирование государственно-частного партнерства. М.: Статут, 2012. 191 с.
14. Губин Е.П. Государство и бизнес в условиях правовых реформ // Журнал российского права. 2015. N 1. С. 23 - 30.
15. Губин Е.П. Правовое обеспечение свободы экономической деятельности // Предпринимательское право. 2015. N 4. С. 3 - 9.
16. Еременко В.И. Российское законодательство о промышленной политике // Законодательство и экономика. 2015. N 3. С. 7 - 16.
17. Нефедова А.С. О мерах по импортозамещению в рамках осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд // СПС "КонсультантПлюс". 2015.