Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Конституция РФ является основой правовой системы и всех возникающих на территории России
отношений, в ней отражены правовые основы, которыми обеспечивается статус судьи в Российской
Федерации с тем, чтобы гарантировать осуществление правосудия независимым и беспристрастным
судом. При этом ст. 48 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, а
исходя из содержания ст. 18 Конституции РФ, именно человек, его права и свободы являются
непосредственно действующими, именно они определяют смысл, содержание и применение
законов.
1. ПРИНЦИП НЕЗАВИСИМОСТИ СУДЕЙ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
1.1. Содержание конституционного принципа независимости судей
3
В юридической литературе научная правовая категория «независимость судей» исследуется в
различных аспектах:
1) как конституционный принцип реализации судебной власти;
2) как принцип осуществления правосудия;
3) как принцип, обеспечивающий правовой статус судьи;
4) как средство и гарантия обеспечения права граждан на судебную защиту, справедливое и
беспристрастное правосудие .
Исходя из этого, конституционный принцип независимости судей относится и к принципам
судоустройства, и к принципам, на которых основан конституционно-правовой статус судей.
Исходя из содержания ч. 1 ст. 120 Конституции РФ, суть конституционного принципа независимости
судей традиционно сводится к стремлению создания таких условий их деятельности, благодаря
которым рассмотрение дел и принятие решений судьями осуществлялось бы исключительно на
основе Конституции, федерального закона и своего внутреннего убеждения. Подчинение судей
исключительно Конституции и закону является не только гарантией независимости судей от
противоправных влияний, но и гарантией для граждан, вовлеченных в сферу судопроизводства, от
произвола при отправлении правосудия со стороны самого судьи. Как в этой связи подчеркивается
учеными, «позиция судьи должна восходить к Конституции, она содержательно определяется
императивом прав человека, обеспечение непосредственного действия которых Конституция
напрямую связывает с правосудием» .
Тем не менее подчинение судьи закону не является абсолютным во всех без исключения случаях: суд
должен применять только те законы, которые, во- первых, соответствует Конституции РФ и
международным нормам, и, во-вторых, признаны судом приемлемыми с точки зрения права. В этом,
по мнению Т.Г. Морщаковой, находит выражение не только независимость судебной власти от
законодательной, но и правомочие судов на осуществление судебного контроля за содержанием
применяемых законов: судья при разрешении конкретного дела должен убедиться, что подлежащая
применению норма права не противоречит конституционному регулированию (ч. 1 ст. 15
Конституции РФ). Лишь при условии соответствия закона Конституции судьи вправе и обязаны ему
следовать .
Л.В. Шеломанова, утверждая о наличии в действующем законодательстве отдельных норм,
препятствующих независимости судей, подвергает критике ч. 3 ст. 1 Закона РФ «О прокуратуре
Российской Федерации» (далее - Закон о Прокуратуре РФ). По мнению автора, указанная норма
может являться юридическим средством влияния прокуроров на независимость судей, что граничит с
неконституционным вмешательством в деятельность по осуществлению правосудия. Для устранения
подобного положения необходимо ч. 3 ст. 1 Закона о Прокуратуре РФ дополнить словами «при
наличии достаточных оснований полагать». Лишь в этом случае прокуроры имеют право
опротестования судебных приговоров, решений, постановлений и определений при их противоречии
закону .
1.2. Принцип независимости судей как гарантия эффективности правосудия
4
Россия, ознаменовав себя демократическим и правовым государством, взяла вместе с этим на себя
обязанность не только закрепить, но и защищать права и свободы, законные интересы своих
граждан. Во исполнение такого обязательства на территории государства созданы и функционируют
органы судебной власти, в связи с чем, правосудие осуществляется исключительно судом.
На основании изложенного, становится необходимым обеспечить эффективность правосудия,
беспристрастность судей в целом. Реализации данной цели способствуют следующие принципы,
отраженные в положениях нормативно-правовых актов РФ:
1) независимость (ст. 120 Конституции РФ);
2) несменяемость (ст. 12 Закона «О статусе судей в Российской Федерации»).
Говоря о независимости судей, стоит отметить, что такая категория рассматривается как
теоретиками, так и практиками в различных аспектах, в том числе как: конституционный принцип
судебной власти, правосудия или судопроизводства; одна из составляющих или принцип правового
статуса судьи; гарантия права граждан на судебную защиту .
Таким образом, независимость являет собой некое внутреннее психологическое состояние судьи,
отражающее его непосредственную систему ценностей, которые, при этом, находятся вне сферы
правового регулирования.
Достижение подлинной независимости судей - проблема, уходящая корнями в создание самого суда
как формы реализации государственной власти. Сегодня же законодательством в сфере уголовного
судопроизводства, в отличие от арбитражного (ст. 5 АПК РФ) и гражданского (ст. 8 ГПК РФ), принцип
независимости судей не предусмотрен. Тем не менее, ранее действовавший УПК РСФСР в ст. 16
предусматривал закрепление указанного принципа .
1.3. Правовое гарантирование независимости правосудия
В действующем законодательстве Российской Федерации для некоторых категорий лиц,
выполняющих особые государственные функции, имеются дополнительные гарантии в виде
законодательно закрепленных мер по государственной защите их прав и свобод. К числу данных лиц
относятся, в том числе, судьи, которые осуществляют свои судебные функции самостоятельно и
независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь лишь Конституции Российской Федерации и
федеральному закону. Судьи являются неприкосновенными, в связи с чем одной из гарантий
независимого правосудия является судейский иммунитет, который в сфере уголовного
судопроизводства выступает дополнительной защитой от незаконных посягательств со стороны
органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять уголовное преследование, с целью
создания условий, необходимых для качественного и надлежащего исполнения судебных функций,
возложенных государством.
Кратко остановимся на анализе слова «иммунитет». Так, в Советском энциклопедическом словаре
указано, что слово иммунитет происходит от латинского «immunitas» - освобождение, избавление от
чего-либо .
Иммунитет - общеправовой термин, означающий освобождение определенного круга субъектов
права из-под действия общих правовых норм . В юридическом контексте иммунитет в самом общем
5
плане означает освобождение определенного круга субъектов права из-под действия
общеобязательных правил. В специальной литературе иммунитеты рассматриваются как особый вид
привилегий. Вместе с тем привилегии расцениваются в качестве разновидности льгот, льготного
способа регулирования общественных отношений .
2. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГАРАНТИЙ НЕЗАВИСИМОСТИ СУДЕЙ
2.1. Содержание и проблемы классификация гарантий независимости судьи
В соответствии с ч. 1 ст. 120 Конституции РФ судья независимы и подчиняются только Конституции
России и федеральному закону. Обеспечение данного требования является важнейшей задачей
российского государства. Об этом свидетельствует не только закрепление принципа независимости
судей в законодательных актах, регулирующих статус судей и порядок осуществления правосудия, но
и провозглашение его в качестве основной задачи в Программах развития судебной системы,
принимавшихся на период 2002-2006, 2007-2012, 2013-2020 гг.
При этом Правительство РФ верно отмечало положительные для защиты отдельных граждан,
юридических лиц и страны, в целом, последствия реального обеспечения независимости судей:
- это способствует инвестиционной привлекательности России и повышению
предпринимательской активности;
- повышает доверие российского общества к судебной системе и государству;
- удовлетворение потребностей граждан, общества и государства в законном и справедливом
разрешении споров о праве, которые возникают в ходе реализации прав и обязанностей участников
правоотношений обеспечивает правовой порядок в стране, стимулирует развитие экономики.
Соблюдение принципа независимости судей возможно только в ситуации, когда это обеспечивается
взаимосвязанной системой правовых институтов, называемых в праве гарантиями независимости
судьи.
Действующие в настоящее время гарантии независимости судей можно разбить на три группы:
1. Процессуальные гарантии включают в себя предусмотренные процессуальным законодательством
нормы, устанавливающие такую процедуру осуществления правосудия, которая исключает
возможность незаконно вмешаться в деятельность судей по отправлению правосудия или
воспрепятствовать судье осуществлять правосудие.
Одной из таких процессуальных гарантий является право судьи применить денежное взыскание к
участникам уголовного судопроизводства, нарушающим порядок судебного заседания. К
сожалению, ст. 117 УПК РФ, толкуемая в совокупности со ст. 111 УПК РФ, не позволяет применять
данную меру процессуального принуждения к обвиняемому, защитнику, прокурору, иным
участникам судебного разбирательства, кроме перечисленных в ст. 111 УПК РФ.
2.2. Совершенствование гарантий независимости, обеспечивающих статус судьи в российской
федерации
6
Закрепленные в Конституции РФ основы правового статуса судей имеют учредительный характер,
которым обеспечиваются исходные начала развития отраслевого законодательства. В Законе о
статусе судей (ч. 1 ст. 9) закреплена система гарантий судейской независимости, которая
обеспечивается:
- предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия: запретом под угрозой
ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;
- установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи;
- правом судьи на отставку;
- неприкосновенностью судьи;
- системой органов судейского сообщества;
- предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения,
соответствующего его высокому статусу.
Проведенный анализ данной нормы позволил сделать вывод о том, что ее содержание не вполне
соответствует правилам юридической техники, согласно которым при формулировании правовых
предписаний необходимо не только следовать логике изложения текста, но и соблюдать требования
конкретности, краткости, компактности и сокращения до минимума дублирования нормативного
материала, касающегося одного и того же вопроса. Такой вывод основан на следующем.
Прежде всего, включенный в перечень гарантий установленный порядок приостановления и
прекращения полномочий судьи полностью поглощается содержанием конституционного института
несменяемости судей. Потому если следовать использованной логике изложения нормативного
материала, следовало бы раскрыть также и содержание института неприкосновенности судьи. Но
законодатель не сделал этого, ограничившись лишь его названием. С этих же позиций не
усматривается оснований для выделения в качестве самостоятельной гарантии независимости права
судьи на отставку. Кроме этого, по обоснованному мнению Л.В. Шеломановой, приостановление и
прекращение судейских полномочий является исключением из общего правила несменяемости
судей, в ущерб которому подобные формулировки неоправданно смещают акцент в сторону
возможности лишения судейских полномочий. Поэтому, на наш взгляд, стоит согласиться с выводом
ученого, что достаточным было бы закрепление вместо двух гарантий одной - гарантии
несменяемости судьи, поскольку и порядок приостановления и прекращения полномочий, и право
судьи на отставку охватываются этой гарантией .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Независимость судьи находится под надежной государственной защитой в лице соответствующих
правовых гарантий, имеющих правовое закрепление в различных источниках уголовнопроцессуального законодательства и, самое главное, направленных на обеспечение независимости
судьи как основного условия жизнедеятельности авторитетной судебной власти.
Роль суда в российском обществе и его независимость утверждаются с позиций конституционных и
международных стандартов. Суд, являясь органом защиты прав и свобод человека и гражданина,
действует по принципам справедливости, доступности, независимости. Законодатель пытается
7
всяческим образом исключить правовые положения, которые ставят суд в позицию защиты и,
особенно, в обвинительную позицию, направляя, таким образом, силы на повышение престижа суда
в обществе и государстве. Ведь одной из главных конституционных обязанностей нашего государства
является соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Именно поэтому обеспечение
соблюдения законов нашим обществом возлагается в том числе на судей. А надлежащее и
соответствующее применение судами законов и иных нормативных правовых актов зависит в том
числе от самостоятельности и независимости судебной власти от чьего-либо вмешательства в их
деятельность. Ведь независимость судьи является неотъемлемой составной частью их правового
статуса, конституционным принципом организации и функционирования судов и профессиональной
деятельности судей.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993
г.) // Рос. газ. - 1993. - № 237.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание
законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-
ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.
4. Федеральный закон от 20.04.1995 № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных
лиц правоохранительных и контролирующих органов» // Собрание законодательства РФ. - 1995. - №
17. - Ст. 1455.
5. Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» // Рос. газ. -
1992.
6. Постановление Правительства РФ от 27.12.2012 № 1406 (ред. от 03.10.2018) «О федеральной
целевой программе «Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы» // Собрание
законодательства РФ. - 2013. - № 1. - Ст. 13.
7. Постановление Правительства РФ от 21.09.2006 № 583 (ред. от 01.11.2012) «О федеральной
целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2007-2012 годы // Собрание
законодательства РФ. - 2006. - № 41. - Ст. 4248.
8. Постановление Правительства РФ от 20.11.2001 № 805 (ред. от 06.02.2004) «О федеральной
целевой программе «Развитие судебной системы России на 2002-2006 годы» // Собрание
законодательства РФ. - 2001. - № 49. - Ст. 4623.
9. Уголовный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 27.10.1960) (ред. от 30.07.1996) // Ведомости ВС
РСФСР. - 1960. - N 40. - Ст. 591 (утр. силу).
Материалы судебной практики
8
10. Постановление Верховного Суда РФ от 31.08.2010 № 6-AA10-1. http://www.consultant.ru/
cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ARB002&n=304705#000947155253291454 (дата обращения
19.06.2019).
11. Постановление Верховного Суда РФ от 30.07.2010 № 14-АД10-1 .URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96790/ (дата обращения: 19.06.2019).
Научная литература
12. Анишина В.И. Дискреционные полномочия судов как гарантия самостоятельности и
эффективности судебной власти // Конституционное и муниципальное право. -2017. № 8. – С.31.
13. Анишина В.И., Гаджиев Г. А. Самостоятельность судебной власти // Общественные науки и
современность. - 2016. - № 6. – С.8-10.
14. Бойков А.Д. Третья власть в России. - М., 1997. - 262 с.
15. Бондарь Н.С., Джагарян А.А. Правосудие: ориентация на Конституцию. - М. : НОРМА, ИНФРАМ, 2018. – 353 с.
16. Власов А.А. Предисловие к Комментарию закона «О статусе судей в Российской Федерации». -
М.: Юрайт, 2017. - 290 с.
17. Гаспарян Н.С. Почему российский суд зависим // СПС Консультант Плюс.
18. Головко Л.В. Построение независимой судебной власти: стратегический подход // Вопросы
правоведения. - 2010. - № 3. – С.161.
19. Ермошин Г.Т. Полномочия органов судейского сообщества в обеспечении конституционных
принципов самостоятельности органов судебной власти и независимости судьи. Российский и
зарубежный опыт // Вестник Костромского государственного технологического университета.
Государство и право: Вопросы теории и практики (Серия «Юридические науки»). - 2014. - № 1(4). - С.
77-82.
20. Ермошин Г.Т. Современная концепция статуса судьи в Российской Федерации // Журнал
российского права. - 2013. - № 8. – С.190-192.
21. Калинин В.Н. Судебная власть в российской федерации: тенденции и перспективы развития //
Современные проблемы права, экономики и управления. - 2016. - № 2 (3). – С.124.
22. Кони А.Ф. Уголовный процесс: нравственные начала. - М.:Зерцало, 2015. - 131 с.
23. Лебедев В.М. Судебная власть в современной России: проблемы становления и развития. -
СПб., 2001. - 284 с.
24. Макарова О.В. Некоторые проблемы укрепления гарантий независимости судей // Журнал
российского права. - 2008. - № 5 (137). - С. 104 - 110.
25. Малько А.В. Правовые иммунитеты // Правоведение. - 2000. - № 6. - С. 11-22.
9
26. Мамина О.И. Правосудие в механизме правового государства: концепции и реальность: дис.
... канд. юрид. наук. - Тамбов, 2007. – 242 с.
27. Марогулова И.Л. Некоторые вопросы судебной реформы // Судебная реформа в России:
проблемы совершенствования законодательства : материалы науч.-практ. конф., Москва, 28 мая
2001 г. - М., 2001. - С. 52-55.
28. Морщакова Т.Г. Конституционные основы судебной власти. - М. : ГУ-ВШЭ Факультет права,
2005. – 248 с.
29. Остапенко Е.П. Правовой статус судьи и эффективность правосудия // Общество и право. -
2010. - № 5 (32). - С.213-215.
30. Панкова О.В. Рассмотрение в судах общей юрисдикции дел об административных
правонарушениях / Под ред. О.А. Егоровой.. - М.: Статут, 2014. - 440 с.
31. Самостоятельность и независимость судебной власти Российской Федерации / под ред. В.В.
Ершова. - М. : Юристъ, 2006. – 356 с.
32. Стецовский Ю.И. Судебная власть. - М., 1999. - 400 с.
33. Суменков С.Ю. Привилегии и иммунитеты как общеправовые категории : автореф. дис. ...
канд. юрид. наук. - Саратов, 2002. - 26 с.
34. Терехов Д.К. Обеспечение независимости суда // Российская юстиция. - 2017. - 1. - С. 55 – 61.
35. Чувилев А., Агаев Ф. Проблемы реализации конституционного принципа равенства всех
перед законом и судом в уголовном судопроизводстве // Уголовное право. - 1999. - № 2. - С. 72-73.
36. Шеломанова Л.В. Независимость судей как конституционный принцип правосудия: автореф.
дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2003. – 32 с.
37. Шеломанова Л.В. Понятие и сущность категории «независимость судей» в конституционном
праве России // Конституционное и муниципальное право. - 2012. - № 7. – С.5-7.
38. Шигуров А.В. Проблемы реализации права подсудимого на рассмотрение его дела в том суде
и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом // Исторические, философские,
политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики.
- 2013. - № 6-1 (32). - С. 210-212.
39. Шигуров А.В. Проблемы реализации принципа осуществления правосудия только судом //
Вестник Мордовского университета. - 2009. - № 4. - С. 188-191.