Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Под местным самоуправлением понимаются право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения. Местное самоуправление, как институт гражданского общества, выступает в роли объединяющего центра, управляющего местным сообществом не только от имени Конституции, но и на основании волеизъявления граждан - членов местного сообщества.
Функции муниципального управления – это направления деятельности муниципальных органов, которые являются базовыми.
Функции определяются соответственно природе самоуправления на местах, и отличаются между собой объемами и целями.
Муниципальная деятельность призвана создать условия для возможности населению участвовать в самоуправлении. К условиям можно отнести:
присутствие выборных органов,
использование прямой демократии,
материально-финансовая база для разрешения вопросов муниципального образования.
Население муниципалитета участвует в управлении путем выборов представителей в органы власти. Известно, что представительные органы выбираются при тайном голосовании, основываясь на ровном избирательном праве. Законодательно установлено, что власть может осуществляться на сходе граждан. Так же возможен созыв местного референдума, где будут участвовать все граждане, которые проживают на территории образования. Население имеет право вносить различные проекты нормативно-правовых актов, а органы обязаны их рассмотреть.
Развитие демократии на муниципальном уровне обеспечит крепкую взаимосвязь органов и их должностных лиц с жителями образования, и позволит последним контролировать деятельность органов местного самоуправления.
Органы местной власти подтверждают свою необходимость при упорядоченном и рациональном управлении финансами и собственностью.
Органы местного самоуправления выступают в качестве собственника имущества и финансов муниципального образования, однако в случаях, предусмотренных законом, им может выступать население. Органы местного самоуправления могут передать имущество в пользование (временное либо постоянное) юридическим и физическим лицам. Могут совершать и иные сделки в отношении муниципального имущества.
Целью муниципального управления выступает улучшение условий жизни населения и создание устойчивой и благоприятной среды населения. Происходит достижение этих целей благодаря деятельности муниципальных органов по развитию местной инфраструктуры. Удовлетворяя потребности жителей муниципальные органы содержат, организуют и развивают учреждения, службы и организации.
Органы власти в муниципальном образовании занимаются развитием дошкольного и общего образования, поддержанием тепло-, газо-, водоснабжением и пр. Данные мероприятия позволяют создать все необходимые предпосылки для реализации прав и свобод человека и гражданина.
Общественный порядок – это база для нормальной жизни муниципального образования и важнейшее условие для того, чтобы реализовывались свободы и права человека и гражданина.
На сегодняшний день охраной общественного порядка занимаются органы внутренних дел. Органы местного самоуправления обязаны поддерживать полицию. Законодатель определил, что органы местного самоуправления обязательно должны участвовать в охране окружающей природной среды. Органы власти взаимодействуют с государственными органами и обеспечивают оценку состояния окружающей среды, принимают программы для поддержания экологии, выдают разрешения на разные виды природопользования.
Взаимоконтроль государства и общества является важным компонентом строительства эффективно действующей системы публичного администрирования и в этом, как мы можем прийти к выводу, заключается необходимость тесного взаимодействия государства и гражданского общества, без которого невозможно развитие в стране полноценной демократии.
Объектом исследования является местное самоуправление зарубежных стран.
Предметом исследования выступают общественные отношения в местном самоуправлении.
Цель исследования состоит в анализе зарубежного опыт местного самоуправления, рассмотреть основные модели местного самоуправления, сравнить их с действующей в России системой местного самоуправления и разработать рекомендации по развитию местного самоуправления с учетом зарубежного опыта.
Исходя из поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Характеристика местного самоуправления как конституционно-правового института: сущность и функциональное назначение.
2. Понятие и классификация функций местного самоуправления.
3. Анализ содержательных основ и проблем реализации функций местного самоуправления в современной России.
4. Определение принципов изменения функциональной природы местного самоуправления.
5. Характеристика интеграции современных общественных процессов в функциональные аспекты местного деятельности органов местного самоуправления.
Глава 1. Функциональная характеристика местного самоуправления: институционально-правовой подход
1.1. Местное самоуправление как конституционный институт: сущность и функциональное назначение
Местное самоуправление за рубежом имеет довольно разнообразные формы в зависимости от того, насколько оно интегрировано в систему государственного управления и какова степень его автономности. Значительную роль в распространении идей местного самоуправления в европейских государствах сыграла бельгийская Конституция 1831 года. В ней содержалась специальная статья, посвященная общинному управлению. Наряду с законодательной, исполнительной и судебной властями признавалась власть четвертая - муниципальная. В настоящее время в мировой практике различают две модели местного самоуправления - англосаксонскую и континентальную (французскую). Если первая получила распространение в Великобритании, США, Канаде, Австралии и других странах с англосаксонской правовой системой, то вторая популярна в континентальной Европе, франкоязычной Африке, Латинской Америке и на Ближнем Востоке.
Местное самоуправление в России проделало сложный и противоречивый путь развития. Его роль и значение в различные периоды истории неоднократно менялись, в связи с чем менялась и система взаимоотношений местного самоуправления и государственной власти. Конституцией России 1993 года было провозглашен принцип независимости местного самоуправления и невключения его в систему органов государственной власти. В 2003 году с принятием закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» начался новый этап преобразований. Сегодня процесс реформирования системы местного самоуправления вступил в решающую стадию: с 2009 года Закон действует во всех субъектах Федерации без исключения.
В основе современной Европейской модели местного самоуправления лежит Европейская хартия, принятая Советом Европы 15 октября 1985 года. В ней представлено общее определение местного самоуправления. Под местным самоуправлением Хартия понимает право и способность местных сообществ контролировать значительную часть общественных дел, управлять ею в рамках закона под свою ответственность и на благо населения. Последнее представляется наиболее значимым, поскольку результатом проводимых отечественных социально-экономических реформ стало снижение жизненного уровня населения, сокращение его численности и вывоз капитала за рубеж.
В настоящее время существенно изменяется статус органов местного самоуправления, которые находятся на стыке взаимоотношений между властью и народом: они выступают в роли интегратора различных политических идей и общественных ценностей, а также становятся ведущим партнером государства в предоставлении гражданам широкого спектра услуг. Органам местного самоуправления, обладающим преимуществом прямого доступа к населению, необходимо коррелировать свои полномочия с весьма сложным разнообразием комплекса условий (исторических, экономических, демографических и т.д.) на определенной территории, что требует значительной финансовой независимости и свободы действий .
В то же время, особую роль в развитии местных органов власти играют информационно-коммуникационные технологии как один из наиболее важных факторов, влияющих на формирование современного общества. Распространение современных информационно-коммуникационных технологий несет в себе значительные перемены в жизнь муниципального сообщества, позволяя обмениваться опытом с местным уровнем власти других регионов или стран, на основе анализа которого выявляются общие тенденции развития .
Право на местное самоуправление подразумевает возможность участия населения во властно-публичной деятельности на территории конкретного муниципального образования. Наличие у индивидов данного права является результатом как проявления активной гражданской позиции, так и усиления взаимодействия органов местной власти с населением. Реализация права на местное самоуправление предполагает активное участие населения в территориальном общественном самоуправлении, муниципальных выборах, местных референдумах, публичных слушаниях, собраниях и конференциях, а также правотворческую инициативу граждан, что является мощным стимулирующим средством для активизации деятельности представительных органов местного самоуправления. Именно в таких проявлениях выражается эффективная система самоуправления как базового института в структуре гражданского общества .
В современном государстве, где властная организация и ее осуществление основываются на принципе разделения властей, неотъемлемой частью становиться местное самоуправление. Принцип местного самоуправления позволяет обеспечить децентрализацию системы управления, что в конечном итоге приводит к тому, что система становится более гибкой и пригодной к обеспечению интересов общества на местах с учетом различных местных особенностей.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399
2. Федеральный закон 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571
3. Федеральный Закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»
4. Автономов А. С., Захаров А. А., Черкасов А. И. Европейская Хартия местного самоуправления и ее значение // Полис. Политические исследования. 1998. № 4. С. 168-172.
5. Баженов А. М., Мартынова Т. М. Местное самоуправление в траектории гражданского общества // Проблемы постсоветского пространства. 2015. № 2 (4). С. 101-123.
6. Боков, М. Б. Кадры местного самоуправления: настоящее и будущее // Мониторинг общественного мнения. 2009. № 3 (91). С. 50-73.
7. Гриценко Е. В. В поисках утраченных идеалов: российская муниципальная реформа и опыт Германии // Сравнительное конституционное обозрение. 2014. № 6. С. 17-43.
8. Замотаев А. А. Местное самоуправление основные понятия и термины. М. : Муниципальная власть, 1999. 400 с.
9. Зотов В/Б. Система муниципального управления: Учебник для вузов / В. Б. Зотов. - СПб. : «Питер Пресс», 2007. - 609 с.
10. Леушин М.Е. Подходы к оценке эффективности деятельности органов муниципального самоуправления // Чита: Издательство «Молодой ученый». 2013. С. 71.
11. Пехова Н.Ю. Стандарты качества управления муниципальными проектами //Научно-политический журнал «Социология власти». – 2011. - №6. – С. 122-129.
12. Пылин В.В. Некоторые аспекты реформирования муниципальной службы // Государственная власть и местное самоуправление. - 2006. - № 7. - С. 32-37.
13. Российское общество и вызовы времени. Книга первая / под ред. Горшкова М. К., Петухова В. В. М. : Весь Мир, 2015. 336 с.
14. Савоськин, А.В. Виды обращений граждан в органы государственной власти и местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. - 2015. - № 2. - С. 28-33.
15. Симонова С.В., Кириенко Г.С. Организационные модели местного самоуправления в Российской Федерации: размышления об эффективности //Государственная власть и местное самоуправление. - 2015. - № 4. - С. 18-22.