Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Экзистенциальная терапия в группах основывается на тех же принципах экзистенциальной философии и психологии, как и индивидуальная экзистенциальная терапия. Как мы уже писали (Р.Кочюнас, 1998), "экзистенциальная терапия направлена не на личность как изолированную психическую целостность, а на человека как бытие-в-мире, т.е. на его жизнь". Внимание в группе концентрируется не столько на решении личных проблем участников, сколько на создании жизни группы и более глубокое её понимание. Это понимание достигается путём анализа жизни участников группы, а через это - и жизни вообще.
Говоря об экзистенциальной терапии в группе, особенно важно хотя бы коротко остановиться на важнейших философских предпосылках психотерапевтического процесса, особенно на понимании человека как Dasein, бытия-в-мире.
В западной групповой психотерапии можно отметить только некоторые экзистенциальные мотивы, например, в межличностной групповой терапии I.Yalom (1985) и в групповом анализе S.H.Foulkes (1975). Но это не более, чем мотивы, так как в первом случае теоретической основой является неофрейдистская межличностная теория психиатрии H.S.Sullivan, а во втором случае видим по существу психоаналитическую работу в группе, основа которой - интерпретации, хотя здесь больше интерпретируют участники группы, а не терапевт.
Ещё следует упомянуть двух американских психоаналитиков, связывающих себя с экзистенциальным подходом в групповой терапии - Thomas Hora (1959, 1968) и Hugh Mullan (1955, 1978, 1992). Их "экзистенциальность" в основном касается понимания в группе происходящих процессов и места терапевта в группе, хотя сама работа в группе по существу остаётся психоаналитической. Пониманию групповой динамики в обоих случаях не хватает последовательной экзистенциальной основы.
Концепция экзистенциального опыта развивается больше десяти лет. Впервые её основные принципы были описаны в 1991 г. (R.Kociunas, 1991). Она основывается на экзистенциальном понимании человека и его мира, которое коротко представлено в начале статьи. Философская основа ГЭО - работы S.Kierkegaard, M.Heidegger, M.Buber, P.Tillich, K.Jaspersи др. экзистенциальных философов.
Объект: психотерапевтические группы.
Предмет: экзистенциальные группы.
Цель: проанализировать особенности экзистенциальных групп.
Задачи:
1. Проанализировать экзистенциальные проблемы личности и их психотерапия
2. Рассмотреть особенности экзистенциальной психотерапии
3. Выделить особенности психотерапевтических групп
4. Провести анализ экзистенциальной психотерапевтической группы
Глава 1.Особенности экзистенциальной терапии в зарубежных и отечественных исследованиях
1.1 Экзистенциальные проблемы личности и их психотерапия
Экзистенциальная психотерапия – одна из школ психотерапии, бурно развивающаяся в последнее десятилетие в странах Европы, а также в России. Факт этого развития не случаен; экзистенциальная терапия пришла в Россию на «подготовленную» почву.
Экономические и политические кризисы, которые охватили мир, не оставили в стороне личность человека.
Экзистенциальная психология возникла в первое десятилетие после второй мировой войны на фоне общей «бессмысленности» жизни: человеческая жизнь ничего не стоила, миллионы людей погибли на полях сражений или сгорели в газовых камерах, умерли в концлагерях или тюрьмах; личность ощущала себя никчемной и «брошенной». В современном мире мы наблюдаем те же проблемы: из-за постоянных природных и технических катастроф, угрозы терактов, падающих самолетов и горящих торговых центров человек не чувствует себя в безопасности, находится в постоянной тревоге за собственную жизнь и за жизнь своих детей, не способен строить планов жизни хотя бы на десятилетия вперед.
Личность современного человека, также, как и личность людей в 40-е годы двадцатого века, находится в кризисе, в ощущении бессмысленности бытия, в страхе и тревоге. Этот глобальный «мировой» кризис накладывается на личностные, возрастные экзистенциальные кризисы взрослого человека и на психотерапию попадает средних лет человек, ощущающий усталость и чувство бессмысленности собственного существования. Человек с отсутствием радости жизни. Работающий, чтобы прокормить семью и при этом потерявший контакт с этой семьей. Не знающий, как дальше жить и главное, зачем.
И даже в тех случаях, когда клиент знает, «зачем» он живет, у него пропадает ощущение самой жизни, радости от того, что жив, то самое «чувство бытия» по Р. Мэю [2]. Экзистенциальная терапия работает с этими данностями существования современного человека. Работа экзистенциального терапевта основывается на базовых постулатах экзистенциальной терапии и на основных принципах работы. Известно, что экзистенциальная психотерапия – это прежде всего философское исследование жизни, а не «исцеление» или избавление от симптомов. На каких же основных допущениях основывается работа экзистенциального психолога? Первый базовый постулат экзистенциальной терапии гласит: жизнь человека имеет смысл всегда, при любых обстоятельствах.
То есть даже в эпоху глобальных кризисов, когда ни один человек не уверен в том, что он будет жить в завтрашнем дне, когда нет финансовой стабильности и, в целом, никакой стабильности вообще, все-таки жизнь человека имеет смысл. Открыть этот смысл (или смыслы) для себя – в этом может помочь экзистенциальный терапевт. Второй базовый постулат говорит о гибкости и приспособляемости человеческой природы. Человек способен создавать достаточно хорошую жизнь, несмотря на многие ограничительные условия своего существования. И жить, несмотря на постоянную угрозу небытия, которую он ощущает.
Уметь приспосабливаться к разным, порой очень сложным условиям человеческого существования. Третий постулат – о границах человеческого существования. Экзистенциальная психология, в отличие от гуманистической, например, не столь оптимистична в отношении возможностей личности.
С точки зрения экзистенциалистов, личность ограничена – болезнями, старостью, смертью, а также более «простыми» границами – своим характером, здоровьем, способностью понимать жизненные ситуации, жизненным опытом и т. д. [1]. Экзистенциальная терапия строится на анализе основных экзистенциальных данностей существования.
Экзистенциальные данности – то, что дано всем людям в жизни, то, чего нельзя избежать, что невозможно «вылечить» или изменить. Какие данности существования предлагает рассматривать в работе с клиентами экзистенциальная психотерапия? Чувство бытия. Данный экзистенциал предложил в своей работе «Открытие бытия» Ролло Мэй. Он называл появление этого чувства главной целью и основным условием экзистенциальной терапии [2].
Это чувство – интегрирующая внутренняя структура, ощущение своего существования как истинного, реального, чувство радости жизни. Чувство бытия может появляться и исчезать, но оно свидетельствует о том, что человек действительно живет и благодарен жизни за то, что живет. Это так называемый опыт «Я Есть», «Я Существую» и этот опыт человек может иметь только в том случае, когда есть кто-то, кто разделяет его существование, кому он может довериться, открыться. Свобода.
Данность свободы – одна из важнейших данностей человеческой жизни с точки зрения экзистенциальной психологии. Свобода понимается 139 как внешняя и внутренняя, как свобода «от» и свобода «для». Свобода «от» или внешняя свобода – это свобода от правил и ограничений жизни, она ведет в одиночестве и бессмысленности существования. Если человек хочет иметь много свободы «от», то он должен готовиться к тому, что останется один на один с жизнью и ее требованиями.
Свобода «для», наоборот, предназначена для решения важных жизненных задач, для наполнения жизни смыслом и ценностями, это свобода принимать решения и нести за них полную ответственность. Свобода всегда ведет личность к тревоге, к ответственности за последствия выбора. Экзистенциальный терапевт исследует понимание свободы клиентом и ее последствий. Конечность жизни. Смерть является такой же экзистенциальной данностью, как и жизнь. Жизнь и смерть всегда взаимосвязаны.
Смерть также является первичным источником базисной тревоги для личности и защиты, которые человек выдвигает против осознания реальности смерти, ведут к формированию невротических симптомов.
Осознание смерти, напротив, может служить фундаментом для развития личности, базисом аутентичной жизни. Осознание собственной смерти «вытряхивает», «вырывает» человека из забвения бытия (по М. Хайдеггеру), из повседневности, из привычной неаутентичности, заставляет сделать что-то, что привнесет в жизнь смысл. Осознание смерти обостряет чувство жизни и резко меняет взгляд на нее. Известны исцеляющие примеры столкновения со смертью, и не только терапевтические, но и литературные примеры. В «Смерти Ивана Ильича» Л. Н. Толстого мелкий чиновник, заболев смертельной болезнью, вдруг осознает, что он «плохо жил». Происходит трансформация Ивана Ильича в последние дни перед смертью: он начинает действительно понимать других людей, исчезают его надменность, желчность и самовозвеличивание [3].
Экзистенциальная терапия – единственная психотерапия, которая уделяет внимание смерти и работает со страхами смерти, считая, что осознание смерти целительно для личности. Экзистенциальная тревога. Данная тревога – это та сила, которая заставляет человека развиваться, не останавливаться на достигнутом, продолжать жить аутентично. Экзистенциальная тревога рождается тогда, когда есть ощущение, что «я живу как-то не так», что я не становлюсь тем, кем мог бы стать, не делаю в жизни того, что должен делать. Иначе говоря, живу неаутентично.
То есть экзистенциальная тревога так же, как и осознание своей невечности, ведет к тому, что человек начинает задавать правильные вопросы самому себе и имеет шанс «выпасть» из неаутентичности, вырваться из нее к осмысленной, полной, осознанной жизни. Смысл жизни. Один из основных экзистенциалов. Вопрос о смыслах и ценностях жизни – важнейший вопрос, задаваемый личностью в процессе экзистенциальной терапии. В. Франкл, посвятивший жизнь исследованию смыслов, считал, что смысл жизни человек должен создать для себя сам. Франкл писал, что если у человека есть смысл, он способен перенести очень многие страдания. Когда я знаю, для чего я живу и могу наполнить свою жизнь ценностями, мне не столь страшны болезни и смерть, я способен вынести очень многое. Франкл даже предложил пути для нахождения личностного смысла жизни – через реализацию ценностей творчества, ценностей переживания и ценностей отношения [4].
Реализуя ценности творчества, личность находит смысл в своей деятельности; реализуя ценности переживания – в любви и чувствах к миру и другому человеку. Реализация ценностей отношения возможна в ситуации неизбежного страдания, когда человек сталкивается с близкой смертью, умирает. Даже тогда возможно проявить высшие человеческие качества – сострадание к близким, любовь, прощение, помощь. То есть ж
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Борботько В. Г. Принципы формирования дискурса: От психолингвистики к лингвосинергетике / В. Г. Борботько. — Издание 2е, стереотипное. — М.: КомКнига, 2007. — 288 с.
2. Ван Дорцен. Экзистенциальное консультирование и психотерапия на практике. Ростов-на-Дону: Ассоциация экзистенциального консультирования, 2007. 302 с.
3. Кораблина Е.П., Пашкин С.Б. Самопомощь в процессе профессиональной подготовки психологов - консультантов: учебно - методическое пособие. – СПб.: Изд - во РГПУ им. А.И. Герцена, 2018. – 63 с.
4. Кочюнас Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия.-М.: Академический проект: Гадуамус, 2005-464с.
5. Линде Н. Д Основы современной психотерапии.-М.: Изд. Центр «Академия», 2002-208с.;
6. Лэнгле А. Эмоции и экзистенция / А. Лэнгле. — Харьков: Гуманитарный центр, 2007. — 332 с.
7. Могилевич Б. Р. Дискурс коммуникативной толерантности / Б. Р. Могилевич // Вестник Московского университета. Серия 18. Соци ология и политология. — 2016. — № 3. — С. 193 — 201.
8. Мэй Р. Открытие бытия. Очерки экзистенциальной психологии. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. 224 с.
9. Пашкин С.Б., Мозеров С.А., Мозерова Е.С. Психолого - педагогические аспекты изучения индивидуальных особенностей военнослужащих // Военный инженер. – 2018. - №3(9). – С. 48 - 59.
10. Пашкин С.Б., Мозеров С.А., Мозерова Е.С. Эмпирическое изучение ценностно - смысловой сферы личности военнослужащих // Научные проблемы материально - технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации: сборник научных трудов. – СПб.: Изд - во Политехнического университета, Выпуск 4(10) 2018. – С. 306 - 320.
11. Плахотная Ю. И. Диалогический дискурс в когнитивном аспекте / Ю. И. Плахотная // Вестник Челябинского государственного университета. — 2011. — №25. — С. 135 137. 108
12. Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Карвасарского Б. Д.-Спб.: Питер Ком, 199-752с.
13. Семикин В.В., Пашкин С.Б. Формирование индивидуального стиля деятельности в военном вузе – основа развития психолого - педагогической культуры будущего профессионала // Военный инженер. – 2016. - №1. – С. 41 - 45.
14. Толстой Л. Н. Смерть Ивана Ильича. М.: Классика и современники, 1983. 304 с.
15. Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. — М.: Прогресс, 1990. — 366 с.
16. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 364 с.
17. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. — Минск: Попурри, 1999. — С. 9
18. Фуко М. П. Археология знания / М. П. Фуко. — СПб: ИЦ Гуманитарная академия; Университетская книга, 2004. — 416 с.
19. Ялом И. Групповая психотерапия. Теория и практика.-Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001-576с.