Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Одной из главных задач государственного управления является эффективное правовое регулирование, которое способствует упорядочению общественных отношений в различных сферах жизнедеятельности.
Ряд нормативных правовых актов предписывает должное поведение, круг прав и обязанностей, а также ответственность за несоблюдение установленных правил. Важное место в регулировании правоотношений занимают административные нормы права, которые закреплены в административном законодательстве России. Они устанавливают общие правила, положения и принципы административного производства, виды административной ответственности и порядок привлечения за совершение различных правонарушений, в том числе в области налогообложения.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что нарушения налогового законодательства негативно влияют на финансово-экономическую сферу государства. Соблюдение гражданами обязанностей в системе налогообложения обеспечивает стабильность бюджета, его своевременное пополнение и расходование. Государство при эффективной налоговой системе способно качественно выполнять свои функции, в том числе по защите прав и свобод граждан, поддержанию должного уровня жизнедеятельности. Административная ответственность за правонарушения в сфере налогового законодательства является не только карательной мерой, но и критерием социальной справедливости. Кроме того, привлечение виновных лиц к административной ответственности оказывает профилактическое воздействие на последних.
Рассмотрение порядка привлечения к административной ответственности за нарушения налогового законодательства также способствует выявлению проблемных вопросов и путей их разрешения.
Объектом исследования выступают общественные отношения, которые возникают при осуществлении производства по административным делам в сфере налогового законодательства.
Предметом настоящей работы является совокупность процессов, позволяющих привлечь правонарушителя к административной ответственности за нарушения налогового законодательства.
Целью исследования является комплексный анализ особенностей порядка привлечения к административной ответственности за нарушения рассматриваемой категории.
Указанная цель обусловила постановку и решение следующих задач:
- рассмотрение вопросов, связанных с компетенцией должностных лиц, уполномоченных на рассмотрение административных правонарушений в части касающейся;
- изучение процессуальных аспектов привлечения к административной ответственности;
- анализ обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность;
- исследование понятия и видов наказаний за рассматриваемые правонарушения.
Научно-теоретическое значение работы заключается в том, что в ней сформулированы теоретические положения об административной ответственности за нарушения налогового законодательства: порядок привлечения, условия и обстоятельства рассмотрения административных дел, подведомственность органов, уполномоченных на их рассмотрение. Основные результаты работы могут быть использованы в педагогических целях.
Практическое значение работы состоит в том, что знания о порядке привлечения к административной ответственности за нарушения налогового законодательства позволяют юристам правильно применять нормы права, содержащиеся в налоговом и административном законодательстве.
В основе курсовой работы лежат научные методы: нормативно - логический, социологический, а также методы комплексного анализа и синтеза, аналогия, индукция и дедукция и метод сравнительного правоведения.
Теоретической базой курсовой работы являются нормативные правовые акты, труды отечественных авторов, научные публикации периодических изданий, учебные пособия.
Структура работы представлена введением, четырьмя главами, заключением и списком использованных источников.
1. Органы административной юрисдикции, уполномоченные на рассмотрение дел об административных правонарушениях в сфере налогового законодательства
В соответствии со ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (ред. от 29.05.2019, далее – КоАП РФ) под административным правонарушением понимается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность .
«Административное правонарушение в сфере налогов представляет собой противоправное, виновное, действие (бездействие) физического или юридического лица, посягающее на общественные отношения в области налогов, за которые КоАП РФ установлена административная ответственность» .
Привлечение к административной ответственности за нарушения в сфере налогообложения осуществляется на основании норм действующего налогового законодательства. Согласно ст. 2 Налогового кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 №146-ФЗ (ред. от 29.05.2019, далее – НК РФ) налоговое законодательство «регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов, сборов, страховых взносов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения»1.
Характер властных отношений определяется волеизъявлением государства по установлению размеров налогов, их обязательному взиманию. Это означает, что каждый субъект обязан подчиняться действующим нормам, выполнять предписания налоговых органов, своевременно производить оплаты налогов и сборов, других обязательных платежей. Государство, устанавливая правила поведения в сфере налогообложения, также регламентирует посредством действующего законодательства основания, условия и порядок привлечения к ответственности
Административные нарушения налогового законодательства представляют общественную опасность, которая выражается в посягательстве на обязанность всех граждан уплачивать законно установленные налоги.
Перечень административных правонарушений в сфере налогового законодательства закреплен в Главе 15 «Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг» КоАП РФ. К таковым правонарушениям относятся:
- нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 15.3);
- нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации (ст. 15.4);
- нарушение сроков представления налоговой декларации (расчета по страховым взносам) (ст. 15.5);
- непредставление (несообщение) сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 15.6);
- нарушение порядка открытия счета налогоплательщику (ст. 15.7);
- нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога (сбора), страхового взноса, пеней, штрафа (ст. 15.8);
- неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страхового взноса или налогового агента (ст. 15.9);
- грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности (ст. 15.11) .
Как правило, выявление правонарушений данного вида осуществляется налоговыми органами, которые собирают доказательственную базу противоправного деяния, составляют протоколы об административном правонарушении, а в последующем передают материалы по подведомственности уполномоченным органам для рассмотрения дел и привлечения виновных лиц к административной ответственности.
Кратко характеризуя деятельность налоговых органов, можно выделить их основную функцию по осуществлению контроля налоговой системы страны посредством мониторинга соблюдения законодательства о налогах и сборах.
Налоговые органы руководствуются нормативными правовыми актами, в первую очередь, нормами Закона Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации» от 21.03.1991 № 943-1, Постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 (ред. от 03.10.2018) «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе», НК РФ и другими.
В соответствии со ст. 30 НК РФ систему налоговых органов образуют «федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов, сборов, страховых взносов, и его территориальные органы» .
Главной задачей налоговых органов является обеспечение контроля за соблюдением законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления, начисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов и страховых взносов, соответствующих пеней, штрафов, процентов, иных обязательных платежей1.
При выявлении признаков вышеуказанных в данной главе составов административных правонарушений, налоговые службы направляют материалы в компетентные органы для привлечения лиц к административной ответственности.
В соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ административные