Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Умение понимать эмоции других людей служит важным компонентом в общении между людьми. Этот навык особенно важен в профессиях типа «человек-человек». Кроме того, умение визуально оценивать состояние человека, может помочь человеку правильно оценить ситуацию. Юмор, комизм, смех играют важную роль в социальной и духовной жизни индивида. Юмор как форма коммуникации и системы взглядов приобретает значимое место в ходе современной глобализации и становления постиндустриального общества, где утверждаются приоритеты ценностей солидарности, творчества, толерантности. Изучение юмора актуально как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Несмотря на то, что данные феномен вызывал интерес у ученых древнейших времен, на сегодняшний день не существует единой трактовки его природы.
Таким образом, это и определило тему нашей работы: взаимосвязь направленности в общении и стиля юмора в юношеском возрасте.
Цель исследования: изучить взаимосвязи разных видов направленности в общении и с различными стилями юмора в юношеском возрасте.
Объектом исследования является направленность в общении.
Предмет исследования – взаимосвязь направленности в общении и стиля юмора.
Гипотеза – существует взаимосвязь направленности в общении и стиля юмора в юношеском возрасте.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть возрастные особенности взаимосвязь направленности в общении и стиля юмора в юношеском возрасте.
3. Описать этапы, методы и методики исследования
4 Дать характеристику выборки и проанализировать результаты исследования.
Методологической основой исследования стали исследования в Гребень Н.Ф., Ершовой Р.В., Крупнова А.И., Ломова Б.Ф., Лук А.Н., Мартина Р.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы при работе со студентами, и молодежь. Психологами и педагогами.
Глава 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОСВЯЗТ НАПРАВЛЕННОСТИ В ОБЩЕНИИ И СТИЛЯ ЮМОРА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Отношения как социально-психологический феномен
Хотя современные отношения зачастую основываются на партнерстве сторон, люди упускают один важный момент. Мужчина подсознательно относится к женщине, как «большее» к «меньшему», а женщина – наоборот. Он заботится об избраннице, опекает, защищает, а женщина – прислушивается, уважает и почитает. [6, с. 200]
В этом суть отношений – именно такая модель традиционно считается правильной. Но далеко не все этому следуют. Такие отношения удовлетворяют базовые потребности обеих сторон. [18, с. 265]
Мужчина получает признание, а девушка – защиту и надежность. В этом заключается традиционно привычная суть отношений. Если нарушить эту модель отношений, может возникнуть дисбаланс.
Понятие отношения Понятие «отношения» – это связь между двумя людьми, которая выражается их контактами друг с другом, идеальными и материальными явлениями и вещами. Отношения эмоционально окрашивают мир конкретного индивида, влияют на его восприятие окружающих и самого себя.
Даже полное безразличие входит в понятие «отношения» – оно выражает отсутствие связи с кем-либо или с чем-либо. Через общение с людьми формируется система ценностей человека, его взгляды, мотивы, влечения.
Отношения – это своеобразный индикатор, который дает возможность проводить ассоциации между собой и другими индивидами. [17, с. 283]
Невозможно представить человечество без межличностных отношений. Мы находимся в обществе семьи, друзей, коллег, случайных прохожих. Формирование отношений происходит посредством взаимодействий, которые возникают между людьми.
Они могут сопровождаться эмоциями и передают внутреннее состояние человека.
Когнитивный и поведенческий компоненты также влияют на формирование отношений.
Благодаря им мы можем распознать особенности человека, оценить его адекватность, сопоставить себя с ним.
Поведенческий компонент – это регулятор характера отношений. Через жесты, мимику мы понимаем, какие эмоции испытывает собеседник. Формирование отношений будет иметь успех только в том случае, когда индивид умеет находить контакт с окружающими. Это возможно, если есть искренность, открытость, легкость, доброжелательность, эмоциональное притяжение.
Манипуляции и непринятие отталкивают людей – они разрушают доверие и чувство защищенности. Когда возникает эмоциональный контакт, формирование отношений переходит на новый этап. [5, с. 241-250]
Доверие располагает к более близкому общению, люди делятся планами, мечтами и взглядами на жизнь.
В процессе общения у людей формируется разный характер отношений. Они могут быть производственные, правовые, религиозные, политические и другие.
Если характер отношений официальный, они должны заверяться документально и контролироваться соответствующими органами. Деловые определяются учебной или трудовой деятельностью и не выходят за эти рамки.
Если общение обусловлено субъективными потребностями, то характер отношений называют личным.
Контакт двух людей – процесс активный, поэтому характер отношений может меняться. Чувства, намерения, формы их выражения влияют на коммуникацию.
Многое зависит от самодисциплины – если люди не соблюдают границы личного пространства, постепенно деловое общение может перерасти в личное.
Характер отношений должен меняться по обоюдному согласию, иначе один из участников может противиться сближению. Развитие отношений Люди в определенный период своей жизни начинают задумываться, почему одни отношения напоминают разрушающий смерч, а другие – тихую гавань. Многим кажется, что развитие отношений происходит по каким-то непонятным законам и не поддается логике. [16, с. 251]
На самом деле, закономерность все-таки есть, если понять суть отношений. Чтобы союз мужчины и женщины был гармоничным, отношения должны пройти 5 этапов – если хотя бы один из них «выпадает», то проблем не избежать.
Первая стадия – это поиск. Психологи уверяют, что в каждом человеке «живут» два начала – мужское и женское, но одно из них преобладает. В окружающих людях мы бессознательно ищем отражение своих внутренних «личностей противоположного пола».
Если у девушки хорошие отношения с отцом, то ей легче сформировать правильную модель семьи. В противном случае поиск будет бессознательным, основанным на телесном контакте, или партнеру придется брать на себя отцовские функции.
Поиск может закончиться свадьбой и рождением детей, но если супруги не перейдут на новый этап, то союз будет недолговечным. Следующая стадия – узнавание.
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Абдулова И. Г., Доленко Г. Н. Особенности и последствия социальной
2. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии. Новополоцк, 2011.
3. Вальянов Н.А. Специфика русского юмора: Материалы IV Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» 15 февраля-31 марта 2012 г. – С. 37.
4. депривации у детей// Проблемы современной науки и образования. 2015. №11 (41) С.218.
5. Домбровская И.С. Юмор в контексте развития, СПб.: Питер, 2014. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / под ред. Д.В.Люсина, Д.В.Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 29-36.
6. Иванова Е.М. Исследования чувства юмора в психологии // Вопросы психологии. – 2006. – №4. – С.122.
7. Кеттел Р. Психология индивидуальности. Факторные теории личности – СПб.: Питер, 2007. – С.128.
8. Люсин Д.В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные // Социальный и эмоциональный интеллект: от моделей к измерениям / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2009. С. 264-278.
9. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2009. С. 440.
10. Мартин Р. Психология юмора. – СПб.: Питер, 2009. – С. 342.
11. Марчук Ю. Н. Проблемы адаптации к социальной среде детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в специальных учреждениях//
12. Мацевич К.П. Особенности межличностных отношений юношей, проживающих в условиях детского дома// Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки.2013. № 15 С.175.
13. Нартова-Бочавер, С.К. Дифференциальная психология : учеб. пособие / С.К. Нартова-Бочавер. - 4-е изд., стер. - М. : Флинта, 2012.
14. Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки. 2014. № 12(27) С.120.
15. Олпорт Г. Становление личности. Избранные труды. – М.: Смысл, 2002. – С. 256.
16. Полина А.В. Психическая депривация в детском возрасте и возможности ее коррекции. (Коллективная монография) Коллективная монография / Под ред. А.В. Полиной. - Волгоград: Волгоградское научное изд-во, 2014. С.174-178.
17. Скрипченко, О.В. Общая психология : хрестоматия / О.В. Скрипченко. - Лебедь, 2005.
18. Ульянова Ю.И. Основные подходы к научному исследованию индивидуальных особенностей чувства юмора // Армия и общество. 2011. №4. С. 21-25.
19. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - Изд-во института психотерапии, 2002.
20. Шкуратова, И.П. Стили общения / И.П. Шкуратова, Л.И. Габдулина. - Изд-во РГУ, 2000.